Образование
#былое

Былое: князь Оболенский — о самом лёгком факультете университетов царской России

А также о том, по каким вообще принципам выпускники гимназий выбирали направление обучения в университете.

Изображение: открытка «В. А. Оболенский» из сборника «Портреты мужчин, государственных деятелей России начала XX в. — депутатов II Государственной Думы», 1907 г. / Государственный музей А. М. Горького / Ольга Скворцова / Skillbox Media

«Из 22 моих гимназических товарищей, вместе со мной окончивших гимназию, один поступил по чисто карьерным соображениям в Императорский лицей; один, с детских лет обнаруживший исключительные математические способности, — на математический факультет, а из остальных двадцати двенадцать поступили на юридический факультет, а восемь — на естественный. <…> На юридический факультет поступили все худшие ученики, лентяи, кутилы, большинство которых не обнаруживали никаких умственных интересов. На естественный факультет пошли лучшие ученики и вся та более интеллигентная часть нашего класса, которая входила в состав кружка моих ближайших товарищей. Это „бытовое“ разделение между юристами и естественниками объяснялось тем, что юридический факультет считался самым лёгким. Можно было целый год ничего не делать, а весной засесть за учебники и при средних способностях сдавать удовлетворительно зачёты и экзамены. Кроме того, этот факультет более других давал нужные познания для административной и судебной карьеры. Поэтому на него поступали все молодые люди, не имеющие определённых научных интересов. Избиравшие этот факультет по склонности к юридическим наукам составляли исключение.

Санкт-Петербургский императорский университет
Фото: Л. В. Шашкин, 1900–1914 гг. / Товарищество «Голике и Вильборг» / Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Я бы не сказал, что и для большинства моих товарищей, поступивших на естественный факультет, выбор специальности был вполне осознанным. В этом мы убедились впоследствии, когда обнаружилось, что только двое из нас использовали в жизни свои познания в естественных науках. Остальные шесть работали на поприщах, совершенно с ними не связанных».

Источник: Оболенский В. А. Моя жизнь и мои современники. Воспоминания. 1869–1920: в 2 т. — М.: «Кучково поле»; «Ретроспектива», 2017.

Контекст

Автор этих воспоминаний — князь Владимир Андреевич Оболенский (1869–1950), общественный и политический деятель, депутат первой Государственной думы Российской империи, кадет.

В 1887–1891 годах он учился в Санкт-Петербургском императорском университете на естественно-научном факультете.

Нужно отметить, что выбор факультетов в дореволюционных университетах был скудным:

  • историко-филологический;
  • юридический;
  • физико-математический (естественно-научный, кстати, формально считался его частью);
  • медицинский;
  • восточных языков (он был далеко не везде).

Экономического факультета как такового не существовало, но экономику изучали в составе других наук на юрфаке. Первый настоящий экономический факультет появился в 1902 году в Санкт-Петербургском политехническом институте. Инженерные науки в университетах тоже не преподавали.

Вообще, система высших учебных заведений чётко разделялась на два типа: классические университеты и специализированные институты, которые давали прикладные профессиональные знания (конечно, были ещё женские курсы, но это отдельная история). Например, педагоги, инженеры, агрономы учились в институтах. Университетское же образование считалось плацдармом для научной работы, пропуском на любую государственную гражданскую службу (это относилось к юрфаку), да и просто чем-то само собой разумеющимся для молодого человека из приличной семьи.

Правда, представители знати предпочитали в основном не университеты, а военные училища и академии — потому что более престижной в их среде традиционно считалась армейская, а не гражданская карьера. Или — Императорский Царскосельский лицей, в который поступил один из одноклассников Оболенского. В это закрытое привилегированное учебное заведение принимали исключительно дворян, и оно считалось фактически школой государственных наук для будущих чиновников высшего ранга.

Пушкин держит экзамен в Императорском Царскосельском лицее
Изображение: И. Е. Репин, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г. / Всероссийский музей А. С. Пушкина

В университетах наименее популярными были историко-филологические факультеты. Просто потому, что с точки зрения карьеры они сулили весьма скромные перспективы преподавателя в вузе или гимназии.

А наиболее популярные и многочисленные  факультеты той эпохи — медицинский и юридический. Первый — потому что давал надёжную профессию, второй — по причинам, описанным князем Оболенским.

Кстати, о том, что юридическое образование действительно было самым массовым и часто не имело никакого отношения к интересам и склонностям абитуриентов, говорит тот факт, как много людей, ставших известными на совсем иных поприщах, его окончили или учились на нём, но бросили. Среди них Александр Островский, Лев Толстой (который, к слову, вообще сильно разочаровался в университетском образовании), Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Николай Рерих, Сергей Дягилев, художники Михаил Врубель, Василий Кандинский, Александр Бенуа и Игорь Грабарь, оперный певец Леонид Собинов и многие другие.

Что касается математического и естественно-научного направлений, то на первое шли люди с соответствующими способностями, а на второе — все романтики, интеллектуалы и «хипстеры» второй половины XIX века. Дело в том, что естественные науки (химия, ботаника, зоология, анатомия, минералогия) в то время вошли в моду так же, как на рубеже XX–XXI веков модным стало изучение, например, психологии и дизайна. Одним из любимых досугов интеллектуальной молодёжи тогда было посещение естественно-научных лекций, которые устраивались прямо на дому, в том числе с препарированием животных и человеческих органов.

Кстати, окончив факультет естественных наук, Владимир Оболенский поступил ещё и на юридический, о котором так нелестно отзывался. Дело в том, что время его первой учёбы пришлось на эпоху очередных студенческих волнений, и юный князь, как и многие его однокурсники, увлёкся политикой, мечтами о государственных реформах и больших общественных преобразованиях. Он хотел работать в земствах — тогдашних местных органах самоуправления — и менять к лучшему жизнь простых людей. А чтобы заниматься такими вещами, нужно разбираться в государственном устройстве и экономике. Эти знания давал юрфак. В том числе там читали политическую экономию — всего за три-четыре года эта наука стала у молодёжи такой же популярной, какой совсем недавно были химия с биологией и минералогией.

«Новая мода на политическую экономию отразилась на группировках студентов по факультетам, — писал Оболенский. — Стремление на изучение политической экономии повлияло на заполнение юридического факультета той левой идейной молодёжью, которая прежде шла почти исключительно на естественный факультет».

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована