Общественный совет при Рособрнадзоре и «Единая Россия» подвели предварительные итоги мониторинга, в рамках которого попытались оценить, как работает закон о снижении излишней бумажной нагрузки на школьных педагогов. В опросе участвовали 17 тысяч человек. Об этом сообщают «Известия».
О каком законе речь
В июле 2022 года президент подписал закон о снижении бюрократической нагрузки на учителей. Документ разработала «Единая Россия», которая взялась решить проблему, связанную с излишней отчётностью, потому что предшествующие попытки Минпросвещения и Рособрнадзора не увенчались успехом. Ведомства ещё в 2020 году направили в регионы перечень документов, которые обязаны вести педагоги. Предполагалось, что другую документацию учителя могут вести лишь добровольно.
Однако в марте 2021 года замминистра просвещения Виктор Басюк заявил, что школы письмо проигнорировали. В результате им пообещали «провести серьёзную работу». Очевидно, она тоже не оправдала ожиданий — в октябре глава Рособрнадзора Анзор Музаев вновь пообещал решить существующую проблему. После этого в вопрос вмешались депутаты.
Согласно принятому в этом году закону, с 1 сентября учителя обязаны вести лишь пять документов:
- программу учебного предмета;
- журнал учёта успеваемости;
- журнал внеурочной деятельности;
- план воспитательной работы;
- характеристики учащихся, которые готовят по запросу;
Что получилось на деле
Мониторинг показал, что почти 60% учителей по-прежнему ведут и другие документы, не входящие в утверждённый список. Тем не менее многие респонденты заявили, что бумажная нагрузка всё же снизилась.
«Мы знали, что быстрых результатов не будет. При этом около 30% чётко заявили, что их общая документарная нагрузка снизилась. И если хотя бы этому количеству уже стало легче, это достижение», — отметила член Общественного совета при Рособрнадзоре Наталья Алтыникова.
Она привела некоторые подробности касательно отчётности. Например, стало известно, что по сравнению с прошлым годом почти в два раза уменьшилась доля педагогов, которым приходится дублировать электронные документы в бумажном виде: 37% против 70% в 2021-м. Предполагается, что дублирование сохраняется там, где наблюдаются проблемы с интернетом или не в каждом классе есть компьютеры. При этом всё ещё велика доля тех, кто ведёт фотоотчёты мероприятий, которые они проводят, — 85%.
Кроме того, педагогам приходится вести такие документы, как социальный паспорт класса, протоколы родительских собраний, журналы инструктажей по технике безопасности и так далее.
А оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова заявила, что «школа продолжает быть местом, где разные ведомства пытаются реализовать свои задачи». Более того, руководство школ может включать в локальные акты дополнительные отчёты, не называя их отчётами.
Глава Рособрнадзора призвал учителей жаловаться, если им приходится выполнять избыточные требования. Для этого у ведомства есть специальная горячая линия. Анзор Музаев пояснил, что сейчас на плановые проверки введён мораторий, поэтому проводить их можно только по обращениям.
Кстати, ранее НИУ ВШЭ выяснил, какие документы учителя заполняли в 2019/20 учебном году. В списке их оказалось 20. Среди них, например:
- конспекты уроков;
- журналы инструктажа и инструкции по технике безопасности;
- протоколы родительских собраний;
- социальный (психолого-педагогический) паспорт класса;
- отчёт о проведении воспитательных и прочих мероприятий, приуроченных к государственным и национальным праздникам.
Дополнено 20.12.22
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что ведомство привлечёт Генпрокуратуру к борьбе против бюрократической нагрузки на педагогов. По его словам, решить эту проблему планируется за два года.
Читайте также: