Необычная практика: американский учитель превратил уроки истории в детективы
Следствие ведут школьники ― и узнают об истории гораздо больше, чем на обычном скучном уроке.
Meery Mary для Skillbox Media
Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Ниро Вульф, комиссар Мегрэ, да хотя бы Эраст Петрович Фандорин — кому не хотелось побывать на месте знаменитых сыщиков и разгадать загадочную тайну прошлого? Детективы популярны у детей и взрослых, и вполне заслуженно. Этим воспользовался американский педагог Кевин Роутон на своих уроках по истории, чтобы заинтересовать учеников.
Роутон преподает в средней школе более 20 лет. Ещё на старте карьеры ему очень хотелось сделать занятия интерактивными и интересными. Педагог рассказывал, что сам когда-то часто скучал на уроках, будучи примерным учеником.
Изменил это преподаватель истории Роутона — на занятиях он не ограничивался чтением главы из учебника и обычными тестами, а предлагал школьникам создавать проекты и исторические газеты.
Когда Роутон сам стал учителем истории и социальных наук, он начал активно использовать развлекательные элементы, понятные детям, — от примеров из популярной культуры до игр и симуляций. Так и появились особенные уроки History Mistery Lab, или Лаборатория исторических загадок.
Как строится урок-расследование
Класс преображается. Когда школьники заходят в комнату, они видят, например, специальную ленту, которой обычно огораживают место преступления, а на полу — обведённый мелом силуэт. Это может быть «место убийства» Юлия Цезаря или члена семьи Медичи. На столах разложены улики, стены украшают плакаты.
Урок начинается с внезапности. Свет выключается, и педагог молча запускает «вводное» видео или презентацию с общей информацией о произошедшем преступлении. Роутон отмечает, что этого обычно достаточно, чтобы привлечь внимание школьников. В этом формате они получают информацию по теме урока.
Школьники получают инструкции. Вновь включив свет, учитель раздаёт «Журнал расследования» с вопросами, на которые нужно ответить в течение занятия, и представляет первую улику. Вместе с учениками он обсуждает, как её можно использовать в разрешении загадки, чтобы ребята понимали, что именно от них требуется. «Журнал расследования» (вот его пример) — фактически вопросы в конце параграфа из учебника, но куда более подробные. Они разделены на отдельные блоки по количеству улик.
Начинается расследование. У учеников есть 20–30 минут, чтобы исследовать улики, расположенные на столах в классе. Это и распечатки, и большие плакаты, и любые другие предметы. В качестве подсказки ребята используют несколько наводящих вопросов от педагога. Перемещаются по классу и рассматривают материалы они свободно — в одиночку, в группе, всё зависит от их желания. Некоторые улики Роутон готовит в формате видео, тогда через 15–20 минут он ненадолго собирает учеников, чтобы вместе его посмотреть. Он отмечает, что если ребят требуется организовать и у педагога нет уверенности, что они успеют изучить всё, — можно установить определённые временные интервалы для исследования каждой улики.
Подводятся итоги. Педагог предупреждает об окончании времени на исследование. Ребята отвечают на вопросы в «Журналах расследования», обсуждают с учителем свои теории и отвечают на финальные вопросы: кто совершил преступление, кто мог выступить его заказчиком и каков был мотив. Затем они выступают как суд присяжных и выносят окончательное решение по делу.
В общей сложности, отмечает Роутон, на урок-расследование лучше выделить
50–65 минут.
Такое занятие помогает развивать почти все навыки, требуемые на уроках истории: ребята учатся анализировать документы, критически оценивать информацию на предмет её объективности, используют несколько источников, чтобы докопаться до истины. Это создаёт весёлую атмосферу и вовлекает их в процесс, — рассказал педагог.
Что изучают юные детективы
Вот некоторые «криминальные дела», которые расследуют школьники на уроках истории:
Среди улик: вырезки из римской газеты, расшифровка заседания сената, заключение судмедэксперта, записки с предупреждением Цезаря о покушении, показания свидетелей убийства.
Задача: выяснить, кому было выгодно его убийство и по каким причинам.
Заговор Пацци (покушение на главу флорентийской династии Медичи в 1478 году).
Среди улик: газетные вырезки, показания очевидцев, фотографии используемого заговорщиками оружия, фотографии черепа погибшего с указанием ран, зашифрованное послание, письмо Папе Римскому.
Задача: выяснить причину заговора.
«Чёрная смерть» (пандемия чумы в XIV веке).
Среди улик: личные письма, объявления, газетные вырезки, карты, описания средневековой «чёрной смерти» и бубонной чумы.
Задача: выяснить, являлись ли бубонная чума и «чёрная смерть» одним и тем же заболеванием и что послужило причиной возникновения последней.
Где ещё можно применить такой формат
Игру в детективов используют и по другим дисциплинам. Так, журнал The Atlantic рассказывал об учителе английского из Португалии Джени Пик, которая решила, что формат расследования поможет её ученикам ещё лучше освоить предмет.
В начале урока она объявляла, что случилось непоправимое — совершено убийство, и все подозреваемые находятся в классе. Каждому доставалась карточка с персонажем, чтобы сформировать целостную историю. Класс вместе обсуждал мотивы, подозреваемых, место и орудие преступления. После ученики начинали допрашивать друг друга. Использование португальского при этом воспрещалось — если кто-то возвращался к родному языку, педагог напоминала, что звучит это очень подозрительно.
Преимущество такого формата заключается в том, что студенты очень хотят узнать, кто же совершил преступление, это мотивирует их использовать изучаемый язык, — рассказала Пик.
Зачем образованию тайны
О пользе загадочных и детективных историй в процессе обучения заговорили ещё 15 лет назад. Например, в своей статье «Какой секретный ход помогает вовлекать студентов в обучение? Ответ содержится в названии» профессор Университета Аризоны Роберт Чалдини привёл собственный опыт. Он собирался написать научно-популярную книгу по техникам убеждения и социальному влиянию. Чалдини решил изучить научные издания по этой же теме, чтобы найти интересные приёмы для своей работы. В процессе он понял, что самые удачные книги или статьи начинались как загадки, которые нужно было решить. Они цепляли, ведь, как и в детективах, читателю хотелось побыстрее узнать ответ, а полученная информация потом надолго запоминалась.
Загадочные истории могут заставить наших учеников увлечься и запомнить важный материал, который обычно их не волнует, потому что не кажется им важным в повседневной жизни. Но загадки и не имеют значения для жизни конкретного человека — они значимы сами по себе, — пришёл к выводу Чалдини.
Интерес к ним обусловлен двумя причинами:
- Тайны удивляют и удовлетворяют любопытство. Исследователь приводит в пример удовлетворение от разрешения какой-то задачи, называя это «Ага!»-опытом. Он становится ещё ярче благодаря любопытству и вопросу «Как же так?». Именно они не дают уснуть студенту, читающему детектив до поздней ночи. А лучше запоминать и вчитываться в текст помогают детали, без которых раскрыть тайну не получится.
- Детективы и загадки — это яркий пример использования сторителлинга в образовании. «У историй есть начало, середина и конец. Именно эта последовательность повествования помогает сделать загадочные истории такими увлекательными. Начало толкает нас к середине, которая толкает нас к концу, а он заставляет нас вернуться к началу», — объяснил профессор.
«С педагогической точки зрения загадочные истории превосходят другие, более распространённые формы презентации в классе, такие как описание явлений, относящихся к курсу, или постановка вопросов об этих явлениях. Если описания требуют внимания, а вопросы требуют ответов, то загадки требуют объяснений. Когда мы побуждаем наших учеников участвовать в процессе объяснения, то даём им больше возможностей понять изучаемые явления концептуальным, значимым и устойчивым образом», — резюмировал Чалдини.