Что это за рейтинг
Список составило рейтинговое агентство RAEX при поддержке Фонда Андрея Мельниченко. Он отражает уровень реализации образовательного потенциала в указанных сферах.
Чтобы провести исследование, специалисты, в частности, проанализировали данные о 60 тысячах выпускников школ, поступивших в лучшие технические вузы. Кроме того, они собрали сведения о результатах главных олимпиад, а также провели анкетирование среди более чем 200 профильных вузов.
«Линейка образовательных рейтингов RAEX до сих пор ограничивалась рейтингами вузов и школ, теперь же мы вышли на новый уровень, на котором оценивается образовательный потенциал регионов России. В данном случае — в естественно-математической и инженерно-технической сферах, имеющих особенно важное значение для научно-технологического развития страны. Новый рейтинг показывает, в какой степени регионы способны осуществлять качественную подготовку технарей. Примечательно, что в двадцатке лидеров 75% регионов приходятся на Приволжье, Сибирь и Урал», — отметил генеральный директор агентства RAEX Дмитрий Гришанков.
Как оценивали регионы
Основными источниками информации послужили:
- рейтинги лучших вузов в естественно-математической и инженерно-технической сферах, а также рейтинг школ, готовящих абитуриентов для ведущих вузов технического профиля, которые агентство RAEX составило в 2021 году;
- перечень школьных олимпиад и их уровни на 2020/21 учебный год, подготовленный Минобрнауки;
- официальные сайты школьных олимпиад;
- данные мониторинга эффективности деятельности вузов в 2021 году, которые Минобрнауки предоставило агентству.
Регионы оценивали по восьми критериям:
- число призовых мест, которые школьники региона заняли в ведущих профильных олимпиадах;
- количество призовых мест, которые школьники региона завоевали в ведущих профильных олимпиадах, в пересчёте на численность населения субъекта;
- позиции школ региона в рейтингах образовательных организаций, готовящих абитуриентов для лучших вузов технического профиля;
- численность выпускников школ региона, поступивших в ведущие вузы естественно-математического и инженерно-технического профилей;
- количество выпускников школ региона, поступивших в лучшие университеты естественно-математического и инженерно-технического профилей, в пересчёте на численность населения субъекта;
- позиции университетов региона в рейтингах вузов по естественно-математическому и инженерно-техническому направлениям;
- число учащихся в вузах региона на профильных направлениях;
- количество студентов, обучающихся в университетах региона на профильных направлениях, в пересчёте на численность населения субъекта.
Максимальный возможный балл по итогам оценки — 100.
Какие регионы возглавили рейтинг
Отмечается, что Москва и Санкт-Петербург показали лучшие результаты по большинству критериев, измеряющих образовательный потенциал. А ещё в этих городах расположено больше всего вузов из рейтингов в естественно-математической и инженерно-технической сферах. В них представлены 19 вузов Москвы и восемь — Санкт-Петербурга. Это гораздо больше, чем в следующем за ними Татарстане — в рейтинги вошло только четыре вуза республики.
Однако Татарстан входит в топ-10 наиболее высоко оценённых субъектов РФ по семи из восьми критериев. Исключение составил показатель «Количество выпускников школ региона, поступивших в ведущие вузы естественно-математического и инженерного профиля, в пересчёте на численность населения региона». Лидерами по этому параметру оказались Тюменская область и Красноярский край, а третье место делят Томская область и Москва.
Авторы исследования добавили, что большое влияние на образовательный потенциал имеет концентрация сильных университетов в регионе. Так, большинство субъектов из десятки лидеров представлено в рейтинге 100 лучших вузов России RAEX как минимум тремя вузами. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это Татарстан, а также Московская, Самарская, Томская и Тюменская области.
Ещё три региона из топ-10 представлены в RAEX-100 одним или двумя вузами — это Красноярский край, Свердловская и Новосибирская области. Из них наиболее высокую строчку занял Красноярский край. В этом ему помогли успехи школьников на олимпиадах — регион занимает четвёртое место в стране, а по показателям успешности поступления абитуриентов в ведущие вузы — второе.