При этом в целом они положительно оценивают свою способность повлиять на академические достижения подопечных.
К такому выводу пришли авторы 28-го выпуска информационного бюллетеня ВШЭ «Мониторинг экономики образования».
Как неуспеваемость школьников влияет на отношение педагогов к своей успешности
Исследователи отметили, что в основном учителя высоко оценивают свою способность повлиять на успеваемость.
Однако их неуверенность в себе значительно возрастает по мере увеличения доли неуспешных учеников. Это особенно заметно на примере утверждения, что от усилий учителей ничего не зависит: чем больше они сталкиваются с детьми, которым трудно даётся учёба, тем более они склонны соглашаться с этой идеей. С мнением, что педагог не должен отвечать за результаты учащихся, всё точно так же.
Эта установка подтверждается и оценкой факторов, которые могут влиять на успеваемость школьников. Так, педагоги, у которых много неуспешных учеников, больше склонны считать, будто качество преподавания не очень важно: его значимость отметили только 36,7% из них. А 52,4% из тех, у кого нет неуспевающих, придерживаются противоположного мнения. А ещё педагоги, работающие с большим количеством отстающих, более склонны выделять значимость социально-экономического статуса семей.
Относительно других факторов респонденты в целом солидарны вне зависимости от степени успешности школьников. По их мнению, важнее всего мотивация детей и усилия, прилагаемые ими. Следующая по значимости — вовлечённость родителей в учебный процесс.
Как контингент учащихся соотносится с работой педагогов
В образовательных организациях, где много отстающих, работает гораздо больше учителей, которые недовольны контингентом в классе и незаинтересованностью детей в учёбе. Если в школах, где более 50% учеников испытывают трудности в общении, об этом говорили 57,2% респондентов, то там, где отстающих вообще нет, эту проблему упомянули лишь 9,9%.
А ещё анализ показал, что чем больше неуспевающих, тем более учителя склонны считать, что допустили ошибку при выборе профессии.
В результате получается замкнутый круг: работа со сложными учениками порождает чувство неудовлетворённости работой, из-за чего педагоги меняют установки на более пассивные и негативные. А это, в свою очередь, приводит к ещё большему снижению успеваемости.
Кстати, в этом же информационном выпуске Мониторинга экономики образования высчитана доля отстающих, а также то, как на трудности с учёбой влияет социально-экономический фактор.
Читайте также: