Исследовательский мониторинг предпринимательской аудитории провели ФОМ, «Сбер» и Минэкономразвития. Участниками исследования стали 613 владельцев бизнеса.
Что показал опрос
О нехватке знаний, которые нужны для ведения предпринимательской деятельности, заявили 74% опрошенных. В первую очередь это касается таких сфер, как:
- юриспруденция — 44%;
- бухгалтерский учёт — 36%;
- продвижение товаров и услуг — 32%.
Кроме того, 40% из тех, кто ощущает дефицит знаний, сообщили о том, что планируют пройти обучение. При этом каждый третий из всей выборки уже учился в последние три года. То есть доля тех, кто решает пройти образовательные программы, значительно меньше доли тех, кто чувствует недостаток знаний.
По словам авторов мониторинга, нежелание предпринимателей обучаться может быть связано с тем, что они предпочитают восполнять пробелы самостоятельно. Другие возможные причины — нехватка времени, отсутствие подходящих образовательных программ или неудобное расписание на них.
Что ещё известно об образовании для предпринимателей
В 2022–2023 годах прошла вторая волна исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности», которое отражает востребованность программ в области предпринимательства. Организаторы изучили опыт 2802 провайдеров обучения, которые в 2019–2022 годах организовали 13 025 программ для представителей бизнеса.
В частности, исследователи рассчитали спрос на образовательные программы по предпринимательству при помощи анализа поисковых запросов жителей России. А предложение таких программ определили, основываясь на числе слушателей программ по разным тематикам. И оказалось, что спрос и предложение на рынке обучения предпринимателей не вполне друг другу соответствуют.
Какие тематики наиболее популярны и какие шире всего представлены
Место | Лидеры спроса (в процентах от всех запросов) | Лидеры предложения (в процентах от слушателей всех программ) |
---|---|---|
1 | «Бизнес-планирование» — 21% | «Бизнес-планирование» — 27% |
2 | «Продажи (в том числе через маркетплейсы)» — 15% | «Поиск сотрудников и управление персоналом» — 12% |
3 | «Брендирование, маркетинг, привлечение клиентов (в том числе в интернете)» — 12% | «Масштабирование бизнеса» — 9% |
4 | «Финансовая грамотность» — 9% | «Личная эффективность (лидерство)» — 7% |
5 | «Юридическая грамотность» — 8% | «Продажи (в том числе через маркетплейсы)» — 7% |
6 | «Формирование и предоставление отчётности (налоговой, бухгалтерской и т. д.)» — 8% | «Молодёжное предпринимательство» — 5% |
7 | «Охрана труда на предприятии» — 6% | «Экспортная деятельность» — 4% |
8 | «Основы самозанятости и старт бизнеса» — 4% | «Юридическая грамотность» — 3% |
9 | «Поиск сотрудников и управление персоналом» — 3% | «Брендирование, маркетинг, привлечение клиентов (в том числе в интернете)» — 3% |
10 | «Туризм и гостиничный бизнес» — 2% | «Автоматизация и цифровизация бизнеса» — 3% |
Источник данных: «Индекс предпринимательской образовательной активности»
Структура популярных в поиске тематик лишь частично совпадает со структурой спроса. А некоторые тематики, например по формированию отчётности, вообще не представлены в числе наиболее распространённых предложений.
А ещё авторы исследования выяснили, какие форматы образования встречаются чаще всего. Для этого все представленные программы разделили на группы в зависимости от того, какие форматы указаны в их наименованиях. Самым распространённым видом оказались семинары — на них приходится 33% от всех образовательных программ по предпринимательству.
Правда, в какую из категорий — «курс» или «другое» — включили онлайн-курсы, не уточняется, при этом в исследовании указано, что они учитывались. Однако было бы логично предположить, что они всё-таки попали в группу «курс/программа». Тем не менее из-за того, что они не вынесены в отдельный формат, по исследованию нельзя оценить долю онлайн-курсов на рынке.
Проанализировав продолжительность всех представленных программ, авторы выяснили, какая чаще всего представлена на рынке. Самым популярным оказался вариант от 2 до 5 часов (32%).
Кстати, не так давно участники программы «Стартап Академия» Школы управления «Сколково» тоже исследовали тему образования предпринимателей. Как сообщает Inc со ссылкой на исследование, 35% российских предпринимателей считают, что им пригодился вузовский диплом. А 26% отметили, что вспоминают, чему их учили в университете.
Тем не менее в этом опросе 42% респондентов тоже считают, что им не хватает знаний для эффективного управления бизнесом. Дополнительное обучение хочет пройти треть опрошенных. Однако многих останавливает нехватка времени и денег на образование. Кроме того, выяснилось, что предприниматели чаще рассматривают возможность пройти обучение в России, а не за рубежом.
А ещё «Интерфакс» провёл оценку образовательных программ по предпринимательству, представленных в российских университетах, и составил новый рейтинг.
Ранее эксперты назвали лучшие форматы обучения студентов предпринимательству.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Предприниматель: кого так называют, сколько он может зарабатывать и как им стать
- Чему нужно учить будущих предпринимателей и что мешает это делать
- «Изучение бизнеса в школе изменит мир»: как предпринимательница привела детей в корпорации
- Для школьников и студентов создали ресурс с лекциями предпринимателей и учёных