Образование
#новости

Большая доля студентов не умеет искать в интернете информацию для учёбы

Другими базовыми цифровыми навыками, как оказалось, тоже владеют далеко не все.

Речь об этом идёт в двенадцатом статистическом сборнике из серии «Индикаторы образования». В нём содержатся данные о положении дел в разных сегментах российской системы образования. В том числе собрана статистика о цифровизации образования и о том, какая доля школьников и студентов учится с применением дистанционных цифровых технологий и как у них дела с цифровыми навыками.

Какие цифровые инструменты используют в образовательных организациях

Исследователи проанализировали, насколько распространены те или иные виды сервисов на разных уровнях образования.

В школах, по данным на конец 2021 года, лучше всего дела обстояли с электронными журналами и дневниками — их использовали более 83% образовательных организаций. Реже всего встречаются системы электронного документооборота. О них сообщили только 10,1% школ.

Инфографика: двенадцатый статистический сборник «Индикаторы образования»

В колледжах различные программы используют несколько чаще. Более чем в 80% таких организаций применяются электронные версии учебных пособий, электронные библиотеки и компьютерные программы по отдельным предметам или темам. Реже всего доступ есть к специальным программам для научных исследований (12,8%) и электронному документообороту (26,4%).

Инфографика: двенадцатый статистический сборник «Индикаторы образования»

Университеты стали лидерами по распространённости цифровых инструментов. Несколько их видов доступны более чем в 90% вузов. Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций.

Инфографика: двенадцатый статистический сборник «Индикаторы образования»

Насколько распространены электронное и дистанционное обучение

По данным аналитического доклада, с 2019/2020 учебного года непрерывно растёт численность учащихся, которые используют технологии и электронного, и дистанционного обучения.

Поясним: согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов.

А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика). Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно.

В начале рассматриваемого периода (с 2019/2020 учебного года) электронное обучение было организовано почти для 2,7 млн школьников (16,3% от их общего числа). А в 2021/2022-м — для более чем 3,5 млн (20,5%).

В учреждениях среднего профобразования (СПО) технологии электронного обучения распространены несколько шире: в 2019/2020-м их использовали 650,4 тысячи студентов (20,8%), а в 2021/2022-м — более 1,1 млн (33,8%).

В вузах электронное обучение встречается ещё чаще. В 2019/2020-м подобными технологиями пользовались 839,9 тысячи учащихся (20,5%), а в 2021/2022-м — почти 1,9 млн (45,3%).

Если точнее, то в прошлом учебном году с использованием этих технологий обучались:

  • 43,3% студентов бакалавриата;
  • 50,6% — программ специалитета;
  • 48% — магистратуры.

Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. Например, в 2019/2020 учебном году численность школьников, которые обучались с их применением, составила почти 797,2 тысячи (4,8% от общей численности), а в 2021/2022-м — уже более 2,9 млн (17%).

В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок. Если в 2019/2020-м дистанционный формат учёбы использовали 215,5 тысячи студентов (6,5% от общей численности), то в 2021/2022-м — уже почти 1,5 млн (42,9%).

В вузах масштаб применения дистанционных технологий обучения растёт заметнее всего: в 2019/2020-м эти технологии применяли 534,4 тысячи учащихся (13% от общего числа), а в 2021/2022-м — почти 2,2 млн (53,2%).

В 2021/2022 учебном году с применением таких технологий обучались:

  • 52,9% студентов бакалавриата;
  • 52,5% — программ специалитета;
  • 56,5% — магистратуры.

Что у студентов с цифровыми навыками

Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками.

Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом. Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО.

Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов или создание электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все.

Инфографика: двенадцатый статистический сборник «Индикаторы образования»

Что касается цифровых коммуникационных навыков, то, по данным на 2021 год, они развиты у учащихся несколько лучше, чем умения пользоваться разными видами софта. Например, 86% студентов в колледжах и 90% в вузах умеют использовать Skype или другие приложения для звонков через интернет, 76 и 82% пользуются мессенджерами. С электронной почтой сложнее — навыками отправки и получения писем владеют всего 58% в колледжах и 72% в вузах. Причём с 2019 года практически все показатели в этой сфере выросли.

А вот искать информацию, необходимую для учёбы, студенты умеют плохо. С 2019 года положение дел даже ухудшилось — найти справочную информацию по какой-либо теме в 2021 году были способны 51% учащихся колледжей и 59% студентов вузов.

Инфографика: двенадцатый статистический сборник «Индикаторы образования»

С применением цифровых технологий в повседневной жизни картина тоже довольно плачевная: только 50% студентов колледжей и 65% учащихся в вузах могли получить нужную информацию на официальных сайтах и порталах государственных и муниципальных услуг. Немногим больше (55 и 67%) справлялись с поиском информации о товарах. Большинство студентов за последние 12 месяцев перед сбором данных не искали и не устанавливали программное обеспечение и не искали вакансии на рекрутинговых сервисах.

В общем, если сравнивать уровень компетенций российских и европейских студентов, то первые значительно отстают по всем рассмотренным видам навыков.

Инфографика: двенадцатый статистический сборник «Индикаторы образования»

Кстати, ранее стало известно, как педагоги владеют цифровыми технологиями. Выяснилось, что довольно хорошо. Правда, лучшие результаты показали не учителя информатики.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована