Образование
#Руководства

4 способа оценить знания на онлайн-курсе без проверяющих преподавателей

Трудно представить обучение без обратной связи, но как быть, если нет возможности вручную проверить сотни студенческих работ?

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Обучение без оценивания похоже на автомобильное путешествие без навигатора: без помощи привычные дороги и развязки становятся лабиринтом, а учебный материал превращается в трудно контролируемый поток информации.

С синхронными и «живыми» курсами всё понятно: там преподаватели могут дать и общую, и индивидуальную обратную связь (порой и мгновенную). С асинхронными онлайн-курсами сложнее, если школа не может нанять целый штат проверяющих преподавателей. Но на курсе без оценивания студенты будут отсеиваться, когда не увидят прогресса в освоении знаний и не ощутят позитивных эмоций от этого прогресса.

Опишу четыре способа оценивания, для которых не нужно проверяющих. Каждый из этих способов отражает определённый уровень овладения знаниями по таксономии Блума — от элементарного до наивысшего. Все описанные задания потенциально можно сделать с помощью чат-ботов и ИИ-инструментов, что значительно сокращает время и силы на разработку.

Таксономия Блума 2001 года
Инфографика: Евгений Рыбкин / Skillbox

Способ 1


Тестовые задания

Самый привычный и понятный способ обратной связи — тестирование. По таксономии Блума оно позволяет оценить нижние уровни, то есть запоминание и понимание. Однако так студент не только оценит, хорошо ли выучил термины, — регулярные проверки помогут порефлексировать и спланировать дальнейшее обучение.

В разработке учебных тестов важно комбинировать разные виды тестовых заданий: например, предусмотреть вопросы с простым или множественным выбором, с установлением соответствий или определением верной последовательности. А обратную связь можно давать как по результату (то есть в финале), так и в качестве комментариев на каждый ответ — в том числе и на верный.

С составлением интересных заданий могут помочь нейросети: дадут идей для вдохновения, избавят от лишних усилий — им можно перепоручить, например, «придумывание» неправильных ответов. Но не факт, что результат будет соответствовать ожидаемому: нейросети далеко не всегда могут сгенерировать адекватные тестовые вопросы или забавные ответы на них, порой они и вовсе галлюцинируют. Тем не менее поэкспериментировать с нейросетями стоит.

Примеры запросов для генерации тестов

Обычный генеративный ИИ (тот же ChatGPT) способен выполнить как простые запросы вроде: «Составь тест по теме „Сложение и вычитание десятичных дробей“», так и посложнее. Например: «Я хочу, чтобы ты выступил в роли создателя образовательного контента. Тебе нужно создать увлекательный тест. Тест завершает урок по теме [название урока] для [описание целевой аудитории]. В данном уроке должны быть раскрыты следующие темы [список тем с подтемами]. Тест должен содержать [число вопросов] закрытых вопросов. К каждому вопросу напиши правильные и неправильные варианты ответа. Обозначь, какие варианты ответа правильные, какие — неправильные».

Есть и более интересные сервисы: Kwizie составляет тест по видео из YouTube, Questgen генерирует тест по данным из текста, а Monic не только сделает тест по тексту или видео, но и объяснит правильный ответ.

Отдельно стоит сказать о технических сложностях с тестами для студентов: не все системы дистанционного обучения технически позволяют создавать такие задания прямо в них. В таком случае тест можно разработать и опубликовать на сторонней платформе, а студентам прислать ссылку на него. После выполнения задания результаты учащихся можно посмотреть в личном кабинете выбранного сервиса. Среди российских платформ с функционалом для создания тестов можно выделить myQuiz (отечественный аналог Kahoot! и Mentimeter), Madtest и 4exam.

Способ 2


Кейсовые тесты, тренажёры и симуляции

Если обычные тесты хорошо подходят для проверки знаний, то для оценивания того, может ли студент эти знания применить, нужны кейсовые тесты. В таксономии Блума они отвечают за уровень «применение», а выглядят как диалог с описанием ситуации и реакцией на неё. Задача учащегося — выбрать из предложенных вариантов верный.

Пример вопроса кейсового теста

Пример взят из курса по развитию навыков противодействия психологическим манипуляциям.

Всё утро ваш коллега, сосед по кабинету, тяжело вздыхает. Он всё время повторяет, что очень занят, а ему так хочется кофе. При этом с прямой просьбой сходить за кофе он к вам не обращается. Поведение коллеги начинает вас раздражать. Как вы отреагируете на очередные вздохи и жалобы?

  • Спокойно посмотрю на коллегу, попрошу его принести кофе и для меня, когда он за ним пойдёт.
  • Буду игнорировать. Включу музыку — пусть ноет, мне не будет слышно.
  • Схожу за кофе для коллеги. Всё-таки нам и дальше вместе работать.
  • Резко оборву его и сделаю замечание («Хочешь кофе? Сходи за ним»).

Как понятно из приведённого примера, кейсовые тесты подходят для проверки на курсах по развитию гибких навыков, в том числе коммуникативных. Однако их можно использовать и для оценивания результатов обучения хард-скиллам: например, вы даёте студенту некую рабочую ситуацию и предлагаете варианты её решения.

Учебные квесты, тренажёры и симуляции — по сути, те же кейсовые тесты, просто более сложные и дорогие в проектировании. Они основаны на разветвлённом сценарии, когда каждый последующий вопрос зависит от ответа на предыдущий — так студент сталкивается с последствием своего выбора.

Игра Hiring Journey
Скриншот: Елизавета Лобанова / Skillbox Media

Обратной связью в таких форматах будет и сам результат, и подробный комментарий к нему. Оформление — то есть будет это «просто тест», или чат-бот, или дорогой компьютерный симулятор — зависит лишь от ваших возможностей. Создавать кейсовые тесты можно, например, в Articulate Storyline 360, в iSpring Suite.

Способ 3


Задания с самопроверкой

Задания с самопроверкой перекладывают миссию по оцениванию на самого студента. В сочетании с вопросами на рефлексию их можно использовать для проверки уровня «оценка» по таксономии Блума. Это помогает учащимся понять значимость материала и сделать из него собственные выводы.

Форматов самопроверки немало. Например, проверка по правильному ответу. Студент получает текст с ошибками, диалог с перепутанными репликами или сценарий, в котором пропустили некоторые фразы. Он выполняет задание (ищет ошибки, расставляет реплики, заполняет пробелы), а затем сверяет свои варианты с правильными. Их показывают не сразу, а в начале следующего урока или модуля: тогда у студента нет соблазна подойти к решению задания бездумно, ответить наугад, просто чтобы сразу посмотреть на верный ответ.

Ещё один вариант — проверка по чек-листу. В этом случае задание может быть любым (сделать презентацию, составить план действий, заполнить шаблон), а дополняет его подробный и последовательный алгоритм, как его выполнять. В начале следующего урока студент получает чек-лист, в котором приведены критерии оценивания. С его помощью студент сам проверяет задание, а вопросы на рефлексию помогут осознать прогресс в обучении и повысят вовлечённость.

В качестве задания с самопроверкой используют и чтение с «остановками», когда студент получает на самостоятельное изучение текст, который прерывается тестовыми вопросами внутри. Таких «остановок» может быть несколько. Комментарии к неправильным вариантам ответа на тест размещают сразу после «остановки».

При этом важно соблюдать в таких заданиях последовательность: студент получает задание в конце урока, затем в начале следующего занятия сравнивает свои ответы с верными, а по итогам оценивает себя — в этом помогут техники для рефлексии.

Способ 4


Взаимное оценивание

Взаимное оценивание — часть peer-to-peer-обучения, когда студенты оценивают работы друг друга. Это превращает их из пассивных потребителей знаний в активных участников учебного процесса, а преподаватель или методист только проектирует среду для этого. Конечно, обычно это возможно в условиях живого общения, а в асинхронных курсах, где студенты предоставлены сами себе, его нет. Но свести самостоятельных студентов асинхронного курса друг с другом может куратор.

Например, студенты оценивают работы друг друга по предоставленным критериям, а затем отправляют уже оценённую работу «коллеги» (вместе с баллом, его обоснованием и обратной связью) куратору. Задача куратора — не просто переслать оценку, но и проверить её объективность, исключить предвзятое отношение.

Идеально подходят для взаимного оценивания творческие задания (по таксономии Блума они соответствуют уровням «анализ» и «оценка») — например, эссе или план решения проблемы. А чтобы студенты не полагались на субъективное восприятие и принесли друг другу реальную пользу, важно прописать для них:

  • Инструкцию с последовательными шагами по оцениванию работ сокурсников с рекомендациями о том, как составить конструктивную и бережную обратную связь для коллег.
  • Критерии, которые помогут оценить работу другого человека и дать обратную связь, — это не только поможет оценивать других, но и даст студентам наводки о том, что от них требуется при выполнении задания. Не стоит перебарщивать с количеством критериев, достаточно четырёх-шести пунктов. А вот проработке стоит уделить побольше внимания — важно прописать понятные дескрипторы и баллы, чтобы студенты могли определить, насколько та или иная работа соответствует нужному критерию.

Приведём в пример сокращённую версию таблицы с критериями оценивания эссе на школьной олимпиаде. Первый столбец обозначает критерии, остальные четыре — дескрипторы и баллы.

Критерии10–8 баллов7–5 баллов5–3 балла3–0 баллов
Умение аргументированно излагать свою точку зренияПриведены убедительные аргументы, основанные на широком фактическом материалеПриведены достаточно убедительные аргументы, соответствующие замыслу эссеПриведены продуманные аргументы, но в недостаточно полном объёме для освещения темыАргументация отсутствует или ограничена общим описанием проблемы. Факты не соответствуют проблематике эссе
Структура эссе и последовательность изложения Соблюдена структура эссе, автор продемонстрировал творческий подход
к композиции эссе
Соблюдена структура эссе, композиционное решение логично и последовательноСоблюдена структура эссе, но в эссе сделаны композиционные недочёты
и ошибки в логике изложения
Структура
не соблюдена, композиция
и логика
не продумана

Главное преимущество взаимной оценки в том, что благодаря ей студенты чувствуют себя частью сообщества и не испытывают того одиночества, которое очень часто приводит к отказу от онлайн-обучения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована