Расширенное заседание президиума Госсовета, посвящённое развитию российского рынка труда, состоялось 21 сентября в Великом Новгороде. Часть идей была посвящена подготовке кадров.
Эффективность подготовки кадров
В своём выступлении Владимир Путин подчеркнул необходимость эффективно удовлетворять потребности разных секторов экономики в кадрах. Для этого, разумеется, необходимо понимать запросы работодателей. Соответствующий прогноз планируется формировать на пятилетнюю перспективу. Причём первый такой прогноз должен появиться уже в 2024-м, а с 2025/2026 учебного года его начнут учитывать при распределении бюджетных мест между вузами и колледжами. О необходимости этой меры высказался и министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Он считает, что прогноз потребностей в кадрах должен стать основным ориентиром при распределении контрольных цифр приёма (КЦП) по всем направлениям профессионального обучения.
По словам президента, ещё одним критерием для распределения КЦП станут результаты национальных рейтингов образовательных организаций по трудоустройству их выпускников. Он пояснил, что об эффективности работы руководителей вузов и колледжей будут судить в первую очередь по тому, насколько выпускники их учреждений востребованы среди работодателей.
«Если при дефиците кадров в стране молодой человек не может найти работу, возникает целый ряд абсолютно закономерных вопросов: необходимы ли экономике те специалисты, те компетенции, которые вы готовите, и как сработали учебные заведения, его коллективы, насколько полно, качественно подготовлен к будущей работе выпускник», — сказал он.
Глава Минтруда отметил, что первый рейтинг с привязкой к трудоустройству и уровню зарплат представят до конца 2023 года. В основу рейтинга лягут данные мониторинга трудоустройства, который уже ведётся на портале «Работа России».
Напомним, ещё в 2021-м стало известно о планах Минобрнауки ввести рейтинг вузов по доле трудоустроенных выпускников. Однако этого до сих пор не произошло.
Расширение горизонтов для обучения
Путин отметил, что у россиян должна быть возможность постоянно обновлять знания и навыки. Он отдельно подчеркнул, что повышение квалификации следует учитывать при увеличении зарплат. А ещё он заявил, что университетам и колледжам стоит шире применять практику, когда студенты получают сразу несколько квалификаций и даже меняют специальность и направление подготовки во время учёбы.
Котяков предложил закрепить 90% квот на целевое обучение под потребности конкретных предприятий. Минтруд также предлагает разрешить нуждающимся в кадрах предприятиям заключать такие договоры со студентами старших курсов колледжей. Помимо этого, он считает необходимым расширить программу по предоставлению бесплатного образования в рамках нацпроекта «Демография», разрешив участвовать в ней всем, кто хочет получить работу в приоритетных для государства сферах. Чиновник напомнил, что сейчас такая возможность есть только у некоторых категорий граждан, включая безработных, женщин в декрете и граждан старше 50 лет.
А ещё он сообщил, что из-за демографического спада, случившегося в 1990-х, к 2030-му численность россиян в возрасте от 30 до 39 лет снизится на 7,2 млн человек. При этом почти на 3 млн должно увеличиться число тех, кому 15–29 лет. По словам министра, это «демографическое окно возможностей», которое нужно использовать, чтобы сгладить дисбаланс на рынке труда. Но для этого квалификации молодых людей должны точно соответствовать потребностям экономики.
Котяков добавил, что на 3,7 млн вырастет численность россиян в возрасте от 40 до 59 лет. Он отметил, что в этой группе тоже велика вовлечённость в экономику, однако сохранение её потенциала напрямую зависит от развития системы обучения на протяжении всей жизни.
Сближение образования и рынка труда
Глава Минтруда подчеркнул, что существующая система разработки образовательных программ на основе требований профстандартов не позволяет оперативно реагировать на изменения, которые претерпевает рынок труда, создавая «риски хронического запаздывания». Поэтому министерство предлагает пересмотреть подход к формулированию профстандартов, предусмотрев двухкомпонентность. Первая часть, базовая, должна определять основные компетенции, необходимые для работы по определённой профессии. А вторая, вариативная, должна учитывать специализацию, отраслевые особенности, а также инструменты, используемые в работе.
Кроме того, министр считает, что для сближения образования и экономики нужно повысить доступность реальной практической работы для студентов, поскольку формальное прохождение практики не даёт представления о выбранной специальности.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин, в свою очередь, считает, что нужно изменить подход к распределению КЦП на образовательные программы по стратегически важным направлениям, предусмотрев возможность оперативно корректировать их согласно запросам работодателей. Он высказался и за то, чтобы использовать внутреннюю миграцию для сглаживания диспропорций на рынке труда. Для этого, по его мнению, нужно усиливать коммуникацию колледжей с работодателями, не ограничиваясь пределами одного региона.
А губернатор Севастополя Михаил Развожаев призвал попытаться возродить учебно-производственные комплексы, где ученики 10–11-х классов могут параллельно с учёбой в школе получить профессию. По его мнению, для этого даже не нужны дополнительные инфраструктурные инвестиции, поскольку это можно делать на базе системы СПО. Кроме того, у некоторых школ есть собственные мастерские. А ещё есть предприятия, которые сами готовы учить школьников. Кстати, подобную программу под названием «Профессиональное обучение без границ» уже реализуют в Москве. Суть в том, что с 9-го класса школьники могут выбрать одну из 85 профессий и освоить её на базе колледжа.
А ещё Развожаев предложил ввести для студентов старших курсов возможность совмещать учёбу с работой. Он пояснил, что имеет в виду систему, когда с третьего курса учащиеся могут трудоустроиться без необходимости переводиться на заочную форму обучения.
Другие способы закрыть дефицит кадров
По данным ТАСС, на открытии кампуса «Школы 21» глава Сбербанка Герман Греф отметил, что дефицит IT-специалистов в России уже превышает 1 млн человек. Он считает, что покрыть его в ближайшие годы не удастся. Более того, по прогнозам организации, в течение следующих пяти-шести лет нехватка айтишников будет только усиливаться, несмотря на увеличение числа бюджетных мест на соответствующие направления в вузах.
Греф добавил, что во всех без исключения сферах имеющийся дефицит кадров сможет компенсировать искусственный интеллект. По его словам, заметные изменения на рынке труда произойдут уже в течение двух-трёх лет.
Кроме того, информагентство сообщает, что на XXIII Международном форуме по коммуникациям Baltic Weekend обозначили проблему сильного несоответствия вузовских программ и потребностей рынка труда. Об этом, в частности, высказался директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин. По его словам, этот разрыв связан с постоянными изменениями, происходящими в мире, а также с развитием новых технологий. Участники мероприятия отметили, что этот разрыв создаёт много проблем на рынке труда технических специальностей.
Кроме того, не так давно на встрече с модераторами сессий Восточного экономического форума Владимир Путин высказался о том, что нужно упростить получение гражданства РФ для иностранных студентов. Предполагается, что это поможет привлечь на рынок труда высококвалифицированных специалистов.
Обновлено 03.11.23
Опубликован перечень поручений президента правительству, отдельным министерствам и региональным властям по итогам этого заседания. В список вошли все ключевые пункты обсуждения: разработка методики для прогноза потребности в кадрах, создание нового подхода к формированию профстандартов, учёт рейтингов по трудоустройству при распределении бюджетных мест вузам и колледжам, закрепление 90% квот на целевое обучение под потребности конкретных предприятий, профессиональное обучение старшеклассников на базе учебно-производственных комплексов и так далее.
Кроме того, Минобрнауки президент поручил до 25 декабря 2023 года проработать вопрос о том, чтобы для выпускников СПО были установлены сокращённые сроки обучения по программам высшего образования (в тех случаях, когда профиль программы в вузе совпадает с профилем обучения в колледже).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Новая система высшего образования позволит гибко реагировать на запросы рынка труда
- Прогноз: после 2025 года сократится число тех, кто выбирает традиционное обучение в вузе
- Исследователи из США призвали вузы создавать сокращённые программы обучения
- В двух штатах США решено признавать практический опыт эквивалентом диплома