Образование
#Руководства

Прямо как в кино: 4 сценарные фишки, которые пригодятся методистам онлайн-курсов

Курс или занятие можно превратить в блокбастер, если знать несколько приёмов сторителлинга. Рассказываем, как это сделать.

marienalien / Shutterstock / Polina Vari для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Валентина Бровко

  • руководитель образовательных программ киношколы «Индустрия» имени С. Ф. Бондарчука;
  • карьерный консультант;
  • работала в компаниях Skyeng и Tele2;
  • преподаватель «Центра подготовки руководителей и команд к цифровой трансформации» РАНХиГС;
  • разработала семь годовых проектов по обучению внутренних специалистов компаний и более 30 корпоративных образовательных продуктов.

Статья подготовлена на основе воркшопа LXD hero «Гай Ричи vs методист: как писать сценарии, чтобы все ждали курса как нового сезона».

Образовательный продукт вполне может стать почти сериалом или фильмом, и построить его можно по таким же принципам. Сценарные приёмы, которые делают кино запоминающимся, заставляют нас досмотреть его до конца и, возможно, даже пересматривать заново, работают и в обучении. Но методисты часто обходят стороной самые известные сценарные манёвры, а зря.

«Киношный» подход позволяет:

  • постепенно развить навыки студентов;
  • дать им максимум удовлетворения от прохождения обучения;
  • покреативить и получить кайф от создания крутого, необычного продукта.

Почему кино побеждает курсы: линейность vs трёхактная структура

Типичная проблема образовательных продуктов, в которых используется сторителлинг, заключается в линейности сюжета.

Представим себе стандартный курс по пожарной безопасности, который методист захотел сделать интереснее. Вот методист придумал героя, которому предстоит научиться тушить пожар, оповещать о нём и спасать жизни. Герой сталкивается с рядом сложностей: возникло возгорание, и нужно выяснить, где в офисе тревожные кнопки, потом изучить, как работает огнетушитель, и вывести коллег из здания. Герой проделывает этот набор действий, и обучение заканчивается: и он, и студент-зритель просто перемещаются по событиям — здесь нет ни конфликта, ни антагониста, ни напряжения, а именно эти элементы составляют основу увлекательного сценария.

Задать курсу определённую тематику (например, «супергерои») и нашпиговать его геймификацией, ролевыми играми, когда учащиеся превращаются в путешественников, тайные общества или просто сотрудников другой компании, которые решают какие-то кейсы, — ещё не значит сделать курс увлекательным. Если же «докрутить» эти тематические идеи сценарными приёмами, то курс или занятие станут куда интереснее и драматичнее.

Кадр: фильм «Назад в будущее»

Поможет в этом трёхактная структура сценария, на которую мы можем переложить любой фильм. Разберём, как она устроена, на примере фильма «Назад в будущее» (жирным шрифтом в скобках обозначены сценарные элементы и приёмы):

Акт первый — экспозиция

Мы знакомимся с миром героя, узнаём его — что ему интересно, чем он живёт, с чем он сталкивается в своей обычной жизни. Тут же происходит какое-то событие, начинающее саму историю. Например, герой находит машину времени (побуждающее действие), но одновременно с ним её находят какие-то преступники, происходит погоня, и герою приходится сбежать в прошлое (кульминация первого акта).

Акт второй — борьба

Герой проходит через ряд препятствий: он хочет вернуться обратно, но постоянно сталкивается с какими-то обстоятельствами, которые мешают ему осуществить задуманное. Кроме того, он нарушил ход истории, случайно встретившись со своими родителями (большой поворот) и теперь должен вернуть его в обычное русло, чтобы не исчезнуть в настоящем… Герою придётся познакомить своих будущих родителей и заставить их влюбиться друг в друга. Он уже очень близок к этому, но неожиданно вмешивается антагонист и резко нарушает его планы (катастрофа), совсем скоро герой исчезнет, потому что заветного момента — поцелуя его родителей — не происходит. Будущий отец героя даёт отпор антагонисту, помогает герою… И вот, наконец, должен случиться поцелуй, но что-то мешает (кризис). Ура! Поцелуй всё же происходит, герою удаётся восстановить историю, совсем скоро ему предстоит вернуться домой (новая надежда).

Акт третий — развязка

Машина времени вроде бы готова, но что-то не срабатывает, и герой рискует навсегда застрять в прошлом. В последний момент его другу удаётся всё же исправить нужный механизм — и вот герой возвращается в своё обычное время (кульминация третьего акта). Сначала кажется, что всё в порядке, но потом становится ясно, что мир изменился до неузнаваемости (развязка). Неожиданно появляется друг героя и просит отправиться в будущее, чтобы предотвратить катастрофу (клиффхэнгер).

Конечно, это не значит, что из каждого образовательного курса нужно делать блокбастер, но о главных якорях увлекательного сценария хорошо бы помнить:

  • герой сталкивается всё с новыми препятствиями, и каждое новое сложнее предыдущего — как и развитие навыка учащегося часто происходит за счёт повышения сложности задач;
  • несколько кульминационных моментов делают историю увлекательной — в сценарии образовательного продукта они должны быть одновременно и вовлекающими элементами, и ключевыми точками обучения. Если в курс добавить постоянную интригу, то она будет держать студентов в напряжении, вызывая желание продолжать обучение;
  • развязка — самое значимое, эмоциональное событие — приводит к удовлетворению от истории, а в обучении удовольствие от пройденного не менее важно.

Но стоит подчеркнуть, что знание структуры сценария и следование ей не заменяет способности к творчеству. Методисту всё равно придётся придумывать идеи, быть креативным, а не ориентироваться на сухой стандартный план.

Попробуем переложить первый пример с курсом пожарной безопасности на новую канву. Пусть героем истории станет скромный менеджер по охране труда.

Допустим, он недавно заступил на должность, получил свой кабинет. Вдруг рядом с героем взрывается розетка! Благодаря полученной теории он её, конечно, чинит. Вроде бы всё хорошо, но в кабинете отключается электричество. Герой справился и с этой задачей. Только он закончил, как свет отключается во всём здании. Мало того — начинается пожар! Коллеги в панике, огонь распространяется. Но герой уже уверен в себе (недаром он изучал теорию и кучу всего успел узнать, пока чинил розетки!). Он знает, где тревожные кнопки и аварийные выходы, может с лёгкостью орудовать огнетушителем и вывести коллег по тёмным коридорам на крышу, откуда их забирает вертолёт МЧС. Ну а в конце, конечно, приходит комиссия по пожарной безопасности…

Как использовать фишки сценаристов в образовательных продуктах

Всегда повышайте ставки

В рамках сценарной канвы события идут по нарастающей — герой сталкивается сначала с какой-то довольно простой проблемой, но чем дальше, тем серьёзнее она становится. Именно за это мы любим не только фильмы, но и сериалы. Особенно показательны, например, бразильские или турецкие: там с каждой серией ситуации становятся всё хуже и хуже.

Кадр: сериал «Постучись в мою дверь»

Возьмём довольно известный сериал «Постучись в мою дверь». По сюжету главной героине приходится долго играть роль невесты главного героя, не будучи ею на самом деле. В какой-то момент правда раскрывается, но герои уже полюбили друг друга… И тут герой бросает возлюбленную, потому что его семья виновата в смерти её родителей. Затем происходит воссоединение, герои мирятся, снова всё хорошо… Но герой попадает в авиакатастрофу и пропадает на несколько месяцев. Оказывается, что он потерял память, и вот вдруг он вновь появляется в своём городе, и возлюбленная видит, как он идёт под ручку со своей бывшей. Зрители ждут, когда же герои наконец будут вместе, бесконечная интрига не даёт оторваться от экрана — и с каждым новым сюжетным поворотом ставки всё выше.

Как это использовать в обучении:

  • постоянное нарастание конфликта, который привязан к реальным задачам студента, позволяет показать их важность и нужность — невозможно двигаться дальше без определённого навыка, знаний, да и просто внутреннего роста;
  • повышение ставок тоже помогает учиться постепенно — переходить от простого к сложному и в итоге овладеть нужным навыком;
  • интрига и повышение ставок позволяет вовлечь в саму историю, в процесс обучения, ведь чем больше однотипности, тем быстрее теряется интерес.

Вызывайте сильные эмоции

В каждом фильме есть несколько самых сильных сцен, которые западают в душу зрителю — и они точно запоминаются. Когда ставки повышаются, случаются события, которые бьют по нервам. Причём происходят они «здесь и сейчас», заставляют героя искать выход, бросают вызов его характеру и возбуждают сильные эмоции у аудитории. Это те моменты, которые заставляют нас ужасаться, плакать, восхищаться чьей-то храбростью — в этот момент мы ассоциируем себя с героем, сопереживаем ему и становимся частью киноистории.

Каждая такая сцена должна быть впечатляющей, проходные моменты просто не сработают.

При этом каждая новая ситуация должна быть сильнее предыдущей. В качестве аналогии можно привести… секс. Представьте какую-то романтическую ситуацию: герои целуются, потом раздеваются — и вдруг на пороге появляется мама кого-то из них. Накал страстей обрывается, невозможно начать с той же точки, на которой герои остановились, — придётся заново воссоздавать ситуацию. Так же это работает и в сценариях.

Как это использовать в обучении: попробуйте «зашивать» ключевую информацию в эмоциональные сцены. Как и в фильмах, для курса будет достаточно двух-трёх таких сильных моментов, хотя, конечно, всё зависит от длительности как кино, так и курса. Чем больше что-то зацепило аудиторию, тем лучше она запомнила материал. При этом каждая последующая сильная сцена должна быть ярче предыдущей.

Эмоции у студентов могут вызвать:

  • Болевые точки: кейсы, ситуации, которые с ними происходят. Например, в рамках корпоративного курса можно использовать триггерные фразы — типичные выражения или шутки среди коллег, стандартные высказывания клиентов или партнёров. Знакомая эмоциональная ситуация обязательно вызовет отклик. Конечно, отдельно придётся подумать и об этической составляющей: триггерные фразы не должны никого оскорбить.
  • Большие события, когда на кону стоит максимум (например, жизнь героев), а время идёт на минуты.
  • Характеристики героя, то есть то, что вызывает эмпатию у аудитории. Это может быть его поведение в конкретной ситуации, а может быть, например, искромётный юмор.

Чтобы проверить, точно ли событие цепляет аудиторию, можно использовать фокус-группу: как минимум пересказать придуманную историю заказчику, коллегам, друзьям и узнать, что их задело, рассмешило, напугало, да и просто запомнилось им больше всего.

Ведите героя к изменениям

Был известным ловеласом, а стал душкой и преданным мужем, была простой горничной, а стала королевой, был скромным парнем, а стал супергероем — стандартная киноистория. Герой или героиня всегда меняются, проходят свой путь. Для этого у них есть:

  • характер, осознанные и неосознанные желания;
  • набор качеств, которые помогут добиться желаемого;
  • один шанс на исполнение желания;
  • конфликт — то, что стоит на пути к цели.

«Правильный» конфликт проходит через всю сюжетную линию, и у героя должна быть мотивация разрешить его. Конфликт может быть:

  • внутренним — когда герой борется с самим собой, то есть со своими демонами, вредными привычками, недостатками;
  • внешним — когда герою приходится сопротивляться каким-то обстоятельствам, а может быть, и сражаться с антигероем.
Кадр: фильм «Человек-паук — 2»

Как это использовать в обучении: через образ героя мы показываем путь самого учащегося. Поэтому в разработке нужно ориентироваться на целевую аудиторию, её боли, желания и мотивы.

Главное, чтобы герою можно было сопереживать — именно для этого нужен конфликт и антагонист, которых мы заявляем в самом начале истории. Им может выступать не только какой-то злодей, но и, например, силы природы или какие-то обстоятельства, форс-мажор. Допустим, в сценарии учебного курса продакт-менеджмента герой делает какой-то продукт, который никак у него не получается — показатели продажи низкие. Эти показатели и будут антагонистом, которого нужно победить. В учебном курсе по софт-скиллам герой учится делегировать или соблюдать дедлайны — соответственно, он борется со своими слабостями.

Герой, конечно, придуманный персонаж, но его конфликт должен отражать внутреннюю мотивацию участников курса. Главное, чтобы в результате он менялся, овладевая новыми навыками, и преуспевал. Героем в курсе может выступать и сам учащийся.

Как создать и «оживить» героя? Простой совет: наблюдайте, прислушивайтесь и присматривайтесь, где бы вы ни были — на улице, в магазине, в метро и так далее. Обращайте внимание на поведение реальных людей в разных ситуациях. Наблюдение поможет добавлять классных деталей в характеры героев, диалоги и придумать их мотивацию.

Не забывайте о важности яркого финала (в том числе открытого)

Концовка — ключевой момент в любом сценарии. Но методисты, в отличие от сценаристов, редко задумываются, как сделать её классной. У «правильной» концовки есть два ключевых критерия:

  • Значимость. Ближе к концу любого хорошего фильма происходит кульминация, то есть яркий, серьёзный кризис — конец света, накал страстей, самая трудная задача, время идёт на минуты!
  • Скорость. После кульминации остаётся совсем немного времени, чтобы показать, как изменился герой или его действительность, — иначе концовка затягивается, смазывается, и зрителю уже тяжело удерживать внимание.

Не стоит пренебрегать и открытой концовкой, так называемым клиффхэнгером — когда история завершается на самом интересном месте. Это то, что заставляет нас включить новую серию или купить билет в кино на новую часть киносаги. Тот же мотив заставит студента включить следующую часть курса.

Как это использовать в обучении:

  • Курс или занятие должны завершиться самым трудным заданием. Зритель получает удовлетворение от завершения истории, а студент — от обучения. Испытания пройдены, победа одержана, навык получен.
  • После такой кульминации не стоит продолжать долго подводить итоги и расписывать выводы, а тем более давать студентам какие-то дополнительные задачки попроще. Вовлечённости и удовлетворения от процесса уже не будет. Помним, что события должны идти по нарастающей, а не наоборот.
  • В образовательных продуктах тоже отлично срабатывают клиффхэнгеры — даже обучающая история может оборваться на самом интересном месте, зацепить студента и заставить его нажать на заветную кнопку «Смотреть следующий модуль».

Чем сюжет курса или занятия будет отличаться от кино

Структура сценария, по которой строится популярное кино, подойдёт не для всех образовательных продуктов. Лучше всего она работает в информационных курсах, когда в большую историю можно удачно зашить теорию. В практических курсах она тоже может сработать, главное, чтобы все сюжетные повороты и сложности были непосредственно связаны с задачами, которые стоят перед обучающимися.

Наибольшие трудности возникнут с долгосрочными курсами, длящимися несколько месяцев или даже лет: здесь интересная история, придуманная методистами, рискует превратиться в «Санта-Барбару». Но если попробовать очень хочется, то можно использовать сторителлинг в отдельных блоках или растянуть историю, привязывая сюжетные повороты к каким-то крупным событиям обучения — вроде подведения промежуточных результатов.

Кадр: фильм «Главный герой»

А вот на творческих курсах, где участникам и самим приходится постоянно креативить, сторителлинг будет лишним. Единственный выход из ситуации — проверять свои гипотезы с фокус-группой.

У сценариев в обучающих курсах есть ещё ряд отличий от киносценариев:

  • Ориентация на целевую аудиторию и заказчика. История, а также зашитые в неё теория и практика должны быть приближены к опыту и реальности тех, для кого мы делаем курс. Тут имеют значение и задачи обучения, и возраст учащихся, их увлечения, а также пожелания заказчика курса (им может быть, например, работодатель, который просит разработать обучение для своих сотрудников). Это же относится и к герою — топ-менеджеры не будут ассоциировать себя с Винни-Пухом, волшебные замки и истории принцесс тоже будут максимально далеки от будней офисных работников.
  • Ограниченное количество сюжетных линий и героев. В кино и тех, и других может быть несколько, а вот на курсах — одна, максимум две сюжетных линии, и герой также должен быть один. Все второстепенные линии и персонажи нужны только для того, чтобы помогать развивать конфликт героя. Их истории, мотивации и собственные проблемы будут отвлекать от процесса, а не помогать ему.
  • Значительно меньшая детализация. Лучше сокращать структуру, убирать лишние детали — всё, без чего история может двигаться дальше.

Как это может выглядеть на практике

Кейс Go Practice

Go Practice — симулятор работы в продуктовой компании. Это пример онлайн-курса со сторителлинговым, почти киношным фреймом. Студент тут по сценарию в начале курса выступает в качестве продуктового аналитика и в итоге должен дорасти до директора по продуктам IT-компании, пройти через серию тех же испытаний, с которыми можно встретиться на таком карьерном пути в реальности.

Симулятор представляет хорошо прописанный мир с реалистичными, максимально близкими к жизненному опыту ситуациями, второстепенными персонажами, качественными диалогами. Задачи в рамках истории постепенно усложняются, события нарастают, а на пути героя-студента ждут неожиданные сюжетные повороты. Например, он делает какой-то продукт, и вдруг оказывается, что этот продукт вообще никому не нужен. Герой ищет выход, ищет целевую аудиторию для своего продукта, а когда проблема решена — идёт следующая серия задач: выясняется, что продукт не работает.

Правда, есть тут, на мой взгляд, и один недостаток — концовка. Когда решена самая глобальная, значительная проблема, за ней следует ещё несколько заданий, которые уже не воспринимаются с точки зрения студентов так серьёзно, как ключевая, которая уже закончилась.

Кейс «Школа на грани фола»

«Школа на грани фола» — курс-симулятор для экспертов, продюсеров и маркетологов. По сюжету студент, он же главный герой, в качестве маркетолога присоединяется к команде молодой онлайн-школы за десять дней до старта курса. Ему предстоит пройти такой же карьерный путь, как и в Go Practice, то есть с нуля и до значительного месячного оборота.

Курс разделён на 14 эпизодов как полноценный сериал. История начинается с критического момента («Бюджет уже на исходе, продажи не идут, а эксперт на грани нервного срыва. Всё как в жизни»), и участник курса сталкивается со всё более сложными задачами — от расчёта рекламных бюджетов и оценки качества продукта до ситуации, когда за день до запуска «план продаж на грани срыва».

Где узнать о сценарных приёмах подробнее

Есть несколько хороших книг, которые позволят поближе познакомиться с драматургией:

  • Роберт Макки, «История на миллион долларов». Макки — знаменитый сценарист и тренер по сторителлингу. Среди его выпускников десятки лауреатов премий «Оскар» и «Эмми», в том числе креативный директор Pixar Джон Лассетер и режиссёр Питер Джексон. Его учебник по сценарному мастерству издали больше 20 лет назад, но он до сих пор актуален и используется в крупнейших киношколах мира, в том числе в Гарварде и Йеле.
  • Линда Сегер, «Как сделать хороший сценарий великим». Сегер — консультант по созданию сценариев, за её плечами больше сорока лет работы с легендарными киностудиями и телеканалами. Она подробно разбирает весь процесс создания сценария и даёт множество полезных приёмов, которые позволят сделать его захватывающим и интересным.
  • Джон Труби, «Анатомия истории». Труби — американский режиссёр, сценарист и киноконсультант с огромным опытом. С этой книгой можно научиться делать настоящий блокбастер, а сценарии он раскладывает как конструктор, который можно собрать из множества разрозненных деталей.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована