Образование
#статьи

4 вида заметок, которые помогают запомнить новую информацию

Это не просто конспекты в процессе лекции, а краткие записи, которые вдумчиво делаются уже после — чтобы повторить материал и уложить его в голове.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Доказано, что лучшему запоминанию новой информации способствует практика извлечения — это когда вы повторяете новый материал, не просто перечитывая или переслушивая его, а стараетесь его припомнить самостоятельно (с подсказками или без), то есть как бы извлекаете из памяти.

Старший директор по академической успеваемости и успеху студентов Медицинской школы Университета Индианы Алтея Нид Каминске в своей колонке для блога The Learning Scientist поделилась тем, как делать структурированные заметки с этой целью. Советы эксперт даёт по большей части студентам-медикам, однако они будут полезны всем — и тем, кто учится (не только медицине, а чему угодно), и тем, кто учит. Преподаватели вполне могут давать ученикам простые домашние задания на составление тех или иных заметок по каждой изученной теме.

Формат


Карточки

Карточки могут быть обычными листами бумаги или картона, на которых с одной стороны написано условное название, а с другой — относящаяся к нему информация. К примеру, на одной стороне термин, а на обратной — его определение. Конечно, можно создать их и в электронном виде — есть специальные сервисы, которые позволяют легко, быстро и даже автоматически представлять нужную информацию в карточках (например, Quizlet и Wordwall на русском языке, Brainscape на английском языке). Однако свежее исследование показало, что создавать свои карточки полезнее для запоминания, чем пользоваться готовыми.

Максимальную пользу они принесут при заучивании определений, списков, специальных терминов, слов:

  • с их помощью легко организовать практику извлечения, просто перебирая карточки и, глядя на записанный на одной стороне термин, вспоминать его определение и наоборот;
  • они позволят легко проверить, насколько хорошо вы уже запомнили материал.

Главное, отмечает автор статьи, — сделать собственные карточки, а не брать уже готовые. Во-первых, так они точно будут отвечать конкретным целям, а во-вторых — в процессе составления нужно будет выбирать из основного массива информации самое важное, что тоже способствует учёбе.

Алтея также даёт ряд рекомендаций о том, как правильно пользоваться таким форматом, чтобы запомнить максимум:

  • Растягивайте интервалы между проверкой и повторением. Например, через два дня, через неделю, через две недели.
  • После того как вы прошли «‎первый раунд‎», то есть перебрали все карточки, отложите в сторону стопку тех, информацию с которых вы уже хорошо помните. Остальные перетасуйте — и снова попробуйте свои силы с ними. Повторяйте до тех пор, пока не останется карточек с невыученным. Потом снова перемешайте всю колоду и повторите процесс.

Формат


Интеллект-карты или блок-схемы

Блок-схемы показывают определённую последовательность, процесс или связи между элементами информации. Выглядят они как блоки, соединённые между собой стрелками. Необязательно рисовать их от руки на бумаге, есть множество онлайн-сервисов, в том числе бесплатных, в которых достаточно просто составить интеллект-карту или блок-схему по шаблонам.

Составление блок-схем полезно тем, что требует от создателя систематизации новой информации. Эксперимент, проведённый исследователями Университета Пердью, показал, что когда студенты тренируются, самостоятельно рисуя блок-схему по памяти, они вспоминают гораздо больше, чем когда просто внимательно изучают новую информацию.

Пример блок-схемы по теме «Строение нейрона». На ней обозначены основные элементы нейрона в соответствии с его структурой
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media 

С помощью подготовленных блок-схем тоже можно контролировать, насколько вы запомнили новый материал, и применять практику извлечения: достаточно закрыть один этап, чтобы его не было видно, и постараться воспроизвести его в памяти.

Формат


Схематичные зарисовки с пояснениями

В данном случае под схемой имеется в виду рисунок с подписями — как, например, часто бывает в учебниках биологии или анатомии.

Преимущество таких схем-картинок в двойном кодировании. Здесь стоит сделать небольшое пояснение: согласно теории двойного кодирования, информация лучше понимается и запоминается, если она одновременно выражена вербально (в словах) и образно (картинкой).

Пример схематичной зарисовки: схема строения митохондрии
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Стоит ли рисовать такие схемы? Автор статьи считает, что да — если они достаточно простые и не требуют особенных усилий. Художественная детализация не требуется, главное, чтобы можно было подписать нужные элементы. Для практики извлечения тоже достаточно закрыть на готовой картинке какую-то подпись и попробовать её вспомнить. А если рисунок несложный, то хорошо бы и перерисовать его по памяти.

Формат


Таблицы

Ещё один хороший способ структурировать большие объёмы информации — собирать их в таблицы. Как и в случае с блок-схемами, такая организация материала помогает его осмыслить и запомнить в процессе составления.

Ещё три совета

Автор статьи рекомендует использовать разные форматы и комбинировать их. Карточки можно сложить в блок-схемы, а внутри таблицы расположить и мини-схемы — главное, понять, какая информация первостепенна для понимания и запоминания и как верно подойти к её структурированию.

И, конечно, чтобы был толк, прибегать к этим способам нужно регулярно, с паузами и перерывами, а не разово, ночью накануне экзамена.

И ещё один совет — стоит отмечать свой прогресс. Это поможет понять, что ещё стоит активнее отработать для запоминания (то есть повторять чаще), а что уже хорошо выучено.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована