5 советов, как преподавателю справиться с собственной когнитивной перегрузкой
Про учащихся говорят постоянно, а вот что делать тем, кто их учит?
Кадр: сериал «Гений» / Imagine Television / Paperboy Productions
Каждый человек сталкивается с когнитивной перегрузкой — по-простому такое состояние называется «пар из ушей». Происходит оно в момент, когда рабочая память человека перегружена и его мозг не справляется с новыми или текущими задачами.
Педагоги и преподаватели тоже склонны к таким перегрузкам: им каждый день приходится выполнять множество задач, постоянно взаимодействовать с другими людьми, держать в голове большие объёмы информации. Но вот о том, как с ней справиться, в профессиональной среде говорят не очень-то много. Приводим рекомендации двух иностранных экспертов о том, как распознать у себя излишнюю нагрузку на рабочую память и как её предотвратить.
Как распознать когнитивную перегрузку
Британский эксперт по когнитивистике и педагог, автор блога «Обучение и мозг» Эндрю Уотсон предлагает два способа, которые позволят распознать, что ваша рабочая память, скорее всего, не справляется с нагрузкой.
Начать он предлагает с самого простого — просто предположить, когда нагрузка может возникнуть. Он приводит в пример несколько ситуаций, в которых сам сталкивается с этим:
- подготовка к предстоящему занятию по трудной теме;
- выполнение одновременно преподавательских и административных задач;
- использование новых, незнакомых технологий на занятии;
- физическая усталость или недосып.
Понятно, что список будет у каждого свой, но если впереди вас ждёт трудный день или трудные задачи, то велика доля вероятности, что нагрузка превысит допустимую (о том, что с этим делать, — поговорим дальше).
Следующий шаг — распознать перегрузку в момент, когда вы уже её испытываете. Кажется, что всё просто, но эксперт отмечает: это всё же требует некоторых навыков. Эндрю вновь иллюстрирует это собственным опытом. Он понимает, что рабочая память перегружена, в ситуациях:
- Когда сталкивается с «винегретом из слов», то есть начинает запинаться и путаться. «Поскольку я говорю на сложные и технические темы, я часто использую сложные предложения с большим количеством технической лексики. Когда моя рабочая память перегружена, я осознаю, что предложения разваливаются», — объясняет автор статьи.
- Когда теряет мысль. «Когда я обсуждаю рабочую память с учителями, они — конечно! — задают вопросы. Я часто говорю: „Ну, на ваш вопрос есть три ответа“. Но… Вы знаете, к чему это идёт… К моменту, когда я закончу свой второй ответ, я даже не смогу вспомнить вопрос (а тем более третью часть ответа). Ага, это рабочая память перегружена», — комментирует эксперт.
- Барометр эмоций. Эндрю объясняет: он не слишком хорошо умеет следить за своим эмоциональным состоянием и распознавать собственные чувства. Но опыт подсказывает ему, что в момент, когда ему становится тяжелее дышать, а грудь сдавливает, он расстроен — и зачастую негативные эмоции появляются из-за перегрузки рабочей памяти. То есть тело просто подсказывает, что не может с ней справиться.
К чему такая перегрузка приводит? Результаты довольно предсказуемы: как и в случае с учащимися, у педагогов и преподавателей начинается ступор — трудно сконцентрироваться, забывчивость повышается, что, конечно, мешает обучению. Так как же с этим быть?
Читайте также:
Как справиться с когнитивной перегрузкой
К сожалению, советов о том, как справляться с перегрузкой тем, кто учит, не так уж и много — большинство теоретиков и практиков всё же концентрируются на советах для облегчения нагрузки учащихся. Но несколько всё же можно отыскать.
Совет 1
Заведите чек-лист
Профессор по компьютерным информационным системам в Университете Бентли (США) Билл Скиано в своей статье для Harvard Business Review приводит такой совет: составьте небольшой чек-лист по подготовке занятия и проверяйте себя по нему. Например, сам он проверяет:
- хорошо ли подготовлен план занятия;
- кого планирует опрашивать в аудитории;
- не будет ли ничего мешать в процессе (вплоть до таких вещей, как плохо зафиксированная спинка кресла);
- работает ли нужная техника;
- есть ли 15–30 минут перед занятием, чтобы пройтись по плану и сфокусироваться.
Это, по словам профессора, позволяет спокойно начать занятие и не тратить лишние усилия на отвлекающие факторы в процессе, а также на попытки взять ситуацию под контроль.
Совет 2
Организуйте рутину
Этот совет даёт Эндрю Уотсон, и он пригодится скорее новичкам, потому что опытные преподаватели обычно и сами к нему приходят.
Смысл в том, чтобы установить чёткую рутину не только до занятия, но и на занятии — она снижает объём мыслительных усилий, которые мы всегда тратим на отвлечение на новые задачи или непредсказуемые ситуации. Проще говоря, стоит проводить каждое занятие по заведённому сценарию, и он станет автоматическим. Конечно, он говорит именно о школьных учителях, однако и для специалистов в других сферах образования такой совет тоже сработает.
Эксперт приводит собственный пример: сразу после начала занятия школьники выполняют у него задание «сделай сейчас» — то есть письменно отвечают на вопрос, записанный на доске. После этого учитель коротко обсуждает с детьми ответы и проходится по ответам на домашнее задание, а потом сразу же даёт задание на следующий день. На каждое действие предусмотрена своя рутина.
«Как только этот распорядок появляется, мы получаем намного больше времени, чем потратили. А поскольку нагрузка на мою рабочую память снизилась, у меня появилось больше свободного пространства для эффективного обучения», — отмечает Эндрю.
Совет 3
Воспользуйтесь общением с учащимися
Билл Скиано рекомендует постоянно прибегать к вопросам для учащихся, но при этом чётко их формулировать — чтобы никто не тратил лишних усилий на дополнительные разъяснения и элементарное недопонимание. Он также советует поощрять дополнительные вопросы от самих студентов: так преподаватель может ненавязчиво передать нужную мысль или новую идею. При этом любую дискуссию нужно контролировать и не допускать бесконечных переспрашиваний одного и того же.
Эндрю Уотсон предлагает в качестве способа, как привлечь учащихся к снижению нагрузки на преподавателя, систему «бадди». Он иллюстрирует это примером из гибридного обучения: чтобы не контролировать одновременно учеников офлайн и онлайн, можно назначить ребятам на удалёнке партнёра из присутствующих в классе или аудитории. Такой партнёр может периодически уточнять, всё ли слышно, всё ли понятно.
Совет 4
Разгружайте голову
Самый логичный шаг, который позволит избежать когнитивной нагрузки, — переносить часть информации, которую вы вынуждены держать у себя в голове, на внешний источник. И не нужно этого стесняться. Эндрю Уотсон приводит пример из своей практики: он начал записывать «пуленепробиваемые» (то есть чёткие и точные) определения — тогда не нужно держать в памяти множество деталей, достаточно просто зачитать их ученикам.
Кстати, заметим, что, хотя чтение с листа считается практикой не очень хорошего преподавателя, всё решают нюансы. Если это хорошо организовано и помогает снять напряжение от мучительного подбора слов в процессе, то почему бы и нет? Например, Владимир Набоков, виртуозно владеющий письменным словом, считал себя слабым спикером. Как он выходил из положения, учитывая, что ему необходимо было читать лекции по литературе студентам в Колледже Уэллсли и Корнелльском университете? По свидетельству его биографов, он тщательно продумывал текст лекций дома и записывал слово в слово (их потом стали издавать в сборниках), а в аудитории просто зачитывал. Но, по воспоминаниям студентов, делал это не монотонно, а естественно, с живыми эмоциональными интонациями, посматривая то на лист, то на слушателей — и слушать его благодаря этому было интересно.
Ещё один пример — обозначать на бумаге (или в заметках) основные этапы занятия и даже тайминг, чтобы не думать, когда переходить к следующему этапу. Уотсон объясняет: звучит вроде бы странно, но если не прописать опорные точки, то часть рабочей памяти будет занята, например, текущим обсуждением на занятии, а часть — подсчётом, сколько времени на него осталось и когда стоит перейти к следующему пункту. А это, конечно, замедлит преподавателя.
Совет 5
Не стесняйтесь признаться в перегрузке
Как быть, если вы столкнулись с «винегретом» из слов и поняли, что рабочая память перегружена прямо сейчас? Билл Скиано призывает остановиться и честно сказать учащимся, что вам нужно несколько минут, чтобы собраться с мыслями.
С этим связано и ещё несколько его советов: выключать в себе перфекционистов, не забывать шутить (в конце концов, слишком уж серьёзное занятие тоже приведёт к перегрузке у всех участников), а ещё внимательно относиться к себе и своему здоровью. Ведь чем лучше самочувствие и чем крепче сон, тем меньше шансов наутро столкнуться с тем самым «винегретом» и лишним стрессом.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: