Образование
#статьи

Что будет, если избавить студентов от жёстких дедлайнов?

Такой эксперимент пилотно провели в Австралии.

Кадр: фильм «Проект X: Дорвались» / Warner Bros.

Сейчас много говорят о том, что студентам нужна большая самостоятельность, а высшее образование должно становиться гибче, позволяя студентам учиться в своём темпе и в удобном им формате (офлайн, онлайн или вообще асинхронно). Но всё же академическая программа предполагает необходимость сдавать по каждому предметному курсу определённый набор письменных работ и устных зачётов — от этого вряд ли можно полностью уйти. Как правило, для этих контрольных мероприятий в течение курса устанавливаются конкретные сроки. Но что, если избавить учащихся от этих сроков, установив лишь правило, что всё должно быть сдано до конца семестра в любое удобное им время?

Такой эксперимент провели в Университете CQ (CQ University) в Австралии среди студентов бакалавриата по истории и коммуникации. О результатах преподаватели Бенджамин Т. Джонс и Эми Джонсон рассказали на портале The Conversation. Авторы назвали этот подход «гипергибким обучением».

Какие условия предложили студентам

Курс состоял из коротких видеозаписей и интерактивных модулей. Также можно было заниматься с однокурсниками (например, через онлайн-уроки в Zoom), но эта опция не была обязательной. У письменных работ и зачётов не было жёстких сроков, но важно было сдать до конца семестра. Таким образом, студенты могли проходить каждый модуль в удобном им темпе.

Выбирали такой гипергибкий формат по желанию, и его предпочли 27 учащихся. У них, а также у 12 сотрудников факультета взяли интервью об их опыте до и после семестра.

Авторы не привели в статье конкретных цифр — например, было бы любопытно узнать, все ли студенты успели сдать всё необходимое до конца семестра, и сравнить это с данными тех, кто учился в обычном режиме, а также сопоставить академические результаты тех и других. Наконец, интересно, многие ли студенты при такой свободе равномерно распределяют сдачу работ и зачётов или большинство оставляет всё на последний момент, приводя в ужас преподавателей. Но то, какие ответы студенты дали в интервью, само по себе любопытно и может стать основой для следующих исследований, уже более детальных.

Что сказали студенты

Субъективные мнения учащихся разделились, хотя преимущественно отзывы получились положительными. Одни признались в том, что жёсткие дедлайны для них — значительный источник стресса, поэтому избавление от них дало ощущение свободы и позволило почувствовать себя лучше (согласитесь, это неплохой аргумент в свете данных о том, что многие студенты испытывают стресс во время дистанционного обучения). Такой режим позволил приспособить учёбу к своей жизни, а не наоборот.

Некоторые даже предположили, что и качество обучения при гипергибкой модели получилось лучше, потому что можно углубиться в интересующую тему, а не откладывать её на одну конкретную неделю. И наоборот, было высказано предположение, что такая модель позволяет обучаться более интенсивно (собственно, почему бы и нет, если кто-то действительно может освоить курс или отдельные его модули быстрее других?).

Но были и те, кто выразил обеспокоенность. Некоторые, как рассказывают авторы исследования, отметили, что чувствовали себя изолированно от остальных. А кто-то опасался, что не получит такой же уровень обратной связи от преподавателей, как при обычном режиме, или боялись собственного соблазна оставить всё на последний момент.

Что сказали преподаватели

Большинство опрошенных сотрудников университета тоже согласились, что у гипергибкого формата есть преимущества (например, благодаря этому некоторые студенты смогли бы быстрее завершать обучение), и сказали, что готовы с ним экспериментировать. Но они отметили и целый ряд опасений.

Во-первых, есть страх, что учащиеся в своём темпе потеряют ощущение принадлежности к группе, почувствуют себя потерянными или перегруженными. Кто‑то будет постоянно откладывать задания на потом, не сможет разгрести эти долги, и в итоге отчисленных студентов может оказаться даже больше, чем при обычной модели обучения.

Во-вторых, преподаватели переживали из-за своей нагрузки, ведь без дедлайна для проверки работ и проставления оценок трудно спланировать свой отпуск, участие в конференциях и другие активности.

Какие предварительные выводы сделали авторы

В целом авторы считают, что гипергибкая модель обучения в бакалавриате могла бы сделать обучение в университете более доступным и снизить уровень стресса у студентов. Но нужно решить вопрос о том, как поддерживать у них ощущение общности в группе и связи со своим университетом. Интересный нюанс: с одной стороны, эта модель делает обучение более индивидуальным и подстраивает под потребности каждого студента. Но с другой стороны, это в какой-то степени противоречит идеалу университета как учебного сообщества.

Педагоги при такой модели обучения тоже нуждаются в поддержке и им необходимо пройти соответствующую подготовку.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована