Образование
#былое

Былое: Лев Толстой — о неправильной школе, которая для учителей, а не для детей

Лев Николаевич довольно много рассуждал об образовании, и детском, и взрослом. Вот его критика современных ему подходов школьной педагогики.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media

«А всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбуждённый жизнью. Но школа не только не возбуждает вопросов, она даже не отвечает на те, которые возбуждены жизнью. Она постоянно отвечает на одни и те же вопросы, несколько веков тому назад поставленные человечеством, а не детским возрастом, до которых еще нет дела ребёнку. Это вопросы о том, как сотворен мир? кто был первый человек? что было тому 2000 лет назад? какая земля Азия? какую имеет форму земля? каким образом помножить сотни на тысячи и что будет после смерти? и т. п.

На вопросы же, представляющиеся ему из жизни, он не получает ответа, тем более, что, по полицейскому устройству школы, он не имеет права открыть рта даже для того, чтобы попроситься «на двор», а должен это делать знаками, чтобы не нарушить тишины и не помешать учителям.

Школа же учреждается так потому, что цель правительственной школы, учреждённой свыше, заключается большей частью не в том, чтобы образовать народ, а чтобы образовать его по нашей методе — чтобы, главное, была школа и было много школ. Нет учителей? — Сделать учителей. — И все-таки недостаёт учителей! — Сделать так, чтобы один учитель мог учить 500 детей, mécaniser l’instruction, ланкастерскую методу, pupilteachers.

Поэтому школы, устроенные свыше и насильственно, не пастырь для стада, а стадо для пастыря. Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, весёлость детей, составляющие для них необходимое условие учения, и в школах, строящихся как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры и движения. — Вместо того, чтобы убедиться, что для того, чтобы действовать успешно на какой-нибудь предмет, нужно изучить его (а в воспитании этот предмет есть свободный ребёнок), они хотят учить так, как умеют, как вздумалось, и при неуспехе хотят переменить не образ учения, а самую природу ребёнка. Из этого понятия вытекали и теперь вытекают (Песталоцци) такие системы, которыми бы можно было mécaniser l’instruction — то вечное стремление педагогики устроить дело так, чтобы, какой бы ни был учитель и ученик, метод бы был один и тот же».

Источник: Толстой Л. Н., статья «О народном образовании», опубликована в журнале «Ясная Поляна», №1 (5 февраля 1862 г.).

Контекст

Осенью 1859 года Льву Николаевичу Толстому 31 год, он ещё холост, «Война
и мир» — только в смутных задумках, до «Анны Карениной» очень далеко. В это время он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

«Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе», — писал он.

Заметим, крепостное право в это время ещё не отменено.

В своей школе Толстой создал собственную, по сути, экспериментальную педагогику — она строилась на свободе. Детей не принуждали к занятиям и не требовали от них строгой дисциплины, не задавали домашних заданий. Лев Николаевич считал, что естественные для детей «говор, движение, весёлость» — «необходимое условие учения». Он резко отвергал основы, на которых базировались современные ему школы, — зубрёжка и строгая дисциплина.

Уникальная Яснополянская школа просуществовала всего полтора года. Её пришлось закрыть по распоряжению властей — им не понравилось слишком сильное отклонение от принятых тогда подходов к образованию и воспитанию.

Но идеи педагогики продолжали занимать Толстого — теперь уже как теоретика. В 1862 году он стал выпускать педагогический журнал «Ясная Поляна». Тот просуществовал ещё меньше, чем школа, — вышло только 12 номеров, и журнал тоже пришлось закрыть из-за большого неудовольствия властей. Однако опубликованные там статьи стали классикой публицистики Толстого. В одной из первых статей — «О народном образовании» — он описал свои соображения о том, как должны быть устроены школы для простых людей, и открыто критиковал существовавшие тогда педагогические подходы.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована