Что посмотреть и послушать об образовании: подборка за апрель 2023-го
Новые выпуски о научном подходе к обучению, инфобизнесе, классных презентациях и кипрском образовании (у них очень интересный опыт!).
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Что стоит знать о мозге тем, кто учит взрослых
Кто: нейробиолог Вячеслав Дубынин.
Где: на YouTube-канале Дубынина.
Про что: чем отличается обучение взрослых от детского образования.
В этом коротком интервью для компании iSpring Вячеслав Дубынин — профессор МГУ и известный популяризатор науки — говорит о парадоксах обучения. С одной стороны, взрослый мозг уже не столь пластичен, и обучаться новому с годами всё сложнее. С другой — взрослые, как правило, осознанно выбирают, чему хотят учиться, а это большой плюс.
Какие качества преподавателя важнее всего в обучении взрослых и как реагировать на каверзные вопросы слушателей — смотрите в интервью. Из других тем в нём также затронуты поддержание здоровья мозга, роль эмоций и популярные заблуждения о нейробиологии.
Читайте также:
Как работает ЭЭГ и что умеют нейроинтерфейсы
Кто: руководитель разработки в компании «Нейроботикс» Дмитрий Конышев.
Где: в подкасте о технологиях «Запуск завтра».
Про что: откуда в мозге электричество, что создаёт в нём ритмы и как использовать эту информацию себе на пользу.
В этом подкасте почти не говорят об образовании. Но его стоит послушать, если вы хотите разобраться в том, что можно узнать об активности мозга с помощью современных приборов (это полезно знать тем, кто интересуется нейронауками).
Дмитрий Конышев рассказывает о механизме электроэнцефалографии (ЭЭГ), о том, какие участки мозга и мозговые ритмы связаны с различными занятиями и состояниями, и о том, как приборы с биологической обратной связью помогают управлять вниманием и концентрацией. После прослушивания исследования нейроучёных — в том числе в сфере образования — точно станут понятнее.
Как любопытство, рефлексия и тяга всё исследовать помогают учиться
Кто: руководитель исследовательского направления в Институте тренинга Светлана Савельева.
Где: в подкасте LLLab «На курсах не расскажут».
Про что: что мешает взрослым людям учиться и как любопытство и самоисследование помогают преодолеть барьеры.
В этом подкасте ведущая Юлия Селезнёва — опытный методист и преподаватель программ корпоративного обучения и ДПО — обсуждает с практиками из сферы образования их профессиональный опыт. Разговор со Светланой Савельевой посвящён тому, какие подходы к самообразованию сработали для самих спикеров и как помочь студентам на курсах разных форматов выбрать свой путь. Также в выпуске обсуждается, как найти свои приёмы для концентрации внимания, как выявить своё оптимальное «состояние ученика» и чем полезен выход из информационного пузыря.
Как развивалось и устроено образование на Кипре
Кто: директор средней школы The Island на Кипре Андреас Эконому.
Где: на «Мастерской учителя» магистерской программы НИУ ВШЭ «Педагогическое образование».
Про что: с какими проблемами сталкивается система образования Кипра и похожа ли она на российскую.
Знакомство с разными образовательными системами мира часто становится темой «Мастерской учителя», и на этот раз с рассказом о школах своей страны выступил педагог с Кипра. Несмотря на все различия, у кипрской образовательной системы можно найти общие черты с российской. Например, там за последние 30 лет попробовали несколько подходов к профильному обучению в старшей школе, которое сейчас развивается и в России. А ещё из-за обесценивания вузовских дипломов растёт роль среднего профессионального образования, хотя его по-прежнему многие считают недостаточно престижным.
На встрече спикер рассказал об исторических корнях кипрского образования, сложностях с экзаменами и о том, как в стране действуют многочисленные иностранные школы. Обратите внимание — хотя видео начинается на английском, всё выступление сопровождалось переводом на русский язык.
Как быть с тем, что современные студенты не умеют… читать?
Кто: Марина Бояринцева — научный сотрудник лаборатории академических компетенций и управления знаниями ТюмГУ, Константин Кокарев — завлабораторией академических компетенций и управления знаниями ТюмГУ.
Где: на YouTube-канале Института образования ВШЭ.
Про что: как применять аналитическое чтение для эффективного обучения в университете.
Преподаватели часто жалуются на то, что современные студенты не умеют самостоятельно работать с письменными источниками, искать в них и анализировать информацию, необходимую для обучения в вузе. Рекомендованные списки литературы превращаются в формальные списки «для галочки». Ничего удивительного: ведь читает молодое поколение мало, а школьная литература не даёт навыков работы с научными текстами. По этим причинам в ТюмГУ ввели предмет «аналитическое чтение». На семинаре инициаторы этой идеи рассказали про свой опыт. Они уверены, что чтение — инструмент мышления, то есть в целом предмет направлен не только на то, чтобы научить работать с письменными источниками ради эффективного обучения, но и на развитие аналитических способностей.
В начале курса Константин Кокарев и Марина Бояринцева исследовали, на каком уровне навыки аналитического чтения у студентов уже сформированы, — и выявили у них сложности с восприятием информации. Это исследование заставило переосмыслить планирование работы со студентами — преподавателям и методистам пришлось сокращать список литературы для самостоятельного изучения.
Как использовать действия и триггеры в PowerPoint
Кто: разработчик электронных курсов Александра Стадник.
Где: на вебинаре iSpring.
Про что: о том, как разнообразить слайдовые курсы и презентации интерактивными элементами.
Интерактивность в слайдовых курсах помогает удерживать внимание студента, проводить промежуточную проверку знаний и удобно структурировать материал. И в PowerPoint есть инструменты, позволяющие реализовать множество интерактивных сценариев. Например, можно разместить кнопки, которые позволяют пользователю перемещаться между разными слайдами. Или же назначить триггеры — если по ним кликнуть, на слайде появится всплывающее пояснение.
Разработчик онлайн-курсов Александра Стадник рассказала о трёх видах интерактивных элементов, которые можно добавить с помощью этих инструментов, — о заданиях вида «заполни пробелы», слайдерах с дополнительным контентом и маркированных изображениях. И очень подробно, по шагам, разобрала, как настроить каждый из них.
Читайте также:
Почему онлайн-обучение — не всегда EdTech
Кто: GR-директор «Нетологии» Валентина Куренкова.
Где: в подкасте «А за окном Россия».
Про что: что такое российский EdTech и какие вызовы сейчас перед ним стоят.
В выпуске подкаста о бизнесе в России Валентина Куренкова отвечает на вопросы, которые часто звучат в дискуссиях об EdTech:
- как провести грань между этой сферой и инфобизнесом;
- равнозначны ли понятия «EdTech» и «онлайн-обучение»;
- кто должен регулировать образовательный контент в интернете и нужно ли это рынку;
- не слишком ли много начинающих айтишников производят EdTech-компании и какие специалисты реально будут востребованы в ближайшее время.
Как вести дела в инфобизнесе юридически правильно
Кто: Антон Чудесенко — юрист, который работает с инфобизнесменами.
Где: в подкасте об инфобизнесе «Инфокаст».
Про что: какие ошибки допускают те, кто продаёт свои курсы и вебинары, и как их предотвратить.
За последние месяцы нескольких популярных российских блогеров, известных, помимо прочего, продажей инфопродуктов, обвинили в неуплате налогов. Означает ли это, что сферу ждёт ужесточение регулирования? Гость «Инфокаста» юрист Антон Чудесенко считает именно так и рекомендует всем начинающим инфобизнесменам продумывать правильную организацию своего бизнеса с самого начала. А ещё рассказывает о типичных ошибках начинающих инфобизнесменов. Какие есть способы защитить свою репутацию в публичном поле и как подготовиться к тому, что клиенты могут захотеть вернуть деньги за курсы, можно узнать в этом подкасте.
Осторожно: помимо полезной информации, в выпуске довольно часто звучит ненормативная лексика.