Что не так с общеобразовательной подготовкой в СПО и как это исправить?
Эксперты обсудили низкий уровень подготовки выпускников, опыт зарубежных стран и направления развития программ среднего специального образования.
На прошедшей в мае «Неделе образования» в секции «Современная повестка дня среднего профессионального образования в России» обсуждалась актуальная тема общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО.
Куратор секции Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, отметила три тенденции, важные для понимания существующих в этой сфере проблем:
- Количество обучающихся в школах (10–11 классы), а также в техникумах и колледжах практически сравнялось.
- При этом уровень общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО существенно ниже, чем в школах. Это отмечают многие специалисты, об этом же говорят показатели PISA (Programme for International Student Assessment — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся).
- Однако, несмотря на это, Министерство просвещения планирует сократить срок обучения в учреждениях СПО по ряду программ до двух лет.
Поэтому возникают серьёзные вопросы: как в этих условиях повысить качество общеобразовательной подготовки в СПО? В каком направлении следует двигаться? Как должны различаться общеобразовательные программы в техникумах/колледжах и школах?
Спикеры «Недели образования» рассмотрели эту проблему с разных сторон и поделились своими точками зрения.
Профессиональная ориентация образовательных программ
Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук и проректор Института развития профессионального образования (ИРПО), отметила, что программы подготовки в учреждениях СПО должны в первую очередь развивать компетенции, которые будут необходимы выпускнику в рабочей деятельности.
Здесь и возникает сложность: общеобразовательные дисциплины в техникумах и колледжах, как правило, преподают бывшие школьные учителя. Порой они даже совмещают преподавание в школе и учреждении СПО, не меняя подход к программе.
Среди существующих проблем Комарницкая также отметила недостаточную интеграцию общеобразовательных учебных предметов и профессиональных дисциплин. По её словам, содержание применяемых в СПО учебников тоже не отражает специфику получаемой профессии или специальности.
Комарницкая сообщила, что ИРПО сейчас активно работает над решением этих проблем в рамках федерального проекта «Современная школа». Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО — одна из его важных целей.
Это внедрение планируется проводить в несколько этапов:
- Разработка концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе среднего общего образования.
- Разработка методик преподавания по восьми общеобразовательным дисциплинам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история (или «Россия в мире»), физическая культура, ОБЖ, астрономия.
- Повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин по дополнительной профессиональной программе.
- Апробация методик преподавания вышеназванных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО.
- Разработка примерных рабочих программ, фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по восьми общеобразовательным дисциплинам с учётом профиля по укрупнённым группам профессий и специальностей.
Комарницкая подчеркнула, насколько важно связать общеобразовательную подготовку с развитием профессиональных компетенций, формировать у обучающихся определённые практические навыки.
Людмила Шаповалова, кандидат педагогических наук и начальник управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области, согласна с тем, что уровень общеобразовательной подготовки в техникумах и колледжах недостаточно высокий — особенно это заметно в технических программах. И в качестве приоритетного направления называет работу над восполнением недостатка знаний учащихся — как математики и физики, так и других дисциплин.
Невозможно стать классным сварщиком, не зная законов Ома. Невозможно стать техником-механиком, не владея элементами черчения.
Людмила Шаповалова,
канд. пед. наук, начальник управления профессионального образования департамента образования Белгородской области
Кроме профилизации обучения, которую Шаповалова называет главной задачей, она также отмечает важность дополнительной подготовки для тех студентов, которые после окончания техникума или колледжа планируют поступать в вузы. В Белгородской области таких выпускников около 30%, а через несколько лет, по прогнозам, их количество вырастет до 50%. Для них Шаповалова предлагает ввести программы дополнительного образования, финансируемые из федерального или регионального бюджета.
Анализ зарубежных образовательных траекторий
В России существует не так много образовательных траекторий: школьники либо оканчивают 11 классов и поступают в вуз, либо после 9-го класса идут в колледж или техникум. Как обстоят дела за рубежом — изучил Федеральный институт развития образования. Результаты этого анализа представил Айрат Сатдыков, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС.
Исследователи выбрали континентальные европейские страны с более традиционным подходом к образованию (Германию и Италию), а также государства с более либеральной образовательной политикой (США и Великобританию).
США
В США принято 12-летнее обязательное общее образование. В старшей школе (11–12-й классы) учащийся может выбрать профиль — академический (его выбирают около 75% учеников) или профессиональный (его предпочитают 25% школьников). Наиболее популярные направления профессионального профиля — IT и медицина. Обучение реализовано по сетевому принципу, так что школьники могут изучать профессиональные дисциплины как в самой школе, так и в ближайших колледжах или вузах.
Общеобразовательная программа заканчивается после 12-го класса. Далее учащийся может поступить в вуз на бакалавриат или двигаться дальше по профессиональной программе обучения. Её продолжительность в США значительно варьируется и может длиться менее двух лет, от двух до трёх лет и дольше.
Великобритания
Так же, как и в США, в Великобритании доступно довольно большое количество образовательных траекторий. По закону подросток должен получать общее образование до 16 лет, затем до 18 может совмещать учёбу с работой.
После 11 классов выпускник сдаёт экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education) и получает аттестат об общем среднем образовании. Затем человек может продолжить обучение по академической траектории и после подготовки сдать так называемый экзамен A-уровня (аналог нашего ЕГЭ), чтобы поступить на бакалавриат. Либо выпускник получает профессиональное образование. Здесь тоже большая вариативность: обучение может длиться от двух до четырёх лет в зависимости от получаемой квалификации.
В профессиональном образовании Великобритании, как и в Америке, тоже нет общеобразовательных модулей. Тем не менее вузы принимают как тех абитуриентов, которые сдали A-экзамен, так и тех, кто получил профессиональное образование определённого уровня квалификации — начиная от пятого.
Германия
В этой стране на обязательную общеобразовательную подготовку отведено десять лет. В 10-м классе школьник выбирает профиль с академическим либо профессиональным уклоном. Окончив 10-й класс, ученик может продолжить академическое обучение в специализированной образовательной организации, чтобы затем поступить в вуз. И второй вариант — после окончания школы получить профессиональное образование, в том числе по дуальной системе, когда занятия в учебном заведении сочетаются с практикой на рабочем месте.
В Германии общеобразовательная подготовка после выпуска из школы тоже отсутствует.
Испания
В Испании профессиональное образование разделено на программы первого, второго и третьего уровня, которые длятся по два года. Общеобразовательный модуль продолжительностью 670 часов присутствует только в программе первого уровня, обучение по которой школьник может начать после девятого класса.
После года подготовки по академическому или профессиональному направлению десятиклассник сдаёт экзамен ESO и получает аттестат о среднем образовании. Затем он может продолжить профессиональное образование или выбрать двухгодичную академическую программу Bachillerato для подготовки к поступлению в вуз — это аналог старших классов в российских школах.
Согласно испанским законам, также в вуз можно поступить, получив профессиональное образование третьего уровня.
Из приведённых данных Сатдыков делает несколько выводов.
- В рассмотренных зарубежных странах общеобразовательная подготовка длится как минимум на год дольше, чем в России. Как правило, она заканчивается по достижении учащимися 18 лет.
- В каждой названной стране человек может выбирать между академической и профессиональной траекториями.
- Как правило, за границей общеобразовательная подготовка заканчивается в школе (за исключением базовых профессиональных программ в Испании). При этом повсеместно в общеобразовательную подготовку включаются профессиональные модули.
- Программы профессионального образования в США, Великобритании, Испании и Германии длятся от двух до четырёх лет. Для сравнения — российские программы СПО, если вычесть из них общеобразовательный модуль, продолжаются от одного года до трёх с половиной лет (в случае углублённой программы подготовки специалистов среднего звена).
Современные требования к компетенциям выпускников
Александр Кондаков, доктор педагогических наук и генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», в первую очередь отметил, что как руководителя IT-компании его не устраивает текущий уровень подготовки кадров — причём как в СПО, так и в высшем образовании. При этом, по словам спикера, ему совершенно не важно, сдал человек ЕГЭ или не сдал, есть ли у него диплом вуза или колледжа, — гораздо важнее то, что он умеет.
Когда мы говорим о компетенциях и навыках, личностных качествах работников, которые нужны сегодняшнему работодателю, это прежде всего навыки проектной, исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект и многое-многое другое, что сегодня мы называем функциональной грамотностью и закладываем в программу формирования и развития личности выпускника на уровне СПО.
Александр Кондаков,
д-р пед. наук, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО
Знания и умения выпускников, необходимые для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях, — это, по словам Кондакова, индикатор не только качества образования, но и инвестиционной привлекательности страны.
В отношении сокращения сроков обучения по программам СПО спикер допускает, что это не обязательно ухудшит общеобразовательную подготовку учащихся. По его мнению, получив базовые знания, умения и компетенции, выпускник сможет самостоятельно находить информацию, необходимую для решения конкретных задач, применять полученный опыт как в повседневной жизни, так и в проектно-исследовательской деятельности. Современность, как правило, ставит перед людьми задачи, находящиеся вне конкретных предметных областей, и в их решении вряд ли помогут фундаментальные знания сами по себе. Поэтому, считает Кондаков, крайне важно уметь адаптироваться в сложном и постоянно меняющемся мире, в том числе профессиональном. Поэтому натаскивание на конкретные задания, как в ОГЭ и ЕГЭ, очень неэффективно.
Таким образом, среди главных направлений развития общеобразовательных программ спикер выделяет четыре:
- развитие личности ученика;
- сфера труда, то есть ориентация на практико-прикладную деятельность;
- общественный контекст, то есть формирование у учащихся социального интеллекта, способности активно участвовать в жизни сообщества;
- научный контекст — применение фундаментальных знаний в конкретных жизненных ситуациях.
В заключение Кондаков отмечает, что если переориентировать образовательные программы с учётом особенностей развития экономики, современного общества и культуры, основывать их на проектной деятельности, то это может принести позитивные результаты.
Что будет дальше?
Дискуссия показала, что проблемы, с которыми столкнулась сфера СПО, очень глубокие и их решение требует системного подхода. Традиционные взгляды на общеобразовательную подготовку в техникумах и колледжах как на продолжение школьного обучения очевидно устарели.
Фокус на развитие личностных качеств учащихся, интеграция общеобразовательного модуля с профессиональным, переподготовка преподавателей СПО, внедрение новых образовательных методик и разработка актуальных учебных материалов — как рассказали эксперты, над всем этим уже ведётся работа. Принесут ли изменения положительный результат — покажет время.