Образование
#былое

5 интересных фактов об учёбе Туве Янссон

Бунтарство и страсть к новым знаниям — у создательницы муми-троллей было немало приключений в мире образования.

Изображение: Wikimedia Commons / Eugene / Unsplash / Pngegg / Annie для Skillbox Media

Для нас Туве Янссон — писательница, придумавшая волшебный мир Муми-дола и его обитателей. Однако сама она считала себя прежде всего художницей. Янссон изучала живопись и иллюстрацию в нескольких заведениях в разных городах Европы, и далеко не всегда эта учёба проходила гладко. Рассказываем, что известно про её образование.

Туве ненавидела школу и не окончила её

Янссон училась в самой большой школе в Хельсинки и никогда не вспоминала о ней ничего хорошего. «Лучшее, что может быть, — это свобода»,  писала она, а школа ассоциировалась у неё с тюрьмой. Неслучайно в Муми-доле нет школ — в этом идеальном мире Янссон все живут исключительно беззаботно и занимаются творчеством.

Больше всего Туве не любила математику. Настолько, что мать добилась освобождения дочери от этого предмета. Туве рисовала с раннего детства, и, видимо, сразу было ясно, что она пойдёт по стопам родителей (её мать иллюстрировала книги, а отец был скульптором). Но вот беда уроки изобразительного искусства девочке тоже не нравились! Своенравную Туве сводило с ума то, что от учеников требовалось тщательно перерисовывать различные сюжеты в аккуратные альбомы. Её фрустрация и энергия находили выход в скетчах и шаржах, которые она непрерывно рисовала, изображая в том числе учителей.

Она повторяла, что «школа — это плохое место и что она забыла большую часть проведённого там времени, в том числе забыла и причину своего страха, — писала Туула Карьялайнен, автор одной из биографий Туве Янссон, — даже взрослой она нервничала во время интервью, поскольку ситуация слишком напоминала урок, во время которого приходится отвечать на вопросы придирчивого учителя».

Рисунки Туве пользовались популярностью, она даже стала делать собственный журнал и продавать его одноклассникам. Кроме того, она любила рассказывать истории и всегда получала высшие баллы за сочинения. Но ничто не могло примирить её со школой, и в конце концов семья приняла это.

«Когда мне было пятнадцать, ко всеобщему облегчению меня забрали из школы, чтобы я могла стать художницей, — вспоминала Туве в своём кратком жизнеописании, — это пробудило меня к жизни, и мне снова стало интересно учиться».

Лучшим временем в своей жизни считала годы учёбы в колледже

Не теряя времени после ухода из школы, в том же 1930 году Туве поступила в Стокгольмский колледж прикладных искусств на трёхгодичный курс по специальности «Иллюстрация книг и рисунок в рекламе». Мать Туве принадлежала к старинному шведскому роду, и в семье говорили по-шведски (отец был финном). Поэтому решение получить художественное образование в Стокгольме было естественным.

В дальнейшем Туве не раз повторяла, что это было её лучшее время. Однако если почитать её переписку с родителями, становится очевидно, что и сложностей в те дни хватало. Янссоны жили тогда достаточно тяжело, и Туве пришлось поселиться в доме своего стокгольмского дяди.

Туве Янссон в октябре 1962-го
Фото: Finna Fi

Помимо финансовых проблем, студенческую жизнь также омрачала тоска по семье. Туве начинала свои письма домой с фраз «любимые мама и папа», «любимые все» и подробно рассказывала про свои будни и быт: как обустроена её комната, что она подарила дяде с тётей на Рождество и так далее, обсуждала денежные трудности, а также мечтала, чем они с родителями займутся, когда встретятся. А вот колледжу в сохранившихся письмах той поры посвящено довольно мало — Туве лишь упоминала, что учёбы много, всё время что-то происходит, и это постоянная «гонка». По словам биографов Янссон, в те годы её мучило противоречие между желанием учиться и идеей зарабатывать деньги, чтобы помочь семье.

​​«Весной 1931 года Туве не пришлось делать выбор между учёбой и работой, — пишет Боэль Вестин, — однако беспокойство, которое она выражала в те дни в своих письмах и дневниках, входит в некоторое противоречие с тем образом беззаботного детства и юности, который она рисовала в более поздние годы. „Я должна стать художницей ради семьи“, — записывает она в свой первый год в Стокгольме. Она всегда была верна этой клятве. Необходимость работать и семья. В этой точке зародилась истинная энергия Туве Янссон — работа и любовь прежде всего».

Итак, годы учёбы в Стокгольме стали неким фундаментом всей будущей творческой деятельности Туве. И впоследствии, вероятно, казались ей такими счастливыми, потому что были наполнены душевным единением с семьёй и обретением смысла.

Ушла из художественной школы в знак протеста, но потом вернулась

Окончив учёбу в Стокгольме, Туве поспешила домой, в Финляндию и в том же 1933 году поступила там в ещё одну художественную школу. Эта школа была частью Финского общества искусств и располагалась прямо в главном финском художественном музее — Атенеуме помпезном классицистском здании, где хранится большое собрание национальной живописи и скульптуры. Директором школы был консервативный художник Ууно Аланко, не интересовавшийся новаторским искусством. И, конечно, Туве была бы не Туве, если бы не начала бунтовать. Про Аланко она говорила так: «Он вечно подсовывал нам сюжеты из Калевалы, которую считал Библией художника. Большего, по его мнению, не требовалось».

В марте 1934-го, то есть не проучившись и одного учебного года, Туве ушла из школы. В конце сентября она решила восстановиться, на этот раз протянула чуть больше и бросила заведение через год и три месяца в декабре 1935-го. Впрочем, она была не одна такая сражаясь с устаревшей системой, школу покинуло сразу несколько учеников. Молодые финские художники тех лет отчаянно желали произвести революцию в живописи — они настаивали на более широком понимании искусства, интернациональности и свободе высказывания.

Фото: Finna Fi

Всё это было очень близко Туве — она выделялась уже тем, что была молодой женщиной, желавшей заниматься творчеством и ни от кого не зависеть. Однако позднее Янссон смотрела на то своё бунтарство не без иронии.

«Арт-колледжи, где бы они ни находились, по прошествии времени кажутся довольно одинаковыми, — писала она, — но на самом деле совершенно одинаково вели себя мы, студенты. Сначала мы повторяли за нашим учителем, вне зависимости от того, рисовал ли он кистью или ножом для палитры, а потом внезапно восставали против него и бросали колледж в середине семестра, превращали съёмное жильё в богемную студию (что может быть проще!), беззаботно меняли стили и любовников, в суматохе бросали свои дома один за другим — да, это было славное время!»

Хотя природное бунтарство Туве неоднократно побуждало её бросать учебные заведения, эта черта сочеталась с не менее истовым и естественным её желанием учиться как можно больше. В случае со школой при Атенеуме победило желание всё-таки довести начатое до конца. В сентябре 1936 года Туве снова вернулась к занятиям и завершила образовательный процесс.

Посвятила рассказ дню окончания учёбы

15 мая 1937 года Туве записала в своём дневнике: «Атенеум окончен». Такая простая, как будто даже будничная фраза, но за ней — годы усилий и преодоления противоречий. Окончание этого колледжа было столь важным событием, что этому дню Туве посвятила отдельный рассказ — зарисовку о художниках, которые празднуют свой выпускной, об энергии юности и больших надеждах.

«Это произошло в мае, в ясный холодный день, облака плыли по небу как большие паруса во время шторма. Но в классе рисования в Атенеуме было жарко, там стоял Аланко и держал прощальную речь перед всеми нами. Он говорил так медленно, как будто с каждого слова нужно было сначала стряхнуть пыль, прежде чем им пользоваться, а мы все были нарядные и смотрели куда-то вдаль».

Источник: Туве Янссон, «День окончания художественной школы»

По сюжету рассказа, как только бывших студентов отпустили на волю, они бросились по лестнице с криком, прибежали в любимое кафе, сдвинули столы и принялись праздновать. Они пели сентиментальные песни, выпивали с натурщицами, веселили официанток и танцевали. Затем всей ватагой поехали на пароходе на остров Свеаборг, а вернувшись, продолжили банкет. Для них начиналась новая, настоящая жизнь: в том же году Туве Янссон вступила в гильдию художников, начала серьёзно выставляться. Однако история её образования на этом не закончилась.

Училась там же, где её родители (хотя не всегда)

Было бы странно, если бы такая энергичная особа, как Туве Янссон, не отправилась однажды в Мекку всех людей искусства той поры — Париж. Впервые она побывала там ещё в 1934 году: ходила в Лувр, делала зарисовки на Монмартре, влюбилась в импрессионистов — всё как полагается.

Фото: Finna Fi

Но вторая её поездка во Францию стала особенной — в 1938 году Туве была уже состоявшейся профессиональной художницей, зарабатывавшей творчеством. Она получила стипендию на поездку, кроме того, гонорары за иллюстрации позволяли платить за всё самой.

Туве поехала в Академию де ла Гранд Шомьер, где когда-то учились Сигне Хаммарштен и Виктор Янссон — её родители. Там они познакомились и влюбились друг в друга.

Стокгольмский колледж, где Туве до этого училась, в молодости тоже окончила её мать, а хельсинкскую школу Атенеум — отец.

Отношения внутри этой семьи были уникальными. Мать Туве выступала заочным гидом прогулок дочери, давая рекомендации, куда сходить, и «следуя за ней по пятам» в переписке. А отец приехал к Туве в гости — он тоже получил художественный грант на поездку, так что в Париже они встретились уже не только как отец и дочь, но и как художник с художником.

Боэль Вестин считает, что эта поездка стала важным этапом в обретении Туве эмоциональной и творческой независимости от семьи, с которой она была так крепко связана. Туве как будто прошлась по всем вехам пути своих родителей и смогла отделиться от них, внутренне освободиться от давления их успеха и авторитета. Возможно, в том числе и по этой причине Туве покинула академию Гранд Шомьер, которая казалась ей слишком шумной и суетливой. Она сообщила родителям, что нашла более подходящую ей студию швейцарца Адриана Холи.

«Сегодня с половины девятого до половины двенадцатого я впервые рисовала у Холи, на улице Брока, мне там нравится, что новичков, которые чрезвычайно интересуются позой модели и вечно ссорятся из-за отрезков цветной ткани, зеркал и удачного освещения, не слишком много. Студия находится в красивом внутреннем дворике, к которой ведёт крутая винтовая лестница голубого цвета. Здесь не нужно беспокоиться о том, что кто-то стащит все твои вещи, как только ты отвернёшься, как это было в Гранд Шомьер. Такая атмосфера больше подходит для моей работы».

Источник: Tove Jansson, Letters from Tove (Туве Янссон, «Письма Туве»)

Дальше больше — Туве выдержала экзамены в Школу изящных искусств на улице Бонапарта — одну из самых престижных французских художественных школ. Здесь не учились её родители, зато здесь учились многие знаменитости, в частности кумир Туве — Анри Матисс. Но там Туве снова не вынесла консерватизма системы и покинула знаменитую школу через пару недель после начала учёбы! В результате художница вернулась в тихую и спокойную студию Холи, провела в Париже конец зимы и всю весну, а в июне отправилась на северо-запад Франции — в Бретань. Там она путешествовала из деревни в деревню, много рисовала и, судя по записям в её дневнике, была очень счастлива. А о том, когда и как Туве придумала обитателей своего будущего Муми-дола, можно узнать в этой статье.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована