Былое: «Дурные баллы вредны во всех отношениях». Циолковский и школьные отметки
Идеолог покорения космоса 40 лет работал в школах. Учителем он был нестандартным. Вот что он писал о том, как ставил оценки.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media
«В 1897 году мне дали уроки математики в казённом реальном училище. Там были недовольны тем, что у меня не вышло ни одной годовой двойки.
<…> В 1898 году мне предложили уроки физики в местном женском епархиальном училище. Я согласился, а через год ушёл совсем из уездного училища. Уроков сначала было мало, но потом я получил ещё уроки математики. Приходилось заниматься почти со взрослыми девушками, а это было гораздо легче, тем более, что девочки раньше зреют, чем мальчики. Здесь не преследовали за мои хорошие отметки и не требовали двоек.
<…>
Однажды одной слабой девице, по ошибке, я поставил пять, но не стал её огорчать и не зачеркивал балл. Спрашиваю урок в другой раз. Отвечает на пять. Заметил, что дурные баллы уменьшают силу учащихся и вредны во всех отношениях. В этом училище мне, калеке, было очень хорошо, так как во время урока был особый надзор. Только после 1905 года он был почти уничтожен, но и тогда я справлялся благополучно».
ИСТОЧНИК: К. Э. Циолковский. «Черты из моей жизни».
Контекст
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) на жизнь зарабатывал учительским трудом, а наукой занимался в свободное время. До революции он преподавал математику и физику в уездных училищах (одна из разновидностей школ в императорской России) Боровска и Калуги и в женском епархиальном училище (школа для девочек из семей духовенства), а после революции — в трудовой школе.
Свои довольно сложные предметы он старался преподавать так, чтобы было понятно и интересно всем детям. Он считал своей задачей действительно донести смысл какой-либо темы до каждого ребёнка. Вот как, по воспоминаниям бывших его учеников, он начал первое занятие с ними: «Запомните, я буду при ответах урока всегда ставить перед вами вопросы: зачем, почему, какие причины тому или другому явлению?»
В педагогических записках Константин Эдуардович отмечал, что о знаниях класса ориентироваться надо на слабых учеников, а не сильнейших: «Таким образом, учитель не будет никогда иметь преувеличенного мнения об успехах своих клиентов, каковое преувеличенное мнение может сильно вредить делу преподавания».
Одна из учениц Циолковского Е. М. Любимова вспоминала о таком его подходе: «При слабой успеваемости он принимал особый метод: он прикреплял к одной из лучших учениц отстающую и давал наказ повторять с нею зады, объяснить всё, что она не понимает, и подготовить к хорошему ответу… За хороший ответ подшефной ученицы он ставил хороший балл репетитору».
Читайте также:
- «Педагогия была для меня забавой». Как Циолковский стал учителем
- Былое: Циолковский о коллегах-педагогах — «Мне скучно в учительской»
- «Большой летающий шар производил всеобщее оживление». Как Циолковский вёл уроки
- Почему современные педагоги призывают отказаться от выставления оценок
- Какие бывают альтернативы привычным оценкам: американская практика