Что посмотреть и послушать об образовании: большая подборка за лето
Вы уже настроились на работу? 😀 Мы собрали много интересных дискуссий и интервью об образовании, которые состоялись летом.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Как качеству образования вредят лень и бюрократия
Кто: заместитель директора Северо-Западного института управления РАНХиГС Дмитрий Мерешкин, генеральный директор и сооснователь «Лекториума» Яков Сомов и серийный технологический предприниматель Максим Спиридонов.
Где: в медиапроекте Северо-Западного института управления РАНХиГС «Роман с Академией».
Про что: о плюсах и минусах онлайн-образования, его отношениях с традиционными форматами и общих проблемах цифровых платформ и классических вузов.
Мы уже рассказывали об одной из главных тем этого подкаста — «лукавстве обещаний в EdTech». Участники согласились, что пока в российском образовании идёт, как выразился Яков Сомов, эпоха первичного накопления онлайн-опыта. Люди покупают разрекламированные онлайн-курсы, но не могут оценить, что стоит за громкими обещаниями — реальное содержание или пустышка.
Проблемы с качеством образования есть, конечно, не только в EdTech. Ведущий проекта Роман Герасимов начал выпуск с вопросов о том, как традиционная система образования адаптировалась к онлайн-форматам. Что мешает вузам и школам взять лучшее из цифровой среды и использовать технологии на благо учеников?
Может быть, это технические трудности? Далеко не везде скорость интернета и оборудование идеальны.
Или отсутствие заказчика, которому важно качество образования? У государства, по мнению участников подкаста, нет какой-то одной ясной стратегии по развитию образовательной сферы. Дмитрий Мерешкин и вовсе считает, что государственно-образовательная бюрократия — главный враг качества образования.
Способность каждого отдельного человека сознательно выстраивать свою образовательную траекторию и выбирать нужные для будущего знания тоже под большим вопросом, считают Яков Сомов и Максим Спиридонов.
Что с этим делать? Работать дальше. Постепенно, уверен Спиридонов, накопится опыт выбора качественных программ EdTech. А в традиционных вузах, считает Сомов, онлайн-инструменты помогут повысить эффективность работы преподавателей, сняв с них рутинные обязанности.
Читайте также:
Что должен знать и уметь современный учитель, как ему развиваться
Кто: юрист и научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина, директор частной школы «Снегири» Александр Гулин, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева.
Где: сессия «Новые роли учителя» в рамках всероссийской онлайн-конференции «Августовка „Учи.ру“ — 2022».
Про что: каких навыков и результатов ждут от современных учителей, что означает для них введение новых ФГОС и зачем нужны неформальные учительские сообщества.
Участники дискуссии затронули сразу несколько аспектов работы современного учителя, как формальных, так и неформальных.
Юрист и научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина во время сессии «Новые роли учителя» кратко перечислила, в чём заключаются основные новшества ФГОС, которые начинают действовать с 1 сентября, и поделилась мнением, надо ли эти стандарты досконально знать учителю, особенно начинающему. Последний вопрос стал дискуссионным — другие участники встречи тоже поделились своим видением на этот счёт с позиции педагогов.
Попутно Надежда Княгинина рассказала, какие вообще нормативные правовые акты регулируют работу учителя в школе.
Директор частной школы «Снегири» Александр Гулин описал несколько актуальных международных подходов к ключевым компетенциям современных учителей и заодно коротко поделился тем, как в его школе применяют стандарт педагога ISTE (Международной ассоциации технологий в образовании) и «цифровую рамку» компетенций педагогов DigCompEdu.
В свою очередь, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева порассуждала о неформальной стороне учительской профессии. А именно — о важности участия в различных профессиональных сообществах. Она перечислила целый ряд полезных последствий, которые даёт такая активность, а также пояснила, почему, на её взгляд, лучше срабатывают сообщества, появляющиеся стихийно вокруг людей и идей.
Как проектировать IT-курсы и надо ли для этого самому быть айтишником
Кто: педагогические дизайнеры с опытом работы над IT-курсами.
Где: на встрече, организованной методическим сообществом и бюро Learning Experience Collective.
Про что: рекомендации для методистов, которые хотят разрабатывать курсы по IT-профессиям.
Обучение IT-профессиям — едва ли не единственное направление, которое сохраняет популярность на падающем российском рынке EdTech. На встрече Learning Experience Collective опытные педдизайнеры рассказали о своих подходах к проектированию IT‑курсов и о сложностях в этом процессе.
С основным докладом на встрече выступил педдизайнер Иван Нетреба. Его первая и главная рекомендация в том, чтобы ни в коем случае не создавать курс по любимым инструментам и технологиям ведущего эксперта, которого вы привлекли к проектированию программы. Курс по IT-профессии должен учитывать основные требования работодателей — а значит, перед проектированием нужно провести как минимум анализ вакансий.
Нужно ли педдизайнеру самому разбираться в программировании, чтобы разрабатывать курс? Иван считает, что знать основные понятия точно придётся, и для этого лучше перед разработкой пройти какой-нибудь базовый онлайн-курс. Это поможет и в формировании структуры курса, и в разработке отдельных практических заданий для студентов. И общаться с экспертами будет проще. Методистам нередко бывает сложно найти с профессионалами из IT-сферы общий язык: нюансам этого процесса участники посвятили отдельный блок встречи.
Читайте также:
С какого класса готовить детей к IT‑профессиям
Кто: руководители молодёжных общественных организаций, представители вузов и IT-компаний.
Где: на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
Про что: о госпроектах по привлечению подростков и молодёжи в IT-сферу.
Российским компаниям не хватает IT-специалистов, и государство ищет решения этой проблемы сразу на многих образовательных уровнях. С одной стороны, продолжается проект «Цифровые профессии», который позволяет взрослым людям переобучиться с господдержкой. С другой — развиваются и государственные, и общественные инициативы по обучению IT-профессиям в школах и на непрофильных направлениях в вузах.
На пресс-конференции участники обсудили, всем ли школьникам нужны IT-курсы, с какого класса их нужно вводить и как связать проекты школьного уровня с вузами. Об одном из решений рассказал координатор нового проекта «Путь таланта» Андрей Ершов. «Путь таланта» — это платформа, на которой школьники смогут получить доступ к научным мероприятиям и курсам университетов.
Кроме этого проекта, на пресс-конференции обсуждались проекты бизнеса и НКО по дополнительному IT-образованию. В эту область заходят даже совсем, казалось бы, непрофильные организации. Например, студенческие отряды, обычно занятые в строительстве, сельском хозяйстве и других более традиционных областях. Сегодня участники студотрядов могут проходить IT-курсы и работать в свободное от учёбы время в этой сфере.
В конце встречи прозвучал закономерный вопрос: не приведут ли все эти разнообразные проекты к тому, что рынок труда будет переполнен и для специалистов начальных уровней не останется достойных вакансий? Участники пресс-конференции уверены, что IT-направления останутся востребованными и создавать новые IT-курсы и проекты — особенно для школьников в качестве ранней профориентации — просто необходимо.
Как вузам развиваться на рынке непрерывного образования
Кто: специалисты по дополнительному образованию из ведущих российских вузов и EdTech-компаний.
Где: на дискуссии «Дополнительное образование. Университеты против бизнеса или бизнес в университете».
Про что: кто будет играть главную роль на рынке ДПО — университеты или частный бизнес.
Дискуссия началась с того, что термин «дополнительное профессиональное образование» устарел. Но не устарело само явление — наоборот, причин учиться у взрослых людей, давно окончивших вузы или колледжи, становится всё больше.
Как вузам действовать, чтобы люди приходили учиться именно к ним? Ведь сейчас на рынке ДПО — от курсов по профессиям до обучения софт-скиллам — лидирует частный бизнес.
Представитель экспертного совета Госдумы по непрерывному образованию и блогер Евгений Сжёнов считает, что лидировать по выручке на открытом рынке университетам мешают традиционные забюрократизированные подходы. Но есть и другой путь — участие в госпроектах. Главное — не смотреть на ДПО как десять лет назад, как только на курсы повышения квалификации. Далеко не всем в аудитории сейчас нужны «корочки» — гораздо важнее доступность и качество программ, сообщество, которое на них складывается, партнёры вуза, с которыми студенты могут взаимодействовать, и яркие преподаватели.
На дискуссии обсуждали несколько моделей организации ДПО в вузе. В целом участники дискуссии оптимистично смотрят на перспективы его развития. Роман Мартемьянов, руководитель центра развития IT-образования в МФТИ, считает, что со временем университеты и бизнес займут на рынке разные ниши. Пока частные компании впереди за счёт маркетинга и цифровых инструментов, но со временем ситуация выровняется. Участники дискуссии поделились идеями образовательных экспериментов и уникальных проектов, которые могут стать для вузов билетом к успеху.
Какие форматы и контент подходят для обучения руководителей
Нужны ли в обучении руководителей затейливые форматы обучения вроде VR‑тренажёров? В беседе с Евгенией Ращупкиной Олег Замышляев отметил, что лучше выбирать максимально практичные и легко встраиваемые в рабочую рутину варианты. Важно, насколько обучение ориентировано на потребности, а не в каком формате подана информация. Но есть и конкретные рекомендации — например, обязательно использовать синхронные занятия.
Также Евгения и Олег обсудили, как отобрать контент для обучения и как правильно определить цель программы. Зачастую заказчик корпоративного обучения решает заранее — но совершенно необоснованно, — какая программа ему нужна.
Читайте также:
Как преподавателю обучать современных студентов
Кто: первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.
Где: в подкасте Teach for HSE.
Про что: с какими проблемами на занятиях сталкиваются преподаватели вузов и что с ними делать.
Студенты сегодня не склонны читать длинные академические тексты и накапливать «культурный капитал», считает Вадим Радаев. И это только одна из проблем, которые складываются в кризисную ситуацию в преподавании. Речь не о внешних обстоятельствах и не об университетской бюрократии, а именно о том, что привычные преподавательские приёмы всё чаще не срабатывают.
В подкасте проректор и профессор НИУ ВШЭ рассказывает о своей книге «Преподавание в кризисе» и предлагает общие принципы и конкретные рекомендации для работы современного преподавателя. В выпуске обсудили, нужно ли сохранять живые лекции, как давать обратную связь, внедрять цифровые инструменты и, главное, как удержать баланс между необходимой академической сложностью и интересами студентов.
Читайте также:
Какие метрики образовательного продукта важно отслеживать
Кто: ex-CBDO Skypro Михаил Свердлов.
Где: в подкасте об образовании будущего ED — Future.
Про что: как проектировать и развивать образовательные продукты.
Доходимость — не краеугольный камень онлайн-образования. Как объясняет в этом подкасте Михаил Свердлов, далеко не всем ученикам нужен сертификат об окончании курса, и это нормально. В таких направлениях, как изучение иностранных языков, о доходимости вообще трудно говорить — разве можно до конца выучить английский? Поэтому так важно определить собственную цель ученика до начала занятий.
Кроме разговора о метриках, в выпуск вошли примеры удачных проектов образовательных брендов, обсуждение перспектив российских EdTech-компаний и актуальных технологических трендов.