Таковы результаты опроса рекрутингового сервиса SuperJob. Исследователи сравнили эти данные с итогами аналогичного исследования, проведённого в 2011 году. Размер выборки в 2021-м составил 1600 жителей России из всех округов страны.
О чём говорили респонденты
И хотя профессию учителя назвали престижной менее половины опрошенных, число тех, кто придерживается такого мнения, выросло за 10 лет почти вдвое с 21 до 40%.
Как пол, возраст и финансовое положение связаны с мнениями россиян
Интересно, что женщины чаще мужчин считают профессию педагога престижной (43 против 37%). А мужчины больше склонны указывать на снижение её статуса (55 и 46%).
Кроме того, выяснилось, что оценка статуса учителей не сильно зависит от финансового положения респондентов. Опрошенные с разным уровнем зарплаты давали схожие ответы:
- среди респондентов с доходом не более 49 999 рублей в месяц престижной эту профессию считает 41%, а противоположного мнения придерживаются 43%;
- из тех, кто зарабатывает 50 000–79 999 рублей, о престижности заявили 44% участников, а о низком статусе профессии — 41%;
- те, кто получает более 80 000 рублей, разбивка выглядит так: 39% считают эту профессию престижной, а 45% — нет.
Кроме того, представители группы 45+ чаще других считают, что статус педагога за последние 10 лет понизился (59 против 47% в группе моложе 34 лет и 45% среди опрошенных в возрасте 35–44 лет).
Какие качества особенно нужны педагогам
Респондентов попросили назвать наиболее важные для учителя качества. Ответы оказались довольно ожидаемыми.
Кстати, за последние 10 лет первые пять строчек почти не изменились. Разница лишь в том, что раньше терпение казалось респондентом самым важным качеством педагога, а теперь оно на втором месте после профессионализма.
Напомним, в феврале Superjob провёл похожий опрос, в рамках которого респонденты рассказали, какие чувства они в первую очередь испытывают к учителям. В результате топ возглавили уважение и благодарность, а вот зависти по отношению к ним, как оказалось, не ощущает никто. При этом по сравнению с данными аналогичного исследования 2013 года, вариант «Уважение» отмечали чаще на 5%, а «Благодарность» — на 12%. То есть благодарность к учителям выросла на больший процент, чем уважение.
Что планируют делать власти для повышения статуса педагога
В последнее время государство озаботилось статусом педагогической профессии. Эту тему обсуждали, в частности, на заседании президиума Госсовета, которое прошло в конце августа. Там же говорили ещё и о том, что надо уходить от обидного для учителей понятия «образовательные услуги». Среди самых нестандартных идей — предложение повысить популярность конкурса «Учитель года России». Президент Владимир Путин тогда высказал предположение, что добиться этого можно, сделав конкурс таким же зрелищным, как шоу «Форт Боярд».
В начале сентября стало известно об учреждении семи наград и двух почётных званий в сфере образования. Вероятно, это направлено и на повышение престижности профессии учителя. Кроме того, есть планы изменить систему оплаты труда педагогов. Минпросвещения подготовило проект постановления о запуске единой модели расчёта зарплат учителей в зависимости от их квалификации.