Былое: «Чтение в институте не поощрялось»
Парадоксально, но в институтах благородных девиц считали, что для изучения литературы девочкам совсем не обязательно её читать.
Изображение: Иван Крамской, «За чтением. Портрет С. Н. Крамской», 1860-е годы / Третьяковская галерея / Ольга Скворцова / Skillbox Media
«Чтение в институте не поощрялось. О необходимости его во все годы никто не обмолвился ни единым словом. Из моих одноклассниц, кроме меня и трёх-четырёх девочек, никто не брал в руки ничего, кроме учебных тетрадей.
Вечером, когда очередная работа была сделана, украдкой я поднимала доску пюпитра: за ней от глаз классной дамы скрывалась книга.
Не удовлетворяясь этим, я читала ночью и в этом во всём институте была единственной. Свеч не полагалось; в обширном дортуаре теплился скудный ночник — сальная свечка, опущенная в высокий медный сосуд с водой. Но в углу комнаты, где спали три старших класса, стоял столик с образом Христа, и перед ним нашим усердием зажигалась лампада; масло для неё мы покупали на свои гроши, а когда их не хватало, я заменяла его касторкой.
По ночам дежурила сердитая-пресердитая Мария Григорьевна, маленькая, худенькая старушка в чёрном чепце и платье, с огненными, чёрными глазами и следами большой красоты на правильном лице. Замаливала ли она грехи молодости или от роду была набожная, только по целым часам она молилась в комнате, где стояла её кровать дежурной. Пользуясь религиозностью маленькой мегеры, я отправлялась к нашему угловому столику и, став на колени, погружалась в чтение.
Время от времени Мария Григорьевна прерывала моление и делала обход всех дортуаров. Заслышав её кошачьи шаги, я принималась класть земные поклоны и не переставала, пока чувствовала, что она стоит за моей спиной. А она постоит-постоит и уйдёт, видя, что поклонам конца нет; тогда я вновь принимаюсь за книгу, спрятанную под стол».
Источник: В. Н. Фигнер. «Запечатлённый труд».
Контекст
Вера Фигнер (1852–1942), автор этих воспоминаний, состояла в организации «Народная воля», которая пыталась добиться демократических реформ в Российской империи методами террора и организовала убийство Александра II.
Родилась Вера в Казанской губернии в дворянской семье. В 1863 году будущая революционерка и террористка поступила в Казанский Родионовский институт благородных девиц.
Институты славились тем, что отлично учили хорошим манерам, танцам и французскому языку, а об истинном образовании заботились мало, хотя в программе была и литература, и физика, и другие науки. Самостоятельное чтение считалось опасным и не просто не поощрялось, но порой было под запретом.
Читайте также:
В своих воспоминаниях Вера Фигнер замечает, что вышла из института, совершенно не зная жизни, а, начав погружаться в неё, стала осознавать свои привилегии по отношению к простым людям, не имевшим доступа вообще ни к какому образованию. Всю свою дальнейшую жизнь она боролась за права угнетённых.
Наказания за чтение и «контрабандный» Пушкин
Другая институтка — Мария Угличанинова, учившаяся в Петербургском Смольном институте благородных девиц, — вспоминала, как трудно было девочкам доставать книги, хотя в заведении имелась своя библиотека (в иных институтах не было и этого). Запрашивая книги, девочки, как правило, слышали в ответ, что им такое читать ещё рано, поэтому запаслись книжной «контрабандой» от тех, у кого в городе жили родные.
«Помню, как однажды, заручившись „Пиковой дамой“ Пушкина, данной мне на срок, спешила кончить её в урок чистописания. Совершенно углубившись в чтение, вдруг чувствую, что у меня эту книгу тащат, и, взглянув, вижу классную даму Самсонову, о которой говорила раньше. Книга была конфискована, а меня поставили среди класса, что считалось большим наказанием. Но этим не кончилось. После урока началось следствие, кто дал книгу, и так как я упорно молчала, то была опять наказана с угрозой довести мой поступок до сведения инспектрисы».
М. С. Угличанинова.
Воспоминания воспитанницы сороковых годов / Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц / Составление, подготовка текста и примечания Г. Г. Мартынова. — М.: «Ломоносовъ», 2013.
Шок Ушинского от преподавания литературы… без литературы
В 1861 году великий реформатор образования Константин Ушинский попытался разрушить эту систему, став инспектором Смольного института благородных девиц. Писательница Елизавета Водовозова, учившаяся тогда в Смольном, вспоминала в своих мемуарах, как поражён был Ушинский, придя на урок литературы. Он обнаружил, что институтка, вызубрившая доклад о Пушкине, не читала «Евгения Онегина». Выяснив, что никто из девочек не читал ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Грибоедова и вообще никого, а литературу «изучали» в пересказах учителя, Ушинский пришёл в ужас. Он подбежал к книжному шкафу и, кроме классных принадлежностей, учебников и тетрадей, обнаружил там только детские книги Анны Зонтаг и Евангелие.
Ушинский взялся за дело всерьёз. Одним из важнейших его нововведений была отмена обучения русской и иностранной литературе через переписывание готовых лекций и переход к чтению самих произведений. Смольный был примером для других женских институтов, и изменения стали происходить и в остальных подобных заведениях тоже, однако это коснулось не всех и не сразу.
Вера Фигнер, например, училась в Казанском институте благородных девиц как раз в годы начала этих реформ и пишет о некоторой либерализации — так, новая начальница ценила в воспитанницах ум и способности, а не внешность и светский блеск, как это было прежде. Однако на доступе девочек к книгам это сказалось не слишком сильно: библиотека в институте имелась, но ключ хранился у инспектора, который был также деканом Казанского университета и в институте появлялся редко. Однажды, правда, Вере удалось взять там томик Белинского. В основном же читала она, по её признанию, английские романы, которые добывали её лучшие подруги через своих родных.