Образование
#статьи

5 полезных функций сообществ вокруг образовательных продуктов

Зачем надо создавать онлайн-сообщества студентов или потенциальных студентов.

Фото: Morsa Images / Getty Images

Обучение — во многом социальный процесс. Часть навыков в принципе можно освоить только во взаимодействии с другими, а в некоторых случаях обучение происходит через наблюдение. Потому даже образовательным продуктам, созданным для индивидуальных клиентов, полезно объединять своих студентов в сообщества.

Какую роль сообщества играют в образовательных проектах, представители EdTech‑компаний и университетов рассказали на дискуссии «Офлайн против онлайна: комьюнити в университете и в дополнительном образовании» на ежегодной конференции «Яндекса» YaC/e. Своим опытом поделились:

  • Алексей Толстиков, академический руководитель Школы анализа данных «Яндекса»;
  • Алексей Малеев, директор Высшей школы программной инженерии МФТИ;
  • Елизавета Анистратенко, руководитель сопровождения направления «Менеджмент» в «Яндекс.Практикуме»;
  • Вадим Михалёв, основатель онлайн-университета «Зерокодер», популяризатор зерокодинга.

Площадка для проверки гипотез

Для тестирования идей образовательного продукта сообщества особенно полезны стартапам. По словам Вадима Михалёва, «Зерокодер» начался с формирования клуба зерокодеров. Войти в него можно было по подписке, но курсы организаторы запустили только тогда, когда убедились — сообществу это интересно, потребность в обучении есть.

«Бизнес-барометр»

Более зрелым проектам сообщества тоже помогают следить за актуальностью продукта. Вадим Михалёв предложил назвать эту функцию «бизнес-барометром»: чаты студентов показывают, куда перетекает спрос, что привлекает их внимание.

По мнению Алексея Толстикова, студенты могут изменить направление развития образовательного продукта: в образовательных сообществах зарождаются важные идеи, которые разработчики изначально не закладывали в продукт просто потому, что не догадались о них.

Ресурс для привлечения клиентов

В сообществе, сложившемся вокруг одного образовательного продукта, можно найти перспективных студентов и для других проектов. Такой пример с олимпиадными школами, созданными под эгидой МФТИ, привёл Алексей Малеев. У школ никогда не было цели, чтобы все их участники потом поступили в МФТИ. Но со временем вокруг проекта сложилось сообщество, из которого в вуз теперь приходят не только абитуриенты, но и магистры и аспиранты.

В коммерческих образовательных продуктах сообщества тоже работают на привлечение клиентов, считает Вадим Михалёв. Люди, которые пока не доверяют онлайн-университету и его подходам, могут изменить своё мнение, когда видят активное сообщество, где живые люди обсуждают собственные проекты.

Фабрика амбассадоров

Сообщества помогают создателям курсов распространять информацию о возможностях онлайн-обучения в целом и рекламировать конкретные продукты, подчеркнула в дискуссии Елизавета Анистратенко.

Причём лучшими амбассадорами становятся, с её точки зрения, изначально не самые лояльные студенты. Если в процессе обучения у человека были претензии к курсу или его организации и к его мнению прислушались, исправили ошибки и улучшили курс, то бывший студент будет готов рассказывать об этом как о позитивном опыте и даже противостоять в Сети авторам отрицательных отзывов на курс.

Инструмент поддержки студентов

Несколько участников дискуссии отметили, что в онлайн-среде сложнее не только учиться, но и формировать образовательные сообщества. И именно поэтому, считает Елизавета Анистратенко, онлайн-объединения студентов нужны каждой программе — даже той, на которой всего несколько десятков человек. Учась онлайн, легко почувствовать себя в изоляции. Сообщество же даёт опору, показывает, что на непростом образовательном пути ты не один.

У этой функции сообществ есть вполне измеримые метрики. По словам Елизаветы, поддержка сообщества помогает студентам проходить курс до конца.

Вадим Михалёв привёл другой пример метрики — процент вопросов, на которые студенты получили ответ в чате курса от своих же одногруппников. Если образовательное сообщество развивается, то оно действует самостоятельно и организаторам даже не особо нужно подключаться. Если и поделиться эмоциями, и получить конкретный ответ на проблему можно в сообществе — это верный признак того, что оно работает.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована