Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Образование
#былое

Былое: история о том, как прямо в гимназии открыли университет

И старшеклассники стали студентами, ещё не окончив школу. Из воспоминаний писателя Сергея Аксакова.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media

Я благополучно воротился в Казань и очень обрадовался, увидев Григория Иваныча. Он встретил меня ласково. Первым моим делом было достать мою студентскую шпагу, которая до моего прибытия хранилась в кладовой у дежурного надзирателя. Мы с Александром Панаевым, прицепив свои шпаги, целое воскресенье бегали по всем городским улицам, и как тогда это была новость, то мы имели удовольствие обращать на себя общее внимание и любопытство. Более просвещённое лакейство, сидя и любезничая с горничными у ворот господских домов, нередко острило на наш счёт, говоря: «Ой, студёно — студенты идут».

В гимназии шли большие хлопоты о назначении студентам особых комнат, отдельно от гимназистов, помещавшихся в том же здании гимназии, об устройстве студентам особенного стола в другой небольшой зале и об открытии новых университетских лекций.

Наконец, в исходе августа всё было улажено, и лекции открылись в следующем порядке: Григорий Иваныч читал чистую, высшую математику; Иван Ипатыч — прикладную математику и опытную физику; Левицкий — логику и философию; Яковкин — русскую историю, географию и статистику; профессор Цеплин — всеобщую историю; профессор Фукс — натуральную историю; профессор Герман — латинскую литературу и древности; Эрих — латинскую и греческую словесность и приехавший адъюнкт Эвест — химию и анатомию. Был ещё какой-то толстый профессор, Бюнеман, который читал право естественное, политическое и народное на французском языке; лекций Бюнемана я решительно не помню, хотя и слушал его.

Вот в каком смешении факультетов и младенческом составе открылся наш университет. Яковкин, как инспектор студентов и директор гимназии, соединял в своём лице звание и власть ректора; под его председательством совет Казанской гимназии, в котором присутствовали все профессоры и адъюнкты, управлял университетом и гимназией по части учебной и образовательной. Хозяйственною же частью заведовала контора гимназии, также под председательством Яковкина; один из университетских преподавателей находился в ней постоянным членом.

Яковкин, для соблюдения благочиния, с позволения попечителя, назначал камерных студентов и делал другие необходимые распоряжения. Многие воспитанники, в том числе и я, не выслушавшие полного гимназического курса, продолжали учиться в некоторых высших классах гимназии, слушая в то же время университетские лекции. <…> Итак, очевидно, что переход из гимназии в университет был вообще для всех мало заметен, особенно для меня и для студентов, продолжавших ходить в некоторые гимназические классы.

Источник: С. Т. Аксаков. «Воспоминания».

Контекст

Автор этих воспоминаний, Сергей Тимофеевич Аксаков (все мы знаем его по «Аленькому цветочку», «Запискам ружейного охотника», «Детским годам Багрова-внука»), был в числе первых студентов Казанского императорского университета. Всего на момент открытия там было 33 студента и шесть преподавателей.

Сергей Аксаков в юности
Изображение: Библиотека ОГАУ

Утвердительную грамоту об основании этого университета и его устав Александр I подписал в 1804 году, а занятия с первыми студентами начали в 1805‑м. Казанский университет стал третьим основанным в Российской империи: первыми были Московский (открылся в 1755-м) и Дерптский (в 1801‑м). Одновременно с Казанским университетом император учредил и Харьковский.

Первоначально университет разместился в здании Казанской императорской гимназии и фактически представлял с ней единое целое: директор гимназии стал одновременно и ректором; молодые учителя, сами ещё недавние выпускники Московского университета, стали преподавателями, а первыми студентами были ученики старших классов (Аксакову в это время 15 лет). Ещё до официального открытия университета, как рассказала в интервью изданию «Бизнес Онлайн» старший научный сотрудник Института истории имени Марджани АН РТ Людмила Бушуева, при гимназии создали специальные подготовительные классы и потом перевели их учеников в студенты. Да и дальше первое время выпускников гимназии, отличавшихся успехами, легко зачисляли в университет без дополнительных экзаменов.

Позже для университета выкупили три соседних с гимназией дома, и только в 1822–1842 годах построили новый комплекс: главное здание, анатомический театр, библиотеку, лабораторию, обсерваторию и другие. Руководил строительными работами Николай Лобачевский, ставший в 1827 году ректором университета.

До революции территория страны делилась на учебные округа, каждый из которых относился к одному из университетов. Университеты не только обучали студентов, но и курировали учебные заведения, входившие в их округа. Выпускникам гимназий, расположенных в соответствующих учебных округах, рекомендовалось поступать в университет своего округа. Учебный округ, во главе которого стоял Казанский университет, долгое время включал в себя самую большую территорию: и Поволжье, и Пензенскую с Тамбовскими губерниями, а также Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ.

В первые же десятилетия работы университет стал крупным центром образования и науки. Здесь сформировались математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая и другие научные школы. А начиналось всё вот так камерно, как описал Аксаков.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована