Что посмотреть и послушать об образовании на новогодних праздниках
Чем займётесь, когда выспитесь? 😀 Вот вам подборка интересных лекций, подкастов и дискуссий, которые мы откладывали весь месяц. Или даже целый год.
Иллюстрация: Dana Moskvina для Skillbox Media
Как внедрить учебную аналитику
Сотрудники крупных российских EdTech-компаний выступили с рекомендациями по анализу учебных данных и с собственными кейсами. Все презентации доступны в сообществе EduTech, а ниже краткая навигация по записи:
- 7 вопросов, которые нужно задать себе перед внедрением учебной аналитики;
- почему некоторые виды аналитики похожи на измерение температуры тела… весами;
- кому нужны суперметрики;
- как преподавателю или методисту научиться использовать данные;
- зачем университетам анализировать образовательный след студентов.
Читайте также:
Что когнитивная психология может дать образованию
Где: в группе «Президент России — молодым учёным».
Кто: профессор генетики и психологии Юлия Ковас.
Про что: мифы и реальность когнитивных наук и их потенциал для образования.
Лекция проекта «На острие науки» — на грани естественно-научного и социального знания. Юлия Ковас рассказывает, почему в области мышления и обучения всё сложнее, чем кажется, как по ранним детским рисункам предсказывают успехи в математике и когда наступит постгеномная эпоха. В выступлении она затронула следующие темы:
- что такое когнитивная психология;
- как она связана с образовательными технологиями;
- почему не нужно спешить с внедрением последних достижений психологии в школы;
- что уже известно о генетике поведения и обучения детей;
- есть ли хоть одна человеческая черта, полностью запрограммированная в генах.
Исчезнут ли университеты?
Научный руководитель программы «Приоритет-2030» дал короткое интервью о тенденциях развития и будущем высшего образования, в котором рассуждает, почему подготовка не равна образованию, какие составляющие университета останутся неизменными всегда и какие области инженерии нужно развивать сегодня. Самое интересное — финальная часть о восхождениях в горы как образовательной практике:
- как связаны разговоры о ненужности высшего образования и огромное количество университетов в России;
- куда «перекочует» университет;
- конкурируют ли вузы и за что;
- почему меняется инженерное образование;
- как Волков перестал быть инженером и стал управленцем;
- и чем альпинизм полезен в бизнес-образовании.
Читайте также:
Зачем в школах медиаклассы
Где: в учительском подкасте «На перемене».
Кто: блогер — учитель истории Александр Оджо, куратор школьного медиацентра Галина Медведева и интернет-маркетолог Мария Сафонова.
Про что: зачем школе медиацентр и как сделать его востребованным.
В этом году в московских школах стартовал проект по медиаобразованию. Ведущие подкаста Ольга Готард и Игорь Мальченков позвали педагогов, увлечённых медиа, на дружеский разговор о том, как не превратить контент школьного медиацентра в сборник новостей об управляющем совете. В выпуске вы услышите:
- почему медиаклассы — это не подготовка журналистов;
- как выстроить подготовку и сбор контента для школьных медиа;
- из кого состоит их аудитория;
- как учителю успевать вести Instagram-блог**;
- почему «дети умеют всё сами» — чаще всего иллюзия;
- и где руководителю медиацентра искать вдохновение.
Как исторически менялись российские университеты
Где: в группе «Президент России — молодым учёным».
Кто: историк Александр Сорокин.
Про что: как работали и из кого состояли высшие учебные заведения в разные эпохи.
Среди лекторов проекта «На острие науки», посвящённого Году науки и технологий в России, преобладают представители естественных наук. Тем интереснее найти отдельные выступления об образовании. Кроме истории вузов, из этой лекции можно узнать, как устроена работа в науке и высшем образовании в европейских странах, и какими аспектами работы недовольны сотрудники российских вузов из проекта «5‑100». В основной части затрагивались такие темы:
- как становились профессорами в Российской империи;
- как ещё мог заработать бывший профессор;
- как в советское время вузам организовывали всероссийский конкурс на профессорские места;
- как и почему в двадцатые годы практиковали индивидуализацию и проектное обучение;
- зачем советских учёных выпускали за границу;
- с какими проблемами университеты столкнулись в девяностые.
Для самых стойких: образовательные марафоны
Как новогодний бонус советуем два цикла интересных лекций об образовании:
- Подкаст School of Education EdU.Radio давно не обновляется, но записанные выпуски актуальности не теряют. По сути, это не подкаст, а вводный курс для будущих профессионалов сферы образования. В первых шести выпусках историк и антрополог Пётр Мазаев кратко пересказывает историю педагогических идей с древности до современности, а финальные серии посвящены доказательному образованию.
- Гид «Альма-матер» на «ПостНауке», выпущенный в партнёрстве с Тюменским госуниверситетом, — сборник из пяти мини-курсов от истории первых университетов до современного педдизайна и роли образования в постмодерне. Большая часть материалов — короткие видеолекции, но есть и тексты.