Образование
#подборки

8 трендов в обучении иностранным языкам

Перевёрнутое обучение, аутентичные материалы вместо учебников, стади-бадди и другие подходы — на заметку онлайн-школам и репетиторам.

Иллюстрация: Alex Media / Freepik / Galt Museum / Unsplash / Colowgee для Skillbox Media

Валерия Липина

Преподавательница английского языка, основательница языковой школы Checkeng School.

По прогнозам аналитиков, к 2030 году мировой рынок онлайн-изучения языков достигнет 38,7 миллиарда долларов. Всё больше и больше людей начинают изучать иностранные языки по самым разным причинам — от смены работы до переезда в другую страну.

На рынке онлайн-образования в этой сфере есть несколько заметных тенденций. Так, крупные школы и компании — разработчики приложений создают ИИ-репетиторов, которые помогают студентам практиковать речь и объясняют ошибки, как это делал бы настоящий преподаватель. Такие решения уже используют, например, Duolingo, Quizlet и Skyeng.

Но и для небольших онлайн-школ, как и для частных репетиторов, на этом рынке всё ещё есть место. Какие тренды стоит использовать, если вы только начинаете работу в этом качестве? О них и пойдёт речь в этой статье.

Главный тренд — английский
по-прежнему актуален

По данным «Индекса мощности языка» (англ. Power Language Index), который рассчитывается по возможностям, открывающимся человеку со знанием того или иного языка, самый влиятельный язык в мире — английский. В первую пятёрку также входят китайский, французский, испанский и арабский. Кстати, русский язык находится на шестом месте.

Согласно отчёту Duolingo 2023 года, английский также остаётся самым популярным языком в мире для изучения в этом приложении. У российских пользователей в топе английский и немецкий. Статистика поиска репетиторов на сервисе «Авито Услуги» показывает, что в сегменте изучения языков 81% запросов тоже приходится на английский. На втором месте — китайский язык, хотя и с очень большим отрывом. Кстати, эти два языка назвали самыми полезными для карьеры и участники опроса сервиса по поиску работы SuperJob.

При этом статистика показывает, что уровень владения английским языком в России не очень высокий. Согласно данным из информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования», лишь 7% студентов свободно говорят по-английски и ещё 32% демонстрируют средний уровень владения языком. 

Также можно отметить, что, по данным прошлогоднего опроса Skyeng, многие изучают несколько иностранных языков одновременно: 23% учат второй иностранный язык, помимо английского. При этом 45,6% респондентов понимают только базовые фразы, а 34,6% могут рассказать о себе и поддержать небольшой разговор.

Получается, что россияне по-прежнему видят пользу в изучении английского языка, и поле для работы в этом направлении остаётся широким.

Zoom тоже всё ещё в тренде

Онлайн-формат занятий давно стал повседневной реальностью образования. И это понятно: такой подход позволяет заниматься из любой точки мира, имея под рукой лишь телефон или планшет.

Фото: nikkimeel / Shutterstock

Самая популярная платформа для организации уроков на данный момент — это Zoom. Используя её для обычных созвонов, можно не увидеть принципиальной разницы между Zoom и, скажем, Google Meet или Skype. Однако для преподавателей Zoom предлагает полезные функции, которых пока нет у аналогов.

Во-первых, это сессионные залы, что очень важно для групповых занятий. Преподаватель может распределить учеников по разным «комнатам», в которых они будут работать по 2–3 человека, не мешая друг другу. Во-вторых, у Zoom есть искусственный интеллект, который может анализировать занятия: например, считать, сколько времени говорит каждый ученик, и выдавать общую статистику. Эта информация поможет следить за тем, чтобы в разговорную практику активно включались все. Так, есть результаты исследования, что в среднем объём речи студентов на онлайн-семинарах достигает лишь 26%, что, по словам исследователей, критически мало.

В-третьих, на платформе Zoom предусмотрен целый набор функций для совместной работы: дистанционное управление экраном (например, можно передать управление ученику) и совместный доступ к звуку (вся группа может одновременно посмотреть видео с компьютера преподавателя), а также встроенная онлайн-доска. Все эти функции доступны на бесплатном тарифе, что делает Zoom удобным техническим инструментом для онлайн-обучения. Правда, есть и минус — ограничение длительности сессии в 40 минут, что неудобно для более долгих занятий.

Онлайн-платформы вместо традиционных учебников

Дистанционное обучение давно вышло за пределы традиционных бумажных учебников, и сейчас на рынке есть множество интерактивных платформ, которые делают учебный процесс более интерактивным и вовлекающим — например, Miro и ProgressMe.

На мой взгляд, платформе ProgressMe просто нет равных по функциональности: в одном месте можно разместить и материалы для классной работы, и домашние задания, и дополнительные материалы (например, статьи, фильмы, подкасты по теме занятий). На платформе есть автопроверка и автопереводчик, таймер, чат, встроенная интерактивная доска. В общем, всё, что необходимо для проведения уроков. Пользователям предлагается на выбор несколько тарифов с разными наборами функций и стоимостью, есть и пробный период. ProgressMe — российский продукт, так что можно оплатить доступ банковской картой, выпущенной в России.

А платформа Miro предлагает неограниченное рабочее пространство, в котором можно создавать красочные доски с интерактивными учебными материалами. Плюс в том, что ученик не просто листает страницы учебника, а активно взаимодействует с материалом. Например, кликает на элемент, чтобы послушать аудио или просмотреть видеоролик, пишет ответы к заданию на стикерах или соединяет нужные объекты стрелками. Преподаватель же может следить, на какой части доски находится ученик и что он делает, управлять вниманием учащихся.

На платформе легко структурировать информацию, представив её в виде интеллект-карты или таблицы, а также давать моментальный фидбэк ученикам с помощью стикеров. У бесплатного тарифа Miro есть некоторые ограничения, но перечисленные выше функции, как и многие другие, доступны всем пользователям.

Нейросети как помощники преподавателя и учеников

На данном этапе своего развития генеративный искусственный интеллект точно не может заменить преподавателя, хотя об этом много говорят. Но он способен стать отличным помощником и ассистентом для организации уроков, повышения их эффективности и экономии времени преподавателя.

Так, ChatGPT поможет педагогу скорректировать уже существующие учебные материалы или создать новые, придумать задания для урока, сгенерировать картинки и ситуации для разговорной практики. Чтобы результат совпадал с ожиданиями, ему важно давать подробную и конкретную инструкцию. Например: «‎Напиши десять идиом на английском языке на тему путешествий для студентов уровня B2».

Кроме того, нейросеть может стать отличным помощником для студентов: можно использовать её для исправления грамматических ошибок при письме или, скажем, расспросить подробнее о каком-нибудь правиле. Встречаются опасения, что ученики могут злоупотреблять ИИ-генерацией и, например, сдавать эссе, полностью сочинённые нейросетью. Я с этим столкнулась лишь однажды — сданное ученицей эссе было очень нетипичным для неё по объёму и стилистике, при этом безупречно грамотным и «бездушным». В моей практике чаще встречалась ситуация, когда ученики формулировали предложения на русском и использовали онлайн-переводчик. Такое заметно сразу 🙂

Игры, карточки и викторины для вовлечения

Ещё один тренд — это геймификация, то есть внедрение игровых подходов в обучении. Геймификация повышает вовлечённость учеников и привносит соревновательный дух. На рынке уже есть множество платформ, которые предлагают обучающие игры и викторины, интерактивные упражнения и карточки со словами.

К примеру, Quizlet — это сайт с наборами карточек на самые разные темы. Допустим, ученик хочет повысить свой уровень английского и начал смотреть сериал «‎Бриджертоны». На платформе можно найти карточки со словами из сериала, которые объясняют их значение и дают примеры использования в контексте. А если карточек на интересующую тему пока нет, их можно создать самостоятельно.

Сервис-конструктор Wordwall предлагает огромное количество интерактивных упражнений для отработки грамматики, лексики и говорения. Кроме обширной библиотеки готовых упражнений, созданных пользователями, здесь есть набор шаблонов для разработки собственных. На Bamboozle можно найти викторины, которые помогут повторить пройденный материал. А Genially предлагает просто невероятные возможности для создания образовательных игр. Например, здесь можно придумать настольную игру с фишками, в которой ученики сами передвигают элементы по игровому полю.

Но очень важно понимать, с какой целью мы геймифицируем тот или иной материал или упражнение. Чаще всего я использую такие форматы, чтобы ученикам было интереснее и приятнее взаимодействовать с контентом. Например, вместо того, чтобы дать ученикам простой список вопросов, можно использовать интерактивный шаблон — и вопросы будут появляться после того, как ученик кликом откроет коробочку или лопнет мыльный пузырь. Механика упражнения остаётся такая же, но выглядит это интереснее. А если говорить про обучение младшеклассников, то здесь игры и интерактив нужны в первую очередь для удержания внимания.

Аутентичный контент для погружения в языковую среду

Всё больше преподавателей в своей практике переходят на аутентичные материалы. Другими словами, для изучения берутся не адаптированные тексты и аудиоконтент из учебников, а реальные жизненные примеры. Это могут быть видео на YouTube, лекции TED Talks, отрывки новостных сюжетов, фильмы, сериалы и многое другое.

Преимущества такого подхода очевидны: ученик сразу начинает взаимодействовать с живым, настоящим языком, слышит, как говорят носители, и, насколько это возможно, погружается в языковую среду. А после просмотра видео или чтения новостей студенты обсуждают их друг с другом, моделируют ситуации в диалогах по ролям или, например, устраивают дебаты на пройденную тему.

Перевёрнутый класс ради акцента на практике

Важный тренд в современном обучении, на который точно стоит обратить внимание, — это flipped classroom, или перевёрнутый класс. В основе такого подхода лежит идея, что ученики знакомятся с учебным материалом самостоятельно дома, а на уроке уже приступают к его закреплению в речи.

В чём преимущества? Во-первых, студенты приходят на занятие уже со знанием материала, и это позволяет потратить больше времени на практику и отработку. Так можно достичь гораздо более быстрого прогресса: например, вместо традиционных восьми уроков по одной теме пройти весь необходимый материал за пять. Кроме того, эта методика помогает сгладить различия между темпом учеников: в группе всегда есть те, кто усваивает материал медленнее других. С перевёрнутым подходом они готовятся к уроку дома, в спокойной атмосфере и с комфортной для них скоростью, испытывая меньше стресса.

Обычно преподаватели задают на дом страницы материала из учебника, чтобы ученик прочитал правило и лексику, отработал их в упражнениях. У нас это выглядит как небольшие видеоуроки, которые преподаватель записывает заранее. В них, помимо объяснения правила и перечисления новых слов, педагог показывает, как правильно их использовать в языковом контексте.

Стади-бадди, или изучение языка с приятелем

Ещё один новый эффективный формат обучения, который мы активно используем, — стади-бадди (англ. study buddy), то есть «приятель по учёбе». Как правило, это два ученика с примерно одинаковым уровнем владения языком.

Особенно хорошо этот формат подходит для разговорной практики: ученики могут созваниваться без участия преподавателя и общаться, как в реальной жизни. Можно строить диалоги таким образом, чтобы они помогали закреплять пройденный на предыдущем уроке материал. Вот только здесь учитель уже не сможет подсказать забытое слово, и придётся самому найти выход из ситуации.

Ученики могут сами определить интересные темы для общения и лексику, которую нужно попрактиковать, обозначить свои слабые места, над которыми хотелось бы поработать.

Так как этот метод не подразумевает поддержки преподавателя, важно, чтобы уровень студентов был достаточно высоким. В противном случае есть риск, что стади-бадди начнут повторять друг за другом ошибки. В нашей школе он работает для уровней начиная с B1. Такие занятия регулярны и обязательны: один раз в неделю ученики занимаются с преподавателем, и один раз — с бадди, договариваясь об удобных для обоих дне и времени для созвона.

Научитесь: Профессия Менеджмент в онлайн-образовании Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована