Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Образование
#статьи

Что даёт участие в методических хакатонах?

Хакатоны проводят не только для программистов, но и для методистов. Правда, обычно без денежных призов. Ради чего же тогда в них участвуют?

Иллюстрация: Colowgee / Midjourney / Илья Colowgee для Skillbox Media

Хакатон — это соревновательное мероприятие, где участники объединяются в команды, чтобы за короткий срок придумать решение задач от реальных заказчиков и презентовать их самим заказчикам и экспертному жюри.

Само понятие хакатона обычно ассоциируется с программистами, потому что изначально такие мероприятия появились в IT-среде и были направлены на создание прототипов программ и приложений за короткое время — участники писали код, тестировали решения, представляли проекты.

Организовывают хакатоны изначально как конкурсы в чистом виде, и мотивом участия в них становится либо солидный призовой фонд, либо возможность ярко проявить свои способности, пополнить портфолио и заинтересовать потенциального работодателя, заказчика. Потом появились хакатоны как учебно-тренировочные мероприятия (в них тоже выбирают победителей, но главная цель — прокачать на реальных задачах навыки IT-студентов).

В любом случае для участников дополнительным мотиватором, кроме приза или развития, служит ещё и профессиональный азарт — желание найти решение для интересной задачи, а также прочие нематериальные факторы, например нетворкинг.

Но хакатоны быстро вышли за рамки IT, и сегодня их проводят для разных специалистов, в том числе для методистов, методологов и педдизайнеров — словом, для разработчиков обучения. Примеров, правда, не так много, из недавних — «МетодХак» от образовательного бюро «Розетка», «Лампа Кэмп» от Nova Studio и турнир «iSpring Вызов» от одноимённой платформы для корпоративного обучения.

Что представляют собой хакатоны для методистов

«МетодХак» проходит как в онлайн, так и в офлайн-форматах. Он представляет собой двухнедельный образовательно-соревновательный интенсив для корпоративных команд методистов и включает как образовательные мастер-классы, так и, собственно, работу над практическим кейсом от реальных заказчиков, для которого нужно придумать и презентовать методическое решение.

В этом году среди кейсов были, например, такие: разработать эффективное обучение для тимлидов в дочерней IT-компании крупного маркетплейса; придумать, как улучшить опыт сотрудников в обучении для крупного интернет-сервиса, и как геймифицировать LMS для российской транснациональной компании из IT-отрасли.

«МетодХак»
Фото: образовательное бюро «Розетка»

Организаторы характеризуют это мероприятие как «пространство для отработки компетенций, обмена опытом и создания работающих решений». Из описания и программы заметно, что главная цель — в развитии команд участников.

«Лампа Кэмп» — обыгранный в стилистике пионерлагеря конкурс для разработчиков курсов, который построен по принципу хакатона: здесь также реальные заказчики предоставляют разнообразные кейсы, а участники собираются в команды (можно прийти уже готовой командой, но можно и самостоятельно, «одиночек» организаторы объединяют в команды), придумывают идеи и превращают их в прототипы курсов. Тут тоже есть образовательная часть с мастер-классами, что говорит о том, что основная задача — в развитии участников. Работа над прототипом курсов тоже длится почти две недели.

Фото: «Лампа Кэмп»

Турнир «iSpring Вызов» проходит в офлайн-формате и требует глубокой вовлечённости: участники в течение четырёх дней делают на платформе iSpring курс по одному из кейсов, которые предоставляют заказчики. Тут тоже можно выступать как готовой командой, так и в составе сборной из незнакомых специалистов. Очевидно, что для организатора это имиджевое брендинговое мероприятие и способ познакомить участников с возможностями платформы в деле, а для участников ценность имеют соревновательная часть (призом выступает годовая лицензия и подписка на iSpring Suite) и возможность прокачать скиллы (можно получать советы от специалистов Академии iSpring).

У всех перечисленных мероприятий есть заметные отличия от классических IT-хакатонов — во-первых, «МетодХак» и «Лампа Кэмп» более длительные по срокам (в том числе за счёт объединения, собственно, хакатона с такими учебными форматами, как мастер-классы и лекции), во-вторых, участие в них платное (тогда как участие в IT-хакатонах, как правило, не требует от специалистов каких-либо взносов). Но при таких вводных тем более интересно знать, с какой мотивацией методисты участвуют в них и приносит ли им это какую-то пользу. Чтобы это выяснить, мы пообщались с некоторыми участницами методических хакатонов. Среди них были и новички, и опытные.

Ради чего методисты участвуют в хакатонах

Как правило, к участию в хакатоне подталкивает не один мотив, а сразу несколько в комплексе, просто какой-то из них становится ведущим (у каждого свой, иногда их два-три). Но если обобщить то, что рассказали нам разные участницы, то ключевых мотивов можно выделить несколько.

Профессиональная «прокачка» с драйвом

Разработчик-методолог Яна Владыка присоединилась к турниру «iSpring Вызов» по совету руководительницы и наставницы. «Я на тот момент недавно пришла в компанию, и это моё первое место работы в методической карьере, — рассказывает она. — Мне было интересно всё, что связано с профессией, хотелось быстрого развития. Непосредственно в работе развитие, конечно, тоже происходит, но эмоции от развития вне работы — это совсем другое. А участие в соревновании даёт полезный стресс, в котором не только проявляются слабые стороны, но и становится понятно, в чём твоя сила. Ещё мне хотелось поработать в команде с новыми людьми, в неформальной обстановке, понаблюдать за другими и „поучиться об них“. Там, где есть разнообразие и стресс, я чувствую рост».

В итоге сам процесс и эмоции от участия Яне так понравились, что после «iSpring Вызова» она уже по собственной инициативе приняла участие в «Лампе Кэмп». На этот раз ей больше всего хотелось прокачать именно коммуникативные навыки. «Создать хороший продукт за ограниченное время с незнакомыми людьми — это прямое испытание умения налаживать контакты и возможность проявить лидерские качества. Мы все хотим поработать с другими людьми, возможно, прощупать свои лидерские скиллы», — считает она.

Юлия Панасенко стала участницей «МетодХака» в 2024 году, когда училась в магистратуре и работала в ВШЭ. И она тоже считает пользой от хакатона внутренний рост и возможность проверить себя в сложных условиях. «Бросить себе вызов, проверить, как справишься в сжатые сроки с новой задачей — это драйв, азарт, выход из зоны комфорта. После окончания хакатона было чувство заряженности и желание делать что-то новое в профессиональной сфере», — вспоминает она.

Участники «МетодХака»
Фото: образовательное бюро «Розетка»

Ирина Сайферт, методист в консалтинговой компании, своё участие в «МетодХаке» объясняет целым набором причин (попробовать формат, погрузиться в атмосферу команды, решить новую для себя задачу) и среди них также отмечает выход из зоны комфорта: «Мне было интересно посмотреть, на что я способна не в рутинных условиях, а в стрессовых».

Иными словами, хакатон многие воспринимают как вдохновляющий челлендж. Это не только способ освоить что-то новое, но и возможность испытать сильные эмоции благодаря адреналину и дофамину — как в спорте.

Чувство сопричастности профсообществу и работа в команде

Эмоциональный взрыв и челлендж — важный мотив, но, пожалуй, главным, что, по словам Юлии Панасенко, побудило её участвовать в «МетодХаке», было желание оказаться внутри профессионального методического сообщества.

«Это было возможностью посмотреть, какие задачи и специфика есть у компаний на рынке. Я хотела найти свой профессиональный вектор, увидеть, какие навыки востребованы сейчас. И хотелось попасть в сообщество, почувствовать сопричастность — комьюнити даёт возможность посмотреть на других, узнать тренды и новые инструменты. Причём комьюнити здесь работает в двух ипостасях: как маленькая команда, то есть те пять человек, с которыми мы трудились бок о бок, и как большое сообщество всех участников. Это вдохновляет. Когда видишь столько людей, увлечённых образованием, появляется энергия и вера, что делаешь что-то важное», — объясняет Юлия.

Заметим, что Юлия участвовала в хакатоне не одна, а с однокурсниками-магистрантами и коллегой, которых уговорила тоже присоединиться. Но ещё более значима возможность почувствовать себя в профессиональном сообществе бывает для тех, у кого в обычных рабочих буднях совсем нет или мало коллег-методистов.

Такая история была у Татьяны Гусаковой — на момент участия в «Лампа Кэмп» была единственным разработчиком электронных курсов в корпоративном университете, и ей хотелось поработать в команде с распределёнными ролями, при этом сравнить свой профессиональный уровень с уровнем других. «Когда работаешь в одиночку, формируется некий внутренний „самозванец“, — признаётся Татьяна. — А в конкурсах есть возможность посмотреть на других и себя показать».

К тому же во время работы над проектированием курса в хакатоне ей досталась роль лидера и это оказалось полезным для оттачивания навыка организации работы команды в ограниченных сроках. Теперь она работает в студии производства диджитал-обучения.

Участники «Лампы Кэмп»
Фото: «Лампа Кэмп»

Возможность впервые поработать в команде назвала главной ценностью для себя и Лариса Васильева, ставшая в этом году победительницей «Лампы Кэмп» в категории «Старт» (для начинающих разработчиков обучения). Она тоже была единственным методологом в сфере корпоративного обучения, к моменту участия в хакатоне как раз закончила курс «Методист образовательных программ» в Skillbox, а также проходила другое обучение. Участие в хакатоне дало возможность применить новые знания и навыки в деле, среди коллег.

«В „Лампе Кэмп“ я почувствовала, насколько это ценно и круто, когда не пытаешься что-то придумать в одиночку, а работаешь вместе с профессионалами, которые с тобой на одной волне. В команде собираются участники с разными сильными сторонами и дополняют друг друга, поэтому результат на порядок выше, чем при одиночной работе. Ты учишься у других, смотришь, как они подходят к задачам, и сама растёшь. Мне очень хотелось бы повторить такой опыт», — делится она.

«В команде все разные, можно перенять какие-то техники», — соглашается Ирина Сайферт.

Возможность заявить о себе

Анастасия Сабельникова (Меркоева), ставшая победительницей «МетодХака» в 2025 году, — основательница методологического агентства «Метод-А». Она признаётся, что решила участвовать в хакатоне, потому что видела в нём хорошую возможность заявить о своём агентстве потенциальным заказчикам и показать себя в деле, решая реальную задачу от крупного бизнеса. Анастасия изначально была настроена на победу в соревновании, тогда как другие наши собеседницы воспринимали возможность победить скорее как бонус к пользе от самого процесса.

Кроме того, Анастасия рассчитывала на расширение круга полезных знакомств. «Нетворкинг действительно случился, — рассказывает она, — правда, в основном это контакты коллег-методологов, но надеюсь, что в будущем они выльются в рабочие проекты».

Но и мотив развития для Анастасии тоже имел значение, как и для остальных участниц. «Хотелось получить фидбэк от экспертов: что можно улучшить, проверить, можем ли работать как команда, справимся ли. На хакатоне можно стать увереннее», — говорит она. Нашлись и точки роста: например, благодаря хакатону Анастасия решила глубже изучить мотивационный дизайн и групповую динамику.

Финалисты «МетодХака» в 2025 году
Фото: образовательное бюро «Розетка»

Новый опыт, инсайты и насмотренность

В числе ведущих мотивов для участия в хакатонах все наши собеседницы назвали возможность попробовать себя в новых ролях или задачах, узнать и применить новые для себя подходы и приёмы. Поскольку на своей обычной работе методисты, как правило, имеют дело с типичными для их компаний кейсами и решают их тоже привычными способами, все они очень ценят шанс поработать с чем-то необычным как по части задач, так и по части процессов, или проявить те способности, для которых не находится поля в ежедневной рутине.

Яна Владыка, например, поделилась, что на «Лампе Кэмп» ей было интересно работать по техническому заданию и «брифовать» незнакомого заказчика (в корпоративном секторе это редкость). «А ещё на хакатоне у меня была возможность „отжигать“, выходить за привычные рамки, применять больше творческих идей», — рассказывает она.

Ирина Ламбер говорит, что благодаря тому, что с ней в одной команде оказались методисты совсем из другой сферы — детского образования, — у неё случился инсайт, что можно добавить лёгкости и игры в обучение взрослых.

Юлия Панасенко рассказывает, что специально выбрала в «МетодХаке» задачу, максимально далёкую от её личного опыта — работала она тогда в высшем образовании, а кейс для решения взяла из массового корпоративного обучения. Кроме того, Юлии досталась роль лидера-организатора в команде, и неожиданно оказалось, что ей в этой роли очень комфортно: «У меня был опыт работы методистом, а на хакатоне я поняла, что мне больше подходит роль продюсера-проджекта». Сейчас она продюсер образовательных программ в одной из ведущих EdTech-компаний.

Татьяна Гусакова на «Лампе Кэмп» научилась писать сценарии и теперь применяет это в работе.

«Хакатон — это хорошая площадка, чтобы получить поддержку и попробовать себя в чём-то новом», — подытоживает Ирина Сайферт.

В целом можно сделать вывод, что хотя мотивов для участия в хакатонах несколько, большинство из них связаны с желанием саморазвития и самопроверки своего уровня профессионализма.

С какими сложностями сталкиваются участники хакатонов

Как мы убедились, те, кто участвуют в хакатонах, воспринимают их как площадку для роста — личного, социального, профессионального. А роста не бывает без преодоления трудностей. Наши героини это подтверждают.

Ирина Сайферт считает, что самым сложным для неё во время хакатона было влиться в команду, привыкнуть к новым людям, найти ко всем подход. Яна Владыка тоже упоминает коммуникации с другими участниками как самое трудное. Она объясняет: «Специфика в том, что это незнакомые люди. Ты не знаешь их навыков. Я люблю структурную работу, научный подход, но не все это поддерживают. Моя задача объяснить и доказать фактами, почему я хочу так. То есть надо найти подход к другому человеку». Но как раз ради прокачки этого навыка она и решила пойти на второй хакатон.

Фото: образовательное бюро «Розетка»

Почему, вспоминая трудности, говорят в первую очередь про коммуникации, легко объяснимо: делать рабочий проект в компании едва знакомых людей — совсем не то же самое, что в давно слаженной команде, в которой все знают, кому что лучше поручить, и кто как реагирует в стрессе, у кого какие слабости — словом, от кого чего ожидать.

При этом, в отличие от обычного учебного курса, в хакатоне нужно выполнить не тренировочный, а настоящий рабочий проект для настоящего заказчика — а значит, у участников выше ожидания и страхи, несмотря на то, что организаторы обычно стараются создавать поддерживающую дружелюбную атмосферу. То есть настраивать отношения с новыми коллегами приходится буквально на ходу, в процессе интенсивной работы, в условиях стресса. Конечно, это не может быть просто.

Сжатый срок для выполнения проекта — тоже причина стресса. Причём интенсивность процесса требует жертвовать какой-то частью личного времени, особенно тем, кто совмещает участие в хакатоне с работой. Юлия Панасенко рассказывает: в период, пока шёл «МетодХак» у неё были заняты и выходные дни, и вечера в будни.

«Сочетание конкурса с рабочим графиком требует дисциплины и усилий», — соглашается с ней Татьяна Гусакова. При этом, как заметила Юлия, в условиях ограниченного времени появляется другой стиль работы — приходит ясность, что где-то можно не углубляться, а быстро выдать результат. И это тоже своего рода инсайт и навык, особенно для тех, кто страдает перфекционизмом.

«Хакатоны учат не боятся ошибаться и делать что-то не идеально. Есть задача — есть решение. Перфекционизм часто поощряется в школе и университете. Но в современных реалиях он может тормозить развитие», — комментирует Таес Покрой, руководитель преподавательских хакатонов проекта «В центре науки» при поддержке Центра педагогического мастерства, победитель «МетодХака», участник и организатор многочисленных хакатонов.

О том же говорит Сабельникова (Меркоева): «Ограничение по времени создаёт волнение, но при этом держит в тонусе: ты знаешь, что не сможешь всю жизнь решать этот кейс, надо останавливаться, даже если кажется, что можно сделать что-то ещё круче. У нас, например, последние слайды презентации остались без дизайна — просто не хватало времени. Но наше решение всё равно оказалось выигрышным».

Процесс работы над проектом во время «МетодХака»
Фото: образовательное бюро «Розетка»

Многие участники отмечают страх публичного выступления (а выступать нужно, потому что после выполнения проектов любой хакатон предполагает питчинг перед заказчиками и жюри). Но это нормально — такой страх есть у всех, и проходит он как раз благодаря практике публичных выступлений, которую хакатон и даёт.

Легко заметить, что трудности, о которых говорили наши героини, тесно связаны с теми выгодами, которые они отмечали: как раз через преодоление этих трудностей и происходила тренировка новых навыков, благодаря им случались инсайты и новый опыт.

«После нескольких лет участия и организации хакатонов для школьников, студентов и специалистов я вывел ключевую компетенцию, которую можно тренировать на хакатонах, — агентность», — говорит Таес Покрой.

Поясним: агентностью в психологии называют активную позицию человека, когда он сам ставит себе цели, анализирует ситуацию, делает осознанный выбор, действует и отвечает за результат. Иными словами, агентность в профессии позволяет выйти за рамки роли простого исполнителя и попробовать себя в более сильной и активной роли.

Таес объясняет: благодаря участию в хакатоне человек обретает уверенность, что за небольшое количество времени может создать актуальный продукт, и получает обратную связь от стейкхолдеров проекта. Всё это придаёт веры в собственные силы и вдохновляет на более активную позицию и в обычной работе.

«Помимо этого формат хакатона имеет достаточную ёмкость, чтобы заложить туда воркшопы, лекции и мастер-классы, новые знания с которых участники сразу могут применить к прикладному проекту. Это сокращает время между получением знания и применением „в бою“», — подытоживает эксперт.

По его мнению, сумма всех этих причин привела к тому, что хакатоны, будучи изначально соревновательным форматом для IT-специалистов, теперь раскрылись в качестве образовательного инструмента для специалистов из разных сфер. В том числе — для тех, кто проектирует образование для других.



Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW


Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована