Большая перемена на Заречной улице: как в советских школах учились взрослые люди
Между прочим, благодаря вечерним школам в СССР начали серьёзно разрабатывать подходы к андрагогике.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- почему в СССР было много школ для взрослых и почему советский опыт впечатлил ЮНЕСКО;
- как была устроена система советских вечерних школ;
- как учились в вечерних школах и как они положили начало новой дидактике;
- что стало с вечерними школами после советской эпохи.
Почему в СССР было много школ для взрослых
Когда в России после революции к власти пришли большевики, им досталась страна с огромным количеством неграмотных взрослых людей, которые не умели даже читать и писать либо чьё образование как раз и ограничивалось чтением, письмом и элементарным счётом. Дело в том, что обязательного всеобщего школьного (даже начального) образования при царе в России так и не появилось, хотя такие планы долго обсуждались.
При этом цели у большевиков были грандиозные — построить новое общество и новую индустриальную страну. Но могут ли справиться с такой задачей неграмотные люди? Конечно, нет. Новая власть это понимала.
26 декабря 1919 года Совет народных комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Все граждане от восьми до 50 лет, не умевшие читать или писать, обязаны были учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.
Так стали появляться советские школы для взрослых. Правда, нельзя сказать, что это был первый опыт — дело в том, что школы для взрослых существовали и до революции, их называли воскресными, потому что уроки там проходили в единственный тогда выходной день — воскресенье, хотя и по вечерам в будни занимались тоже. Появились эти школы ещё в 1870-е годы и работали в основном на энтузиазме народных просветителей (это была эпоха хождения интеллигенции в народ). Кстати, в одной из таких школ в 1890-е годы работала Надежда Крупская. До революции действовали также различные просветительские кружки для взрослых, а в крупных городах — народные дома с общеобразовательными классами и разными курсами. Так что первые советские школы открылись на базе работавших ещё при царе.
Советская программа ликвидации безграмотности дала впечатляющие результаты: чуть больше чем за 20 лет удалось научить читать и писать несколько десятков миллионов человек. Советский опыт потом использовала ЮНЕСКО в странах с низким уровнем образования.
Постепенно с развитием общества и технологий требования к минимальному уровню образования граждан в СССР становились всё выше. Уже недостаточно было просто уметь читать и писать, обязательным стало и общее образование, а его планка всё время повышалась: сначала семь классов, потом восемь и так далее — вот и приходилось многим всё время доучиваться ради дальнейшей ступени образования (например, чтобы поступить в вуз) или ради работы, где требовалось образование не ниже среднего. Хронологически это происходило так:
- в 1937 году ввели обязательную семилетку;
- в 1958-м обязательной стала восьмилетка;
- с 1977-го ввели десятилетку, и после восьмого класса можно было пойти либо в старшую школу (9–10-е классы), либо в техникум или ПТУ;
- с 1984-го ввели 11-й класс (такое уже было в 1960-х, но не прижилось);
- в 1988-м одиннадцатилетка перестала быть обязательной, достаточно было окончить девять классов.
Во время Великой Отечественной войны и в годы после неё, когда надо было восстанавливать сельское хозяйство и промышленность, многие подростки не имели возможности доучиться в школе — они рано начинали работать. Эти люди потом тоже нуждались в специальных условиях, чтобы получить, наконец, полное среднее образование.
Не стоит забывать и о том, что с 1940 по 1956 год обучение в старших классах школы было платным. Стоило оно не заоблачных денег, порядка 150–200 рублей в год, но и этой суммой в военной и послевоенной бедности располагал не каждый.
Бесплатные вечерние школы как бы компенсировали возможность учиться тем, кто не имел её в детстве. Это было выгодно и государству, потому что позволяло подготавливать образованную рабочую силу. Ведь появлялись новые виды промышленной техники, освоить которую без должного образования было трудно.
В 1958 году наметили задачу: в течение ближайшего десятилетия осуществить в стране обязательное восьмилетнее обучение молодёжи и занятых в народном хозяйстве взрослых до 35 лет.
Число вечерников в СССР постепенно росло: за 1953–1963 годы оно достигло четырёх миллионов человек.
Какой была система школ для взрослых
После Октябрьской революции вечерние школы стали частью единой государственной системы образования. Новая власть адаптировала уже существовавшие учебные заведения и создавала новые. В основном в первые годы было два типа вечерних школ:
- где за два года давали начальное образование;
- где за три года осваивали программу неполной средней школы.
Наряду со школами для взрослых существовали ещё рабочие факультеты (рабфаки), где можно было получить более глубокую подготовку, необходимую для поступления в вуз.
С 1937 года наряду с вечерней формой обучения у школ для взрослых появилась заочная. Она позволяла учащимся ходить на занятия реже: два-три раза в неделю вместо четырёх-пяти. Конечно, такой вариант было удобнее совмещать с работой.
К 1940/1941 учебному году в СССР было 7,3 тысячи вечерних школ, в них училось 768 тысяч человек. Как раз в 1940-е годы система школ для взрослых стала обретать свой окончательный вид. В 1943 и 1944 годах вышли постановления Совета народных комиссаров «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» и «Об организации вечерних школ сельской молодёжи». Эти школы создавались как на базе массовых школ, так и при предприятиях, в крупных колхозах и совхозах.
В этих учебных заведениях подростки, вынужденные работать из-за войны, могли продолжить среднее образование, чтобы потом поступить в техникум или вуз. В школах рабочей молодёжи (ШРМ) работали все классы с первого по десятый. То есть там можно было получить начальное, неполное и полное среднее образование. А в школах сельской молодёжи (ШСМ) можно было доучиться только до седьмого класса, что соответствовало неполному среднему образованию.
Там, где полноценную школу создавать было невозможно или нецелесообразно из-за малого количества учеников, открывались вечерние классы или учебно-консультационные пункты (УКП) заочных школ. Это означало, что получить образование можно было даже в отдалённых или малонаселённых местностях.
По-настоящему массовыми ШРМ и ШСМ стали после выхода в 1958 году закона, который поставил целью обеспечить всех детей и взрослых до 35 лет базовым, то есть средним образованием. ШРМ и ШСМ стали называться вечерними (сменными) средними общеобразовательными школами. Они стали основным типом школ для взрослых и одним из главных типов общеобразовательных учреждений СССР в принципе. В таком виде они просуществовали до отмены обязательного полного среднего образования в конце 1980-х годов (то есть когда обязательной снова стала девятилетка, а не 11 классов).
Вечерние школы для взрослых давали среднее образование, аналогичное массовой школе, где учились дети. Но с 1960-х годов стали появляться ещё вечерние школы мастеров и отдельные классы мастеров. Они помогали повысить профессиональную подготовку. С конца 1960-х в вечерних школах делали упор на получение квалификации, необходимой в различных отраслях, а с середины 1970-х — на адаптацию к жизни в современном обществе.
Так, в 1970-х годах на базе вечерних школ стали создаваться центры образования взрослых (ЦОВ). Это были многопрофильные учебные заведения, которые сочетали общеобразовательную подготовку с профессиональной и общекультурным развитием. Там применяли проектное обучение по алгоритму «идея → проект → план → исполнение → контроль». Да-да, похоже на модное сейчас проблемно-ориентированное обучение.
Как учились в вечерней школе
В вечерние школы приходили люди самого разного возраста: в одном классе могли учиться и подростки, и взрослые, годившиеся им по возрасту в родители.
Однако большую часть вечерников составляли всё-таки молодые люди 15–22 лет. Как правило, из тех, кто был вынужден с детства обеспечивать себя, а иногда и своих родственников. Много было ребят из интернатов и детских домов.
К 1960-х годам совсем неграмотные взрослые, конечно, уже стали редкостью, и в вечерние школы в основном поступали, чтобы окончить старшие классы.
Случались и казусы. Например, в 1954 году в Кирсанове и Моршанске (города Тамбовской области) учеников обычных общеобразовательных школ стали отправлять в вечерние школы «для исправления». В итоге 60% учеников школы рабочей молодёжи оказались неработающими подростками, то есть она превратилась в учебное заведение для трудного контингента.
Занятия проходили с половины восьмого — восьми вечера до половины двенадцатого — двенадцати ночи, поэтому сами школьники в шутку называли свои школы «ночными».
Кое-где вводили смены: утреннюю, дневную и ночную. Так, одна из учениц вспоминала, что в их ШРМ было два десятых класса: «АБ» и «В». Учащиеся «АБ» могли ходить на занятия утром или вечером в зависимости от рабочего графика, а «В» — только вечером.
А ещё в некоторых школах (например, для работников сельского хозяйства или речного транспорта) обучение вели только в нерабочий сезон.
Учились вечерники обычно по четыре часа четыре-пять дней в неделю. Они изучали русский язык и литературу, математику, физику, химию, естествознание, историю и Конституцию СССР, географию, иностранные языки. Нерегулярно, но в вечерних школах всё же проводилась политмассовая работа. Например, беседы на темы вроде «Великая Октябрьская революция» или «Сталинская Конституция».
Первые специальные учебные планы для вечерних школ Наркомпрос разработал ещё в 1940-е годы. Опирались они на обычные школьные (то есть детские) учебники. Специальные же учебники для вечерников появились в 1960–1970-е годы, и к следующему десятилетию их стало уже более 80 наименований. Некоторые из них оказались настолько удачными, что их распространили и на обычные детские школы тоже.
Ученики сдавали переводные экзамены по заранее заготовленным билетам.
Находили в школах время и для досуга — по воскресеньям там часто устраивали танцевальные вечера и концерты художественной самодеятельности.
Как вечерние школы положили начало новой дидактике
В 1960 году в составе Академии педагогических наук открылся НИИ вечерних и заочных средних школ. Там впервые занялись изучением социально-педагогических и психологических особенностей образования взрослых, а также стали искать оптимальные подходы к вечернему и заочному обучению.
Сотрудники института разработали принципы обучения взрослых людей, учебные программы по всем предметам и специальные школьные учебники, а также общие правила построения учебников для такой особенной аудитории. А ещё создали методики преподавания конкретных предметов и методические пособия для учителей, которые учат взрослых, и продумали принципы оптимальной учебной нагрузки для работающих учащихся. Благодаря учёным этого института в педагогике появилось новое направление — дидактика взрослых.
Сейчас основоположником андрагогики (науки об обучении взрослых людей) считается американский педагог Малкольм Ноулз, который издал свою книгу «Взрослый ученик» в 1973 году. Но немногие знают, что в те же годы советские психологи и педагоги вели большие и очень серьёзные исследования в той же области. Не меньшее значение, чем книга Ноулза, имеют, например, такие научные труды, как «Развитие познавательных психических функций взрослых людей и оптимальные условия их обучения» (исследование группы авторов под руководством профессора Б. Г. Ананьева), «Мотивация познавательной деятельности взрослых учащихся» (под руководством профессора Г. С. Сухобской и Ю. Н. Кулюткина) и целый ряд других.
В НИИ, например, определили особенности познавательной деятельности взрослых людей в разные возрастные периоды, а ещё доказали, что в обучении взрослых огромную роль играет их жизненный опыт — он может как помогать, так и мешать (из‑за стереотипов, ошибочных знаний и так далее).
Кстати, именно исследования НИИ вечерних и заочных средних школ позднее стали основой для разработки теоретических основ непрерывного образования.
Почему учиться в вечерних школах было трудно
В первые десятилетия работы советских школ для взрослых многие там не доучивались до конца. Отсев мог превышать две трети учеников и доходить почти до трёх четвертей учащихся. Так, на XII съезде ВЛКСМ объявляли, что 280 тысяч вечерников не закончили учёбу в вечерних школах в 1953/1954 учебном году. Отличников и хорошистов было мало.
Во-первых, совмещать учёбу с работой действительно очень непросто. Заметим, что трудились многие взрослые школьники не в конторах, а на тяжёлой физической работе, поэтому даже заставить себя дойти на поздние уроки после трудового дня, проведённого, например, у станка, было подвигом. А уж сосредоточиться и усваивать знания — и подавно. Вот как об этом высказался секретарь Тамбовского обкома ВЛКСМ Лисицын:
«Молодой рабочий, желающий учиться, <…> лишил себя многого, во многом себе отказал. Он по восемь часов в сутки стоит у станка, или занят на другой работе, четыре часа слушает учителя в школе, минимум три часа готовится к урокам дома. Из 24 часов суток на отдых, сон, питание и другое ему остаётся всего лишь девять».
Цитируется по: Беляев А. А., Бредихин В. Е., Слезин А. А. Становление системы общего вечернего образования: роль комсомола // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
Во-вторых, работа порой была несовместима с учёбой. Рабочие трудились в две смены, так что заниматься вечером могли лишь те, кто попадал в дневную смену. Где-то на предприятиях готовы были идти работникам навстречу, подстраивая график под их желание учиться, а где-то нет.
Рабочих запросто могли отправить во внеплановую командировку или на какие-нибудь работы. Так, в начале 1972/1973 учебного года предприятия города фактически сорвали занятия в Сургутской вечерней школе, отправив своих работников убирать картошку и косить сено.
В-третьих, сказывалась нищета послевоенных лет. У многих не было элементарной тёплой одежды и обуви. Да и сами школы, особенно в отдалённых регионах, находились в тяжёлом материальном положении, и состояние зданий и классов не очень-то располагало к учёбе. Ещё хорошо, если они располагались в зданиях дневных детских школ (правда, послевоенные школы и так работали в три смены, так что соседству взрослых учеников были не рады). Но некоторым и вовсе приходилось учиться в неподходящих для этого условиях — например, в холодных помещениях с плохим освещением. Кстати, обеспечить все вечерние школы отдельными зданиями не удалось до самого распада СССР.
Учебников и наглядных пособий, лабораторного оборудования, столов для учителей, шкафов для книг и даже парт, стульев и классных досок тоже на всех не хватало.
Влияли и косвенные причины. Например, из-за плохой работы общественного транспорта в вечернее время не всегда была возможность добраться до школы.
Показательные цифры: на Арженской фабрике в Тамбовской области в 1947 году работало 900 человек без среднего образования, а училось при этом меньше десяти из них.
В-четвёртых, качество самих занятий нередко оставляло желать лучшего. Напомним, всерьёз разрабатывать особые подходы к обучению взрослых взялись лишь в 1960-х, а до этого учителя вели уроки так, как сами считали нужным.
Из-за работы ученики пропускали много занятий, но поскольку уроки и так проходили в позднее время, организовать для отставших ещё и дополнительные занятия и консультации было трудно.
Преподавателей в некоторых регионах, а также в сёлах не хватало.
Однако постепенно проблемы вечерних школ всё же решались, и количество учащихся в них росло. Предприятия и государство обеспечивали школы необходимым инвентарём, общественные советы при областных партийных комитетах содействовали обучению рабочих. Людей систематически агитировали получать образование. В 1950–1960-е годы появились льготы для учащихся. Например, тем, кто хорошо учился, сокращали рабочую неделю с сохранением половины зарплаты. Для сдачи экзаменов предоставлялись оплачиваемые отпуска.
Рос и профессионализм учителей, развивались специальные подходы к обучению взрослых.
Почему настал закат школ для взрослых
В поздние советские годы подростки всё реже шли после восьми классов на завод или в колхоз — они предпочитали продолжать учёбу в старших классах или поступали в техникумы. Те представители зрелых поколений, кто хотел доучиться, уже сделали это. Так что по вполне естественным причинам необходимость в вечерних школах становилась всё меньше.
Но государство какое-то время продолжало спускать им планы набора и выпуска учеников. В итоге в погоне за показателями учителя завышали ученикам оценки, лишь бы те не бросали учёбу, и выпускники школ для взрослых уступали в знаниях выпускникам обычных детских школ.
В середине 1980-х власти осознали ситуацию и ликвидировали больше 18 тысяч вечерних школ.
Однако такое явление, как средние школы для взрослых, не исчезло совсем. Известно, например, что в 2017 году в России насчитывалось около 700 таких учебных заведений.
Основные источники
- Беляев А. А., Бредихин В. Е., Слезин А. А. Становление системы общего вечернего образования: роль комсомола // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
- Ванин В. А., Слезин А. А. ВЛКСМ — шеф вечерней школы (1953–1957 гг.) // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского.
- Вечерние школы // Российская педагогическая энциклопедия под ред. В. Г. Панова. — М., 1993.
- Вечерние школы // Большая российская энциклопедия.
- Головоненко Д. В., Лозовая Е. Н. Школы рабочей молодёжи в восточной Сибири в 1950–1980-е гг. (на материалах Иркутской области и Республики Бурятия) // Проблемы социально-экономического развития Сибири.
- Гордина О. В. Советский период в истории российских школ для взрослых (1917–1991 годы) // Russian Journal of Education and Psychology.
- Гуменюк А. А. Развитие народного образования в СССР в 1953–1985 гг. (по материалам Саратовской области) // Клио.
- Дианов А. Г. Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодёжи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946–1958 гг.), часть 1 // Омский научный вестник.
- Дианов А. Г. Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодёжи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946–1958 гг.), часть 2 // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность».
- Дианов А. Г. Развитие сети и изменение состава учащихся школ рабочей и сельской молодёжи в Западной Сибири в послевоенные годы (1946–1958 гг.), часть 3 // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность».
- Иванова Г. М. Образовательные стратегии молодёжи в СССР в 1950–1960-е годы // Историческая и социально-образовательная мысль.
- Кирилюк Д. В. Обучение работающей молодёжи в вечерних школах Югры в 1960–1980-е годы // Вестник Сургутского государственного университета.
- Коренюк В. М. Школьная повседневность в Молотовской области в 1945–1953 гг. // Манускрипт.
- Кукуев А. И. О становлении образования взрослых в России // Известия Южного федерального университета. Технические науки.
- Кустова Н. Ф., Фишева А. А. Развитие системы вечернего образования в Кузбассе в 1940–1950-е годы (на примере ШРМ и Кемеровской областной заочной средней школы) // Вестник Кемеровского государственного университета.
- Мельникова Е. И. Город и его школа, проблемы развития школьной сети в Петрограде-Ленинграде (1917–1934 гг.) // Историко-педагогический журнал.
- Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. В четырёх томах. Т. I. Социально экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / Под ред. В. И. Подобеда, Н. П. Литвиновой. Книга 1. История развития образования взрослых в России / Под ред. Е. П. Тонконогой. — СПб.: ИОВ РАО, 2000.
- Прищепа А. И. Общеобразовательная подготовка рабочих тяжёлой промышленности Урала без отрыва от производства в 1970-е гг. // Манускрипт.
- Спесивцева Н. Н. Роль вечерних общеобразовательных школ в решении задач всеобуча в 1950–1960 годах // Современное образование и воспитание подрастающего поколения: актуальные вопросы, достижения и инновации. — Пенза, 2021.
- Школы колхозной молодёжи // Большая российская энциклопедия.