Образование
#новости

Британский исследователь выяснил, кто учится лучше — мальчики или девочки

Оказалось, что на всех уровнях образования ситуация примерно одинаковая.

Более высокие академические достижения на всех уровнях образования — с дошкольного до университетского — в Великобритании демонстрируют девочки и девушки. Крупнейший анализ темы опубликовал в издательстве Кембриджского университета исследователь образования Мэттью Кэрролл. Его выводы основаны на официальных данных британской образовательной статистики до 2023 года: по некоторым уровням образования для анализа доступны датасеты лишь с 2015-го, по остальным — с 2009-го и даже раньше.

По большинству предметов девушки впереди

Данные статистики подтвердили, что учащиеся женского пола добиваются более высоких результатов по большинству предметов. Как выяснилось, такая ситуация складывается на всех уровнях образования в Великобритании.

Единственное исключение — математика. Уже с дошкольных программ и начальной школы доля мальчиков, которых педагоги оценили как добившихся особых успехов в этом предмете, выше. При этом среди девочек в школах выше доля тех, кто успешно справляется со стандартными для своей ступени задачами.

На уровне письменного экзамена для выпускников средних школ (GCSE) было пять предметов, по которым юноши немного чаще получали высокие оценки. Это математика, экономика, физика, древняя история и группа «Другие науки», в которую включают различные естественно-научные и прикладные технические дисциплины — например, астрономию, электронику, геологию и другие. Схожие результаты показывают и экзамены A-level, которые используются для поступления в университеты.

Стереотипы в выборе дисциплин сохраняются

В образовательной системе Великобритании несколько точек, в которых учащиеся могут выбрать профиль дальнейшего обучения. И в каждой из них при выборе дисциплин проявляются гендерные различия.

  • Во-первых, это выбор предметов для подготовки к GCSE. Юноши почти никогда не выбирают танцы, а девушки вчетверо реже изучают компьютерные науки. Кроме того, намного больше девушек изучает «Искусство и дизайн» и «Социальные науки», а юноши предпочитают «Экономику» и «Другие науки».
  • Во-вторых, это выбор предметов для сдачи экзаменов A-level (для последующего поступления в вузы). Девушки в несколько раз чаще выбирают искусство, социологию, психологию и английский язык, а юноши — информатику, физику, математику и экономику.
  • И наконец, выбор направления при поступлении в университеты. Программы по образованию и педагогике, психологии, ветеринарии, а также языкам выбирают в основном девушки (от 70 до 86%). А программы по архитектуре и строительству, физике, математике, инженерии и компьютерным наукам привлекают больше юношей (их доля среди зачисленных на такие направления составляет от 60 до 84%).

Такие закономерности сохранялись в течение всего периода, о котором в исследовании есть данные. Поведение учащихся в целом соответствует давним стереотипам о типичных «мужских» и «женских» предметах.

Но, по словам автора, в последние годы гендерный дисбаланс начал сокращаться. Например, к 2022-му доли девушек и юношей, поступающих на биологические направления в вузы Великобритании, практически сравнялись. Вырос интерес юношей к такому направлению, как дизайн. Но в целом положение вещей остаётся прежним.

В России самые «мужские» специальности бакалавриата — это технические направления, связанные с эксплуатацией судов, подводных лодок и специальных объектов. Самые «женские» — реставрация, дефектологическое образование, а также создание костюмов и текстиля.

Сама возможность получить образование для женщин, несмотря на развитие технологий, до сих пор существует не во всех странах мира. Например, в Афганистане женское образование запрещено. Против такого подхода выступает мировое сообщество, в том числе многие исламские страны — Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция, Пакистан, Индонезия и Катар.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована