5 полезных функций сообществ вокруг образовательных продуктов
Зачем надо создавать онлайн-сообщества студентов или потенциальных студентов.
 
 
Обучение — во многом социальный процесс. Часть навыков в принципе можно освоить только во взаимодействии с другими, а в некоторых случаях обучение происходит через наблюдение. Потому даже образовательным продуктам, созданным для индивидуальных клиентов, полезно объединять своих студентов в сообщества.
Какую роль сообщества играют в образовательных проектах, представители EdTech‑компаний и университетов рассказали на дискуссии «Офлайн против онлайна: комьюнити в университете и в дополнительном образовании» на ежегодной конференции «Яндекса» YaC/e. Своим опытом поделились:
- Алексей Толстиков, академический руководитель Школы анализа данных «Яндекса»;
- Алексей Малеев, директор Высшей школы программной инженерии МФТИ;
- Елизавета Анистратенко, руководитель сопровождения направления «Менеджмент» в «Яндекс.Практикуме»;
- Вадим Михалёв, основатель онлайн-университета «Зерокодер», популяризатор зерокодинга.
Площадка для проверки гипотез
Для тестирования идей образовательного продукта сообщества особенно полезны стартапам. По словам Вадима Михалёва, «Зерокодер» начался с формирования клуба зерокодеров. Войти в него можно было по подписке, но курсы организаторы запустили только тогда, когда убедились — сообществу это интересно, потребность в обучении есть.
«Бизнес-барометр»
Более зрелым проектам сообщества тоже помогают следить за актуальностью продукта. Вадим Михалёв предложил назвать эту функцию «бизнес-барометром»: чаты студентов показывают, куда перетекает спрос, что привлекает их внимание.
По мнению Алексея Толстикова, студенты могут изменить направление развития образовательного продукта: в образовательных сообществах зарождаются важные идеи, которые разработчики изначально не закладывали в продукт просто потому, что не догадались о них.
Ресурс для привлечения клиентов
В сообществе, сложившемся вокруг одного образовательного продукта, можно найти перспективных студентов и для других проектов. Такой пример с олимпиадными школами, созданными под эгидой МФТИ, привёл Алексей Малеев. У школ никогда не было цели, чтобы все их участники потом поступили в МФТИ. Но со временем вокруг проекта сложилось сообщество, из которого в вуз теперь приходят не только абитуриенты, но и магистры и аспиранты.
В коммерческих образовательных продуктах сообщества тоже работают на привлечение клиентов, считает Вадим Михалёв. Люди, которые пока не доверяют онлайн-университету и его подходам, могут изменить своё мнение, когда видят активное сообщество, где живые люди обсуждают собственные проекты.
Фабрика амбассадоров
Сообщества помогают создателям курсов распространять информацию о возможностях онлайн-обучения в целом и рекламировать конкретные продукты, подчеркнула в дискуссии Елизавета Анистратенко.
Причём лучшими амбассадорами становятся, с её точки зрения, изначально не самые лояльные студенты. Если в процессе обучения у человека были претензии к курсу или его организации и к его мнению прислушались, исправили ошибки и улучшили курс, то бывший студент будет готов рассказывать об этом как о позитивном опыте и даже противостоять в Сети авторам отрицательных отзывов на курс.
Инструмент поддержки студентов
Несколько участников дискуссии отметили, что в онлайн-среде сложнее не только учиться, но и формировать образовательные сообщества. И именно поэтому, считает Елизавета Анистратенко, онлайн-объединения студентов нужны каждой программе — даже той, на которой всего несколько десятков человек. Учась онлайн, легко почувствовать себя в изоляции. Сообщество же даёт опору, показывает, что на непростом образовательном пути ты не один.
У этой функции сообществ есть вполне измеримые метрики. По словам Елизаветы, поддержка сообщества помогает студентам проходить курс до конца.
Вадим Михалёв привёл другой пример метрики — процент вопросов, на которые студенты получили ответ в чате курса от своих же одногруппников. Если образовательное сообщество развивается, то оно действует самостоятельно и организаторам даже не особо нужно подключаться. Если и поделиться эмоциями, и получить конкретный ответ на проблему можно в сообществе — это верный признак того, что оно работает.
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    