Чем больше у педагога в классе неуспешных, тем больше он приписывает ответственность семье
Хотя зачастую неуспешность учеников связана как раз с профессиональными дефицитами учителя, а не с какими-то другими факторами.
Фото: Peter Dazeley / Getty Images
На площадке Московского международного салона образования 30 апреля состоялась панельная дискуссия «Образовательный контент ДПО: чему и как сегодня обучать педагогов?». В ней принял участие Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования Института образования Высшей школы экономики.
Эксперт представил результаты некоторых исследований и порассуждал о том, как неуспешность учащихся отражается на профессиональной самооценке учителей и, наоборот, как педагоги влияют на неуспешность детей. Пересказываем основные тезисы выступления.
Сергей Косарецкий
кандидат психологических наук, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования Высшей школы экономики.
Фото: личный архив Сергея Косарецкого
По словам спикера, из мировых исследований хорошо известно, что квалификация педагога в значительной степени определяет успешность его учеников и школы, а также определяет качество образования на школьном уровне. Также известно, что дефицит знаний педагога — один из факторов, способствующих неуспешности учеников. Поэтому, когда речь заходит о постановке практических задач в области образовательной неуспешности, неизбежно поднимается тема повышения квалификации учителей, об обучении технологиям работы для профилактики рисков развития этой неуспешности и повышения успешности.
Чтобы понять, каких именно знаний не хватает педагогам, проводятся различные исследования. Например, опрос, проведённый Институтом образования НИУ ВШЭ в конце 2020 года в рамках Мониторинга экономики образования, показал, что, по мнению 25% учителей, им не хватает навыков работы с теми учащимися, у которых есть проблемы с поведением. И примерно столько же учителей испытывает дефицит в навыках работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Педагог сталкивается с вызовами растущего разнообразия детского контингента, растущих особенностей детского контингента, и конечно, ему нужны источники знаний о том, как работать с этим разнообразием, как учитывать индивидуальные особенности. Мы стараемся — мне кажется, время уже такое — не просто указывать на необходимость индивидуального подхода, дифференцированного преподавания, но искать уже практические решения, предлагать те инструменты, которые с этим помогут», — сообщил Косарецкий.
В одном из исследований, о котором рассказал спикер, педагогов разделили на пять групп в зависимости от того, сколько в их классах неуспешных детей, по субъективной оценке самих же учителей:
- таких нет совсем;
- не более 10%;
- от 10 до 25%;
- от 25 до 50%;
- свыше 50%.
Затем учителей спросили, хватает ли им знания методов индивидуального обучения детей с учебными проблемами. В результате выявили чёткую закономерность: чем больше в классе отстающих детей, тем больше педагогу не хватает таких знаний. Так, если в группе тех учителей, у которых в классе не более 10% отстающих учеников, лишь 7,8% отметили нехватку указанных знаний, то в группе педагогов, у которых свыше половины учеников неуспешны, в дефиците этих знаний признались 19,7%.
Однако исследователи заметили и позитивную тенденцию — учителя стали уделять больше времени восполнению дефицитов в этой области.
«Если раньше педагоги довольно активно говорили нам в опросах о том, что у них и нет возможности для удовлетворения таких дефицитов, то теперь возможности всё-таки появляются. Мы видим, что как раз <…> те педагоги, которые работают с большей долей неуспешных детей, больше вовлечены в соответствующие курсы профессионального развития и курсы повышения квалификации. Это отрадно», — отметил эксперт.
Правда, как пояснил Косарецкий, нельзя утверждать, что эти курсы обучают педагогов на высоком уровне, но и сам по себе тот факт, что учителя стали больше вовлекаться в такое обучение, — уже хороший признак.
В то же время есть и настораживающие факторы. Спикер рассказал о другом исследовании — это был онлайн-опрос на спонтанной выборке из 2600 учителей, который в апреле 2022 года провели на I Международной ассамблее Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха». Там учителям задали вопрос: «Испытываете ли вы профессиональные дефициты, способные привести к трудностям у ваших обучающихся?» Судя по формулировке, акцент был сделан не на тех дефицитах, которые мешают педагогу эффективно повышать успешность проблемных учеников, а на таких дефицитах, которые как раз и становятся причиной развития неуспешности детей.
«То есть речь идёт не о том, что педагог не владеет методиками, повышающими эффективность его преподавания, а о том, что в его практиках есть такие приёмы, методы, способы организации работы, которые создают риски возникновения трудностей у детей, у которых их до этого не было», — уточнил Косарецкий.
И почти 40% респондентов ответили, что такие профессиональные дефициты у них есть.
Действительно, существует фактор неуспешности, связанный со школой и учителем, поясняет спикер. Хотя этот вопрос, по его словам, в частности, разбирался на одном из регулярных семинаров с МГППУ по проблематике неуспешности, в целом этому фактору обычно уделяется не так много внимания, хотя он очень значим.
«Традиционно и в наших опросах, наших исследованиях мы говорим так, что вот приходит ребёнок с трудностями, они связаны с семьёй и с обстоятельствами развития, и давайте мы вооружим педагогов инструментами, позволяющими с этим работать. Но вот [и ещё один] важный момент, важное знание о том, как рефлексировать свою деятельность, как осмысливать свой профессиональный потенциал: с точки зрения того, какие способы работы, какие твои представления о реальности могут способствовать возникновению трудностей, привести к рискам для благополучия, для успешности ребёнка», — подчеркнул эксперт.
Он указал и на другой нюанс — неуспешность учеников негативно отражается на состоянии педагогов. Как выяснилось, чем больше в классе детей, испытывающих трудности в обучении, тем выраженнее профессиональное выгорание учителей. Свыше 20% педагогов, работающих в классах, где более 50% неуспешных учеников, полагают, что совершили ошибку, став учителем. То есть они испытывают разочарование в профессии.
«Один из результатов, которые я вынес, тоже очень яркий: чем больше у педагога в классе неуспешных детей, тем меньше он верит в возможность обеспечить качественное образование, тем больше он приписывает ответственность за качество семье и всем другим силам, — подытожил Сергей Косарецкий. — То есть фактически с ростом вызовов растёт ощущение собственной несостоятельности, собственной профессиональной некомпетентности, и здесь нужна поддержка. Мы говорим о том, что одним из важных факторов школьной успешности являются высокие ожидания, когда педагог верит в возможности ученика. Видимо, нужны такие же высокие ожидания со стороны директора, администрации школы, руководства территориальных органов управления, которые позволяют педагогу найти силы для преодоления».
Читайте также:
- Верят ли учителя в то, что от них зависят успехи учеников?
- Цитата недели: о неуспешности, которая тянется из школы в вуз и потом в работу
- Исследователи выяснили, сколько в России отличников, хорошистов и троечников
- Ректор ВШЭ назвал основной причиной бедности в РФ образовательную неуспешность
- Для большинства учителей успех коллектива важнее, чем персональные достижения