Образование
#новости

Большинство предпринимателей отметили у себя дефицит необходимых знаний

Но учиться идут далеко не все из них.

Исследовательский мониторинг предпринимательской аудитории провели ФОМ, «Сбер» и Минэкономразвития. Участниками исследования стали 613 владельцев бизнеса.

Что показал опрос

О нехватке знаний, которые нужны для ведения предпринимательской деятельности, заявили 74% опрошенных. В первую очередь это касается таких сфер, как:

  • юриспруденция — 44%;
  • бухгалтерский учёт — 36%;
  • продвижение товаров и услуг — 32%.

Кроме того, 40% из тех, кто ощущает дефицит знаний, сообщили о том, что планируют пройти обучение. При этом каждый третий из всей выборки уже учился в последние три года. То есть доля тех, кто решает пройти образовательные программы, значительно меньше доли тех, кто чувствует недостаток знаний.

По словам авторов мониторинга, нежелание предпринимателей обучаться может быть связано с тем, что они предпочитают восполнять пробелы самостоятельно. Другие возможные причины — нехватка времени, отсутствие подходящих образовательных программ или неудобное расписание на них.

Что ещё известно об образовании для предпринимателей

В 2022–2023 годах прошла вторая волна исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности», которое отражает востребованность программ в области предпринимательства. Организаторы изучили опыт 2802 провайдеров обучения, которые в 2019–2022 годах организовали 13 025 программ для представителей бизнеса.

В частности, исследователи рассчитали спрос на образовательные программы по предпринимательству при помощи анализа поисковых запросов жителей России. А предложение таких программ определили, основываясь на числе слушателей программ по разным тематикам. И оказалось, что спрос и предложение на рынке обучения предпринимателей не вполне друг другу соответствуют.

Какие тематики наиболее популярны и какие шире всего представлены

МестоЛидеры спроса (в процентах от всех запросов)Лидеры предложения (в процентах от слушателей всех программ)
1«Бизнес-планирование» — 21%«Бизнес-планирование» — 27%
2«Продажи (в том числе через маркетплейсы)» — 15%«Поиск сотрудников и управление персоналом» — 12%
3«Брендирование, маркетинг, привлечение клиентов (в том числе в интернете)» — 12%«Масштабирование бизнеса» — 9%
4«Финансовая грамотность» — 9%«Личная эффективность (лидерство)» — 7%
5«Юридическая грамотность» — 8%«Продажи (в том числе через маркетплейсы)» — 7%
6«Формирование и предоставление отчётности (налоговой, бухгалтерской и т. д.)» — 8%«Молодёжное предпринимательство» — 5%
7«Охрана труда на предприятии»  6%«Экспортная деятельность» — 4%
8«Основы самозанятости и старт бизнеса» — 4%«Юридическая грамотность» — 3%
9«Поиск сотрудников и управление персоналом» — 3%«Брендирование, маркетинг, привлечение клиентов (в том числе в интернете)» — 3%
10«Туризм и гостиничный бизнес»  2%«Автоматизация и цифровизация бизнеса» — 3%

Источник данных: «Индекс предпринимательской образовательной активности»

Структура популярных в поиске тематик лишь частично совпадает со структурой спроса. А некоторые тематики, например по формированию отчётности, вообще не представлены в числе наиболее распространённых предложений.

А ещё авторы исследования выяснили, какие форматы образования встречаются чаще всего. Для этого все представленные программы разделили на группы в зависимости от того, какие форматы указаны в их наименованиях. Самым распространённым видом оказались семинары — на них приходится 33% от всех образовательных программ по предпринимательству.

Источник данных: «Индекс предпринимательской образовательной активности». Инфографика: Skillbox Media

Правда, в какую из категорий — «курс» или «другое» — включили онлайн-курсы, не уточняется, при этом в исследовании указано, что они учитывались. Однако было бы логично предположить, что они всё-таки попали в группу «курс/программа». Тем не менее из-за того, что они не вынесены в отдельный формат, по исследованию нельзя оценить долю онлайн-курсов на рынке.

Проанализировав продолжительность всех представленных программ, авторы выяснили, какая чаще всего представлена на рынке. Самым популярным оказался вариант от 2 до 5 часов (32%).

Источник данных: «Индекс предпринимательской образовательной активности». Инфографика: Skillbox Media

Кстати, не так давно участники программы «Стартап Академия» Школы управления «Сколково» тоже исследовали тему образования предпринимателей. Как сообщает Inc со ссылкой на исследование, 35% российских предпринимателей считают, что им пригодился вузовский диплом. А 26% отметили, что вспоминают, чему их учили в университете.

Тем не менее в этом опросе 42% респондентов тоже считают, что им не хватает знаний для эффективного управления бизнесом. Дополнительное обучение хочет пройти треть опрошенных. Однако многих останавливает нехватка времени и денег на образование. Кроме того, выяснилось, что предприниматели чаще рассматривают возможность пройти обучение в России, а не за рубежом.

А ещё «Интерфакс» провёл оценку образовательных программ по предпринимательству, представленных в российских университетах, и составил новый рейтинг.

Ранее эксперты назвали лучшие форматы обучения студентов предпринимательству.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована