Образование
#былое

Былое: князь Оболенский — о самом лёгком факультете университетов царской России

А также о том, по каким вообще принципам выпускники гимназий выбирали направление обучения в университете.

Изображение: открытка «В. А. Оболенский» из сборника «Портреты мужчин, государственных деятелей России начала XX в. — депутатов II Государственной Думы», 1907 г. / Государственный музей А. М. Горького / Ольга Скворцова / Skillbox Media

«Из 22 моих гимназических товарищей, вместе со мной окончивших гимназию, один поступил по чисто карьерным соображениям в Императорский лицей; один, с детских лет обнаруживший исключительные математические способности, — на математический факультет, а из остальных двадцати двенадцать поступили на юридический факультет, а восемь — на естественный. <…> На юридический факультет поступили все худшие ученики, лентяи, кутилы, большинство которых не обнаруживали никаких умственных интересов. На естественный факультет пошли лучшие ученики и вся та более интеллигентная часть нашего класса, которая входила в состав кружка моих ближайших товарищей. Это „бытовое“ разделение между юристами и естественниками объяснялось тем, что юридический факультет считался самым лёгким. Можно было целый год ничего не делать, а весной засесть за учебники и при средних способностях сдавать удовлетворительно зачёты и экзамены. Кроме того, этот факультет более других давал нужные познания для административной и судебной карьеры. Поэтому на него поступали все молодые люди, не имеющие определённых научных интересов. Избиравшие этот факультет по склонности к юридическим наукам составляли исключение.

Санкт-Петербургский императорский университет
Фото: Л. В. Шашкин, 1900–1914 гг. / Товарищество «Голике и Вильборг» / Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Я бы не сказал, что и для большинства моих товарищей, поступивших на естественный факультет, выбор специальности был вполне осознанным. В этом мы убедились впоследствии, когда обнаружилось, что только двое из нас использовали в жизни свои познания в естественных науках. Остальные шесть работали на поприщах, совершенно с ними не связанных».

Источник: Оболенский В. А. Моя жизнь и мои современники. Воспоминания. 1869–1920: в 2 т. — М.: «Кучково поле»; «Ретроспектива», 2017.

Контекст

Автор этих воспоминаний — князь Владимир Андреевич Оболенский (1869–1950), общественный и политический деятель, депутат первой Государственной думы Российской империи, кадет.

В 1887–1891 годах он учился в Санкт-Петербургском императорском университете на естественно-научном факультете.

Нужно отметить, что выбор факультетов в дореволюционных университетах был скудным:

  • историко-филологический;
  • юридический;
  • физико-математический (естественно-научный, кстати, формально считался его частью);
  • медицинский;
  • восточных языков (он был далеко не везде).

Экономического факультета как такового не существовало, но экономику изучали в составе других наук на юрфаке. Первый настоящий экономический факультет появился в 1902 году в Санкт-Петербургском политехническом институте. Инженерные науки в университетах тоже не преподавали.

Вообще, система высших учебных заведений чётко разделялась на два типа: классические университеты и специализированные институты, которые давали прикладные профессиональные знания (конечно, были ещё женские курсы, но это отдельная история). Например, педагоги, инженеры, агрономы учились в институтах. Университетское же образование считалось плацдармом для научной работы, пропуском на любую государственную гражданскую службу (это относилось к юрфаку), да и просто чем-то само собой разумеющимся для молодого человека из приличной семьи.

Правда, представители знати предпочитали в основном не университеты, а военные училища и академии — потому что более престижной в их среде традиционно считалась армейская, а не гражданская карьера. Или — Императорский Царскосельский лицей, в который поступил один из одноклассников Оболенского. В это закрытое привилегированное учебное заведение принимали исключительно дворян, и оно считалось фактически школой государственных наук для будущих чиновников высшего ранга.

Пушкин держит экзамен в Императорском Царскосельском лицее
Изображение: И. Е. Репин, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г. / Всероссийский музей А. С. Пушкина

В университетах наименее популярными были историко-филологические факультеты. Просто потому, что с точки зрения карьеры они сулили весьма скромные перспективы преподавателя в вузе или гимназии.

А наиболее популярные и многочисленные  факультеты той эпохи — медицинский и юридический. Первый — потому что давал надёжную профессию, второй — по причинам, описанным князем Оболенским.

Кстати, о том, что юридическое образование действительно было самым массовым и часто не имело никакого отношения к интересам и склонностям абитуриентов, говорит тот факт, как много людей, ставших известными на совсем иных поприщах, его окончили или учились на нём, но бросили. Среди них Александр Островский, Лев Толстой (который, к слову, вообще сильно разочаровался в университетском образовании), Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Николай Рерих, Сергей Дягилев, художники Михаил Врубель, Василий Кандинский, Александр Бенуа и Игорь Грабарь, оперный певец Леонид Собинов и многие другие.

Что касается математического и естественно-научного направлений, то на первое шли люди с соответствующими способностями, а на второе — все романтики, интеллектуалы и «хипстеры» второй половины XIX века. Дело в том, что естественные науки (химия, ботаника, зоология, анатомия, минералогия) в то время вошли в моду так же, как на рубеже XX–XXI веков модным стало изучение, например, психологии и дизайна. Одним из любимых досугов интеллектуальной молодёжи тогда было посещение естественно-научных лекций, которые устраивались прямо на дому, в том числе с препарированием животных и человеческих органов.

Кстати, окончив факультет естественных наук, Владимир Оболенский поступил ещё и на юридический, о котором так нелестно отзывался. Дело в том, что время его первой учёбы пришлось на эпоху очередных студенческих волнений, и юный князь, как и многие его однокурсники, увлёкся политикой, мечтами о государственных реформах и больших общественных преобразованиях. Он хотел работать в земствах — тогдашних местных органах самоуправления — и менять к лучшему жизнь простых людей. А чтобы заниматься такими вещами, нужно разбираться в государственном устройстве и экономике. Эти знания давал юрфак. В том числе там читали политическую экономию — всего за три-четыре года эта наука стала у молодёжи такой же популярной, какой совсем недавно были химия с биологией и минералогией.

«Новая мода на политическую экономию отразилась на группировках студентов по факультетам, — писал Оболенский. — Стремление на изучение политической экономии повлияло на заполнение юридического факультета той левой идейной молодёжью, которая прежде шла почти исключительно на естественный факультет».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована