Образование
#статьи

Что отнесли к трендам инновационной педагогики в 2024 году

Рассказываем, что на этот раз выбрали эксперты в ежегодном отчёте Открытого университета (конечно, половина трендов связана с ИИ).

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Открытый университет Великобритании опубликовал 12-й ежегодный отчёт в серии «Инновационная педагогика» (Innovating Pedagogy). Тренды 2024 года выбирали британские авторы вместе с исследователями из Вандербильтского университета (США).

Традиционно в список вошли десять инноваций в сфере образования — как технологических, так и методических — которые уже точечно применяются педагогами, но, по мнению авторов, потенциально могут стать более влиятельными. Особенно много среди трендов этого года инструментов и подходов, основанных на применении искусственного интеллекта.

В этой статье мы перечислим инновации, отмеченные экспертами Открытого университета, и прокомментируем их.

Обучение в диалоге с генеративным ИИ

Образовательные чат-боты на основе генеративных нейросетей уже в 2023 году распространились настолько, что между ними началась настоящая гонка: в некоторых вузах создавали ботов, чтобы те проверяли, как другие боты отвечают на вопросы студентов!

Учитывая это, в 2024-м диалоги с генеративными нейросетями не кажутся такой уж инновацией для образования. Однако исследователи из Открытого университета заинтересованы не в самой возможности задавать чат-ботам вопросы, а в педагогической эффективности такого взаимодействия. Проще говоря, их интересует, можно ли применить разработанных на данный момент чат-ботов, чтобы действительно помочь педагогам преподавать, а учащимся — осваивать новое.

В отчёте отмечены такие полезные и перспективные варианты диалогов с ИИ:

  • Круглосуточная тьюторская онлайн-поддержка учащихся. Боты успешно справляются с тем, чтобы отвечать на срочные узкие вопросы — например, какой способ подойдёт для решения конкретной задачи.
  • Интерактивное обучение и проверка навыков в ролевых играх и симуляторах. Чат-боты помогают учащимся оттачивать (или оценивать) навыки общения на иностранном языке, прохождения собеседований, профессиональной коммуникации — к примеру, с пациентами для будущих врачей. Кстати, мы рассказывали о таком ИИ-инструменте, разработанном в Skyeng для оценки уровня владения английским языком.
  • Генерация планов занятий и учебного контента. Авторы обращают внимание, что любой произведённый с помощью ИИ материал необходимо перепроверять — не только потому, что нейросети могут смешивать факты с реалистичными выдумками, но и чтобы убедиться, что контент соответствует возрасту учащихся и учебному контексту.

Недостатки чат-ботов на основе генеративных нейросетей и риски внедрения ИИ в образование в последние полтора года активно обсуждают в разных странах — и более того, пытаются учитывать их в рекомендациях для разработчиков. В отчёте Открытого университета их тоже перечисляют: это возможные искажения фактов (галлюцинации ИИ), сбор и передача по не всегда защищённым каналам большого объёма данных о пользователях и вероятность того, что учащиеся и преподаватели начнут чрезмерно полагаться на нейросети.

Фото: Reeal Studio / Shutterstock

Но, помимо этого, в «Инновационной педагогике» обращают внимание на ещё одну проблему: применять чат-боты на основе генеративных нейросетей с пользой не так-то просто. Далеко не всем учащимся, к примеру, интересно писать длинные промпты в диалоге с ИИ и получать в ответ подсказки для дальнейшей самостоятельной работы, или подробно отвечать на его вопросы, показывая своё понимание темы. Зачастую студенты и школьники настроены использовать чат-ботов элементарно как поисковик, чтобы с минимальными усилиями получить готовый ответ. А вот обучение с ИИ, похоже, не так уж и вовлекает.

Этот вывод отчёта подчёркивает важность ещё одного тренда, который авторы выделили как отдельную инновацию: обсуждение вопросов этики ИИ в образовании с самими учащимися. Суть в том, что правила применения новых инструментов должны разрабатываться с учётом мнений молодых людей, которым предстоит учиться по этим правилам. Впрочем, авторы отмечают, что собрать позиции учащихся несложно — гораздо сложнее потом учесть их в регулировании и в практике.

Кстати, заметим, что при всём ажиотаже вокруг возможностей нейросетей, действительно есть сомнения в том, захотят ли вообще люди учиться с помощью искусственного интеллекта. И уже есть первые данные об опасениях студентов насчёт того, что чрезмерное использование ИИ в преподавании обесценивает процесс.

Создание мультимодальных проектов с помощью ИИ

Инструменты на основе генеративных нейросетей помогают легче реализовать нестандартную учебную практику, существовавшую задолго до последних достижений в развитии ИИ. Речь о замене традиционных письменных творческих заданий такими, в которых текст сочетается с контентом других модальностей: изображениями, видео, музыкой и другим аудио, а также с разной пространственной организацией объектов. Например, это формат «не-эссе»: учащиеся могут использовать любые средства, лишь бы получилось убедительное высказывание. Такие задания — не только возможность покреативить, но и шанс увлечься самой темой и в итоге глубже разобраться в ней.

С недавних пор педагоги начали рекомендовать учащимся выполнять такие проекты с помощью ИИ-инструментов. С точки зрения авторов «Инновационной педагогики», это помогает сосредоточиться на смысле создаваемого, а не на технической составляющей — можно поручить нейросети генерацию иллюстраций, если не умеешь рисовать, или написать с её помощью новую музыку. Проще говоря, более сложные сочетания модальностей становятся доступны большему числу учащихся. И это не значит, что школьники и студенты перекладывают всю работу на ИИ: такие задания всё равно остаются вызовом, потому что придумывать, как раскрыть тему и соединить разные медиа, приходится самостоятельно.

Но в список инноваций от Открытого университета тренд включили, потому что применение ИИ всё же меняет содержание этой образовательной практики. Написание работающих промптов и редактирование того, что выдали нейросети, становятся важной частью работы над заданием. А это значит, что педагогам недостаточно просто дать задание и разрешить использование ИИ: в подготовке важны поиск подходящих инструментов, обучение промптингу, критическая оценка сгенерированного контента.

Это и возможность, и проблема одновременно. С одной стороны, учащимся пригодятся полученные таким образом навыки. Но с другой стороны, обучение этим навыкам — отдельная педагогическая задача. И если её не решать, есть риск, что учащиеся воспримут разрешение использовать ИИ-инструменты просто как карт-бланш на списывание.

Авторы «Инновационной педагогики» выделяют такие шаги в решении этой задачи:

  • определить учебные цели, которые помогает решить применение ИИ в творческом проекте;
  • подобрать доступные учащимся ИИ-инструменты;
  • изучить, какая ещё поддержка потребуется для их использования;
  • составить план промежуточных обсуждений, чтобы учащиеся не полагались во всём на ИИ, а пошагово презентовали свою работу с ним.

Умные учебники

Интерактивные электронные учебники — ещё одна практика в образовании, которая изменилась с распространением ИИ. Под искусственным интеллектом в этом тренде имеются в виду не только генеративные нейросети, но и аналитические системы. Умными учебниками авторы «Инновационной педагогики» называют цифровые продукты, способные отслеживать поведение пользователя — навигацию по страницам, время чтения и так далее — чтобы адаптировать для него контент, а также отвечать на его вопросы. Особенно это полезно, отмечают эксперты, в области изучения компьютерных наук и иностранных языков — интерактивные элементы помогают развивать навыки.

Ключевая проблема с этой инновацией в том, что создание по-настоящему умных учебников — сложное и дорогостоящее предприятие. Каждый такой продукт предполагает работу нескольких нейросетей. Например, чтобы научить большую языковую модель для умных учебников серии iTELL оценивать составленные студентами краткие пересказы текстов, потребовалось около 15 тысяч таких пересказов, вручную оценённых преподавателями. Чтобы другая модель могла отвечать на вопросы учащихся, потребовался датасет из 25 тысяч вопросов и ответов на них.

Для узких профессиональных дисциплин собрать такое количество источников затруднительно. Плюс у современных больших языковых моделей есть специфические проблемы с некоторыми предметами — например, с решением текстовых задач и интерпретацией графиков в математике. Без устранения этих затруднений умных учебников по соответствующим предметам ещё долго не будет.

Оценивание в расширенной реальности

Ряд трендов в «Инновационной педагогике — 2024» основан на других модных технологиях — расширенной (XR), то есть виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Но и в них тоже так или иначе встроены нейросети и системы ИИ-аналитики.

Фото: Alex from the Rock / Shutterstock

Как отмечается в отчёте, XR-системы для оценки навыков широко используют различные индустрии — от здравоохранения до строительства. Причина в том, что симуляции, к примеру, в виртуальной реальности иммерсивны — они дают человеку ощущение присутствия в заданной среде и в то же время самостоятельности, возможности повлиять на эту среду. Потому, к примеру, в виртуальной операционной будущая медсестра действительно может почувствовать себя в гуще реальных событий и действовать так, как это было бы во время настоящей операции.

В первую очередь XR-тренинги полезны, как указано в отчёте, для освоения или массовых, или сопряжённых с риском навыков. Со вторыми всё понятно: прежде чем пускать ученика на реальный башенный кран или к ядерному реактору, неплохо бы ему показать, как там всё устроено, и убедиться, что он всё запомнил.

Что касается массовых навыков, тут XR-технологии, несмотря на всё ещё дорогое оборудование, помогают сократить затраты на обучение сотрудников — дешевле закупить один симулятор общения с клиентом и устройства для его прохождения, чем организовать очные тренинги и тестирования для тысяч продавцов или администраторов.

Постепенно XR-оценивание приходит и в профессиональное образование. Среди проблем авторы отмечают, что процесс этот идёт медленнее, чем прогнозировалось. Для самих учащихся такие форматы оценки всё ещё в новинку, потому что VR-устройства пока не стали широко использоваться в повседневной жизни. Поэтому в опросах студенты говорят, что готовы участвовать в таких симуляциях, но не проходить в них серьёзные экзамены с риском получить плохую отметку. В целом распространение этого тренда сильно зависит от общего развития XR-технологий — если они станут мейнстримом в сфере развлечений и пользовательских устройств, образованию тоже придётся научиться их использовать.

Иммерсивное обучение

Под этим заголовком на самом деле объединены два тренда из отчёта «Инновационная педагогика»: погружение в язык и культуру и изучение научных моделей изнутри.

Изучение научных объектов изнутри — инновация, которая включает XR-технологии и ИИ-аналитику. Речь о виртуальных симуляциях различных природных объектов, наблюдение за которыми в реальном мире невозможно или осложнено. В отчёте приводится пример с симулятором опыления: школьники в VR-очках оказываются среди огромных виртуальных пчёл и цветов, наблюдают, как насекомые разносят пыльцу, и могут даже повлиять на этот процесс — например, управлять пчёлами. ИИ-аналитика тут нужна или для постобработки собранных данных, или для того, чтобы интерпретировать действия пользователей и реагировать на них (если сценарий интерактивный).

В отличие от XR для оценки, такие инструменты больше востребованы в школьном образовании. Проблема с ними та же: XR-технологии ещё не вошли в привычную практику, а создание качественных симуляторов обходится дорого.

Что касается тренда на погружение в язык и культуру, здесь имеются в виду разнообразные видеоигры, в том числе и в VR-формате. Однако таких примеров пока мало, и авторы «Инновационной педагогики» ссылаются на обычные компьютерные игры: Brendan’s Voyage, действие которой происходит в Средневековье, и Operation LAPIS о Древнем Риме. Их сюжеты развиваются в прошлом, а характерная особенность — в точном воссоздании на экране облика людей, зданий, деталей быта и занятий, а также древних языков.

Такие игры могут быть и нецифровыми — активно используется, к примеру, сценарий игры о событиях Парижской мирной конференции 1919 года. Все эти форматы, очевидно, не массовые, и не могут служить основой обучения, а лишь выступают полезным дополнением к более доступным форматам. Возможно, ИИ-технологии облегчат создание полезных видеоигр.

К этому тренду примыкает ещё один, менее всего, пожалуй, близкий для российского контекста — спекулятивные миры и спекулятивная педагогика. Вообще, понятие спекулятивных миров используется чаще всего в искусстве — это способ взглянуть на нашу реальность и её нормы с другой, альтернативной точки зрения, как бы переосмыслить её. Спекулятивная педагогика тоже предполагает критическое переосмысление настоящего, прошлого или будущего через искусство — просмотр или прочтение инновационных фильмов и художественной литературы, создание собственных «миров» (например, придумывание сюжетов и героев). Всё это тоже можно делать в VR или с помощью генеративного ИИ. Речь, с одной стороны, о критическом анализе художественных произведений: например, как в сериале «Звёздный путь» представлены темнокожие герои. С другой стороны, учащиеся, которые чувствуют, что их этническая или иная группа недостаточно представлена в популярной культуре, могут создать новые сюжеты самостоятельно.

Педагогика мира и педагогика действий в ответ на климатические изменения

Заключительные два тренда не связаны с технологиями. Под педагогикой мира в отчёте понимаются различные практики по выстраиванию благополучных отношений в классе, семье и шире — в стране и мире. Это и направленные на формирование осознанности медитации, и лекции против буллинга, и разборы конфликтных ситуаций, и участие в гражданских проектах.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Педагогика действий в ответ на климатические изменения подразумевает обновление программ темами, связанными с заботой об окружающей среде, а также продвижение междисциплинарного образования, выстраивание связей между естественно-научными предметами. Речь и о содержательных, и о методических изменениях — например, имеет смысл проводить занятия на открытом воздухе, чтобы наблюдать за природой.

Кстати, обновляться таким образом могут не только естественно-научные дисциплины: авторы «Инновационной педагогики» приводят пример курса по английскому языку для будущих учителей, где климатические изменения стали темой для дискуссий, эссе и проектов.

Проблема здесь лишь в том, что в насыщенные программы школ и вузов нельзя просто так добавить что-либо — это значит, что от других тем придётся отказаться. А это закономерно вызывает конфликт интересов.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована