Речь об этом идёт в двенадцатом статистическом сборнике из серии «Индикаторы образования». В нём содержатся данные о положении дел в разных сегментах российской системы образования. В том числе собрана статистика о цифровизации образования и о том, какая доля школьников и студентов учится с применением дистанционных цифровых технологий и как у них дела с цифровыми навыками.
Какие цифровые инструменты используют в образовательных организациях
Исследователи проанализировали, насколько распространены те или иные виды сервисов на разных уровнях образования.
В школах, по данным на конец 2021 года, лучше всего дела обстояли с электронными журналами и дневниками — их использовали более 83% образовательных организаций. Реже всего встречаются системы электронного документооборота. О них сообщили только 10,1% школ.

В колледжах различные программы используют несколько чаще. Более чем в 80% таких организаций применяются электронные версии учебных пособий, электронные библиотеки и компьютерные программы по отдельным предметам или темам. Реже всего доступ есть к специальным программам для научных исследований (12,8%) и электронному документообороту (26,4%).

Университеты стали лидерами по распространённости цифровых инструментов. Несколько их видов доступны более чем в 90% вузов. Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций.

Насколько распространены электронное и дистанционное обучение
По данным аналитического доклада, с 2019/2020 учебного года непрерывно растёт численность учащихся, которые используют технологии и электронного, и дистанционного обучения.
Поясним: согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов.
А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика). Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно.
В начале рассматриваемого периода (с 2019/2020 учебного года) электронное обучение было организовано почти для 2,7 млн школьников (16,3% от их общего числа). А в 2021/2022-м — для более чем 3,5 млн (20,5%).
В учреждениях среднего профобразования (СПО) технологии электронного обучения распространены несколько шире: в 2019/2020-м их использовали 650,4 тысячи студентов (20,8%), а в 2021/2022-м — более 1,1 млн (33,8%).
В вузах электронное обучение встречается ещё чаще. В 2019/2020-м подобными технологиями пользовались 839,9 тысячи учащихся (20,5%), а в 2021/2022-м — почти 1,9 млн (45,3%).
Если точнее, то в прошлом учебном году с использованием этих технологий обучались:
- 43,3% студентов бакалавриата;
- 50,6% — программ специалитета;
- 48% — магистратуры.
Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. Например, в 2019/2020 учебном году численность школьников, которые обучались с их применением, составила почти 797,2 тысячи (4,8% от общей численности), а в 2021/2022-м — уже более 2,9 млн (17%).
В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок. Если в 2019/2020-м дистанционный формат учёбы использовали 215,5 тысячи студентов (6,5% от общей численности), то в 2021/2022-м — уже почти 1,5 млн (42,9%).
В вузах масштаб применения дистанционных технологий обучения растёт заметнее всего: в 2019/2020-м эти технологии применяли 534,4 тысячи учащихся (13% от общего числа), а в 2021/2022-м — почти 2,2 млн (53,2%).
В 2021/2022 учебном году с применением таких технологий обучались:
- 52,9% студентов бакалавриата;
- 52,5% — программ специалитета;
- 56,5% — магистратуры.
Что у студентов с цифровыми навыками
Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками.
Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом. Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО.
Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов или создание электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все.

Что касается цифровых коммуникационных навыков, то, по данным на 2021 год, они развиты у учащихся несколько лучше, чем умения пользоваться разными видами софта. Например, 86% студентов в колледжах и 90% в вузах умеют использовать Skype или другие приложения для звонков через интернет, 76 и 82% пользуются мессенджерами. С электронной почтой сложнее — навыками отправки и получения писем владеют всего 58% в колледжах и 72% в вузах. Причём с 2019 года практически все показатели в этой сфере выросли.
А вот искать информацию, необходимую для учёбы, студенты умеют плохо. С 2019 года положение дел даже ухудшилось — найти справочную информацию по какой-либо теме в 2021 году были способны 51% учащихся колледжей и 59% студентов вузов.

С применением цифровых технологий в повседневной жизни картина тоже довольно плачевная: только 50% студентов колледжей и 65% учащихся в вузах могли получить нужную информацию на официальных сайтах и порталах государственных и муниципальных услуг. Немногим больше (55 и 67%) справлялись с поиском информации о товарах. Большинство студентов за последние 12 месяцев перед сбором данных не искали и не устанавливали программное обеспечение и не искали вакансии на рекрутинговых сервисах.
В общем, если сравнивать уровень компетенций российских и европейских студентов, то первые значительно отстают по всем рассмотренным видам навыков.

Кстати, ранее стало известно, как педагоги владеют цифровыми технологиями. Выяснилось, что довольно хорошо. Правда, лучшие результаты показали не учителя информатики.
Читайте также:
- Цитата недели: цифровые компетенции обязательны для выпускников всех направлений
- 4 группы цифровых навыков, которым пора учить всех
- Стали известны уровень владения школьниками цифровыми навыками и условия для их получения
- Стало известно, как на цифровые навыки школьников влияют семья и домашняя обстановка
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее