Что посмотреть и послушать об образовании: подборка января
Собрали шесть интересных дискуссий и интервью на профессиональные темы, которые вы могли пропустить в предновогодней суете и в начале рабочего года.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Что значит быть хорошим педагогическим дизайнером
Кто: исследователь педагогического дизайна в Сиракузском университете (США) Юрий Павлов.
Где: в подкасте «Лабмедиа» «Обучение между делом».
Про что: о чём говорят на научных конференциях по педдизайну и из чего состоит повседневная работа хорошего специалиста.
Директор по развитию продуктов «Лабмедиа» Александр Рябинин и педдизайнеры Мария Мосеева и Андрей Морозов пригласили в свой подкаст специалиста, который изучает научные основы проектирования обучения. Побеседовать удалось не только об исследованиях, но и о практике зарубежных и российских педдизайнеров. В выпуске вы услышите:
- зачем изучать любопытство учащихся;
- как объяснить новичку, что такое педагогический дизайн;
- как эту область воспринимают в разных сферах в России и в мире;
- как педдизайн связан с современной учебной аналитикой;
- какие нетипичные задачи иногда приходится выполнять педдизайнерам;
- и кого можно назвать плохим педдизайнером.
Читайте также:
Какие подходы частных школ актуальны в массовом образовании
Кто: председатель совета директоров «Русагро» и основатель школы «Летово» Вадим Мошкович, министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Где: на Гайдаровском форуме.
Про что: может ли общее образование быть человекоцентричным.
В дискуссии «От продукто- до человекоцентричности в общем образовании» Мошкович рассказал, какие принципы помогают ученикам школы «Летово» достигать высоких образовательных результатов, а Кравцов — о том, что в России в целом растёт качество общего образования. Демонстрацией достижений диалог не ограничился: министр просвещения сообщил, что на основе подходов школы «Летово» разрабатываются программы повышения квалификации для российских педагогов. Задача в том, чтобы эффективнее работать с мотивированными школьниками. Вот ещё несколько тем из обсуждения:
- в чём Сергей Кравцов видит причины падения качества образования в Финляндии и Гонконге;
- как в «Летово» организовали команду учителей и сделали школу «владельцем знания»;
- как педагоги школы совмещают преподавание по предметам и наставничество;
- какие элементы этого подхода можно адаптировать для массовой школы;
- почему единственный ограниченный ресурс в школе — время детей;
- как Минпросвещения планирует развивать систему поддержки каждого ребёнка;
- и когда в каждой школе появятся свой театральный кружок и спортивная секция.
Как на самом деле меняется рынок труда
Где: на канале Высшей школы экономики.
Кто: Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований и профессор факультета экономических наук ВШЭ.
Про что: какие предсказания будущего профессий не подтверждаются.
Тревожные прогнозы того, как мы будем работать и учиться в эру сплошной автоматизации, звучат отовсюду. Учёные, как правило, высказываются гораздо осторожнее. Вот и экономист Владимир Гимпельсон в интервью говорит, что самые пугающие теории не подтверждаются практикой:
- как ковид затормозил структурные изменения рынка труда;
- выгодно ли быть айтишником в долгосрочной перспективе;
- на какие навыки спрос будет всегда;
- пора ли ждать роботизации рабочих мест в России;
- имеет ли значение для рынка труда, из какого поколения работник;
- почему обучение узким специальностям не оправдывает себя.
Читайте также:
Как создать успешный образовательный стартап, а потом закрыть его
Беседа ведущей канала с экс-руководительницей «Яндекс.Учебника» Натальей Чеботарь начинается с обсуждения того, как в пандемию Наталья развивала стартап с онлайн-курсами университетского уровня для школьников со всей страны, а заканчивается советами подросткам и студентам. В интервью много личного — от школьного опыта до материнства — и честный взгляд на проблемы российских школьников:
- в чём заключалась идея «Нормальной школы»;
- почему проект закрылся;
- помогли бы ему инвестиции;
- чем различаются подростки с разными результатами в обучении;
- каким результатом работы в «Яндекс.Учебнике» Наталья гордится;
- в какую школу Наталья отвела дочь;
- как человеку без высшего образования менять сферу образования;
- и было ли отсутствие диплома проблемой.
Читайте также:
Чему и как учить молодых
В специальном эфире ко Дню студента именитые гости тоже обсуждали востребованные навыки. Фокус выступлений — на том, как на тренды рынка труда реагирует образование. Ниже краткая навигация по основным темам эфира:
- почему государство обращает всё больше внимания на высшее образование;
- чего не хватает в традиционных системах обучения;
- надолго ли сохранится тренд на IT-профессии;
- как крупнейшие российские корпорации сотрудничают с вузами;
- при чём тут практика «стартап как диплом»;
- и какое будущее ждёт профессию преподавателя.
Создание проблемных ситуаций и задач как творчество
Где: на канале Института образования НИУ ВШЭ.
Кто: Александр Поддьяков, профессор Факультета социальных наук ВШЭ.
Про что: про авторский опыт разработки задач для изучения мышления, диагностики и оценивания.
Изобретением и конструированием учебных проблемных ситуаций и задач для других людей сейчас занимаются многие — и профессионалы, и любители. Это составление задачников, заданий для экзаменов и олимпиад, психологических тестов, заданий для PISA, PIRLS, загадок и задач для игр, квестов. Александр Поддьяков рассказал, как он составляет математические задания и задания на проверку того, как у человека работают причинно-следственные связи, логические процессы и память. Из его лекции можно узнать, например, что бывают задачи «простушки», «ловушки» и «неберушки» (для целенаправленного завала на экзамене).