Об этом на расширенном заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре 6 июня рассказал директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения Алексей Благинин. Мероприятие было посвящено выходу российских вузов из Болонского процесса и созданию в России собственной уникальной системы высшего образования, но представитель министерства рассказал не только об отношении к этим планам, но и о реформе педагогического образования, которая была задумана ещё до решения об отказе от Болонской системы.
Какое образование педагогов предпочтительнее
Представитель министерства пояснил, что его департамент координирует 33 педвуза и 11 педколледжей, которые готовят более половины учителей российской системы образования. По словам Благинина, студентов некоторых педагогических направлений и сейчас учат преимущественно по программам специалитета. Например, 90% программ по социальной педагогике — это специалитет.
Второй пример — программы педагогического образования с двумя профилями. По ним применяется не только четырёхлетний, но и пятилетний бакалавриат — по сути, аналог специалитета. Согласно плану приёма студентов на 2022/2023 учебный год, по этим программам на пятилетний бакалавриат выделено мест в 2,5 раза больше, чем на четырёхлетний.
Согласно концепции развития высшего педагогического образования до 2030 года, перечень направлений специалитета в педагогическом образовании планируется ещё расширить.
Какую концепцию развития высшего педагогического образования разработали
Спикер рассказал про концепцию подробнее. По его словам, она уже согласована с профильными ведомствами и в ближайшее время её должны представить правительству. Кроме расширения специалитета концепция предполагает обновление ФГОС педагогических специальностей.
Ещё одна мера — применение фундаментального ядра высшего педагогического образования. Оно уже разработано и утверждено. В рамках ядра предусмотрено семь модулей, которые обязательны для изучения всеми будущими педагогами:
- предметно-методический;
- психолого-педагогический;
- социально-гуманитарный;
- коммуникативно-цифровой;
- здоровьесберегающий;
- учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- воспитательной деятельности.
Алексей Благинин напомнил, что раньше только пять предметов объединяли образовательное пространство: история, философия, английский язык, физкультура и ОБЖ. А теперь в подготовке педагогов будет обеспечено настоящее единство.
Кроме того, сейчас серьёзно занялись инфраструктурой учебных заведений для будущих учителей. Согласно поручению президента, в 2021 и 2022 годах на её модернизацию выделено 10 млрд рублей. В частности, этот проект предполагает капитальный ремонт и создание во всех педвузах технопарков, где будут учить универсальным педагогическим компетенциям. По словам Благинина, таких умений как раз не хватает педагогам-бакалаврам.
«Мы получили поколение учителей, которые сегодня не умеют решать задачи повышенной трудности, которые сегодня не владеют физическим и химическим экспериментом», — подчеркнул он.
Он также рассказал, что сегодня меняются подходы в системе оценки качества педагогического образования. По словам Благинина, существующая система «не является мотивирующей и стимулирующей». Поэтому планируется ввести профессиональный демонстрационный экзамен, сейчас этот подход апробируют. Предполагается, что выпускники будут демонстрировать свои знания сразу перед потенциальными работодателями.
А ещё для потенциальных абитуриентов педвузов развивают мотивационную сеть — психолого-педагогические классы. На сегодняшний день их создано более 1,7 тысячи, в них учатся 25,6 тысячи ребят. А к 2024 году таких классов должно стать 5 тысяч.
Кстати, не так давно выработали и утвердили концепцию идеальной школы, которая взаимосвязана с ядром педагогического образования.
Дополнено 05.10.22
Министр просвещения Сергей Кравцов предложил перевести педагогическое образование на специалитет.