Образование EdTech Корп. обучение
#статьи

4 группы цифровых навыков, которым пора учить всех

В США эти навыки — в требованиях к каждой восьмой вакансии. Возможно, у нас уже тоже так или иначе всё к этому идёт.

Иллюстрация: Rawpixel / Keila Guilarte / Wall Street Italia / Annie для Skillbox Media

Какие цифровые знания и навыки в ближайшие годы будут наиболее актуальными и востребованными в высокооплачиваемых профессиях? Новый ответ на основе более 200 миллионов объявлений о вакансиях предложили аналитики из США. Причём они уверены — прогноз подходит работникам многих отраслей.

В отчёте «Как навыки разрушают работу» некоммерческие аналитические организации Burning Glass Institute, Business-Higher Education Forum’s (BHEF) и издательство Wiley выделяют четыре группы навыков, востребованность которых растёт быстрыми темпами и во многих отраслях одновременно. В этой статье мы собрали главное из отчёта:


Все данные, использованные в отчёте, относятся к США. Но, во-первых, связанные с технологиями тренды быстро развиваются по всему миру (а все выделенные аналитиками навыки изначально были востребованы только в IT-профессиях, то есть возникли в высокотехнологичной среде).

Во-вторых, авторы отчёта описывают универсальные подходы к обновлению учебных программ для вузов и корпоративного обучения в компаниях — и эта часть отчёта будет полезна для профессионалов в сфере образования в России прямо сейчас.

Какие навыки стали самыми востребованными

По данным из 228 миллионов объявлений о вакансиях, опубликованных в США с 2015 по 2022 год, авторы отчёта выявили четыре ключевые группы навыков:

  • в области искусственного интеллекта и машинного обучения;
  • в облачных вычислениях;
  • в управлении продуктом;
  • в работе с социальными сетями.

Каждое восьмое из опубликованных объявлений содержит навыки одной или нескольких обозначенных групп. А в некоторых отраслях они распространены ещё шире и встречаются в трети всех объявлений. Только в 2021 году было открыто пять миллионов вакансий, требования в которых включали навыки из этих четырёх групп.

Причём это высокооплачиваемые позиции — на вакансиях, где требуются навыки трёх из этих групп (за исключением социальных сетей), предлагают годовой доход на 10–15 тысяч долларов выше, чем в среднем по рынку. По данным отчёта, специалисты с навыками по работе с социальными сетями достигают почти того же уровня дохода, что и люди с навыками из остальных трёх групп, но на более поздних этапах карьеры.

В вакансиях на какие позиции чаще всего встречаются навыки из четырёх групп

ИИ / машинное обучениеОблачные вычисленияУправление продуктомСоциальные сети
Data ScientistДата-инженерПродакт-менеджерСтратег по социальным сетям
Исследователь в области компьютерных наукАрхитектор баз данныхМенеджер проектовSEO-специалист
Дата-инженерСетевой инженер (архитектор)Менеджер проектов в ИТДизайнер мультимедиа
Финансовый аналитикСистемный инженерСпециалист по обеспечению непрерывности бизнесаВеб-дизайнер

Источник: отчёт How Skills Are Disrupting Work: The Transformational Power of Fast Growing, In-Demand Skills

Но предметом анализа эти четыре группы навыков стали не потому, что часто встречаются. Внимание аналитиков привлекла скорость, с которой эти четыре набора навыков распространились.

Например, за пять лет навыки в сфере ИИ и машинного обучения выросли по частоте упоминаний более чем на 370%. Другие три группы росли медленнее, но в совокупности всё равно получается 122%. И это необычно — другие наборы навыков выросли за то же время всего на 10%.

Фото: fizkes / Shutterstock

Второй показатель, который делает выбранные аналитиками четыре группы навыков ключевыми, — их применимость в большом числе отраслей. Чемпион здесь — управление продуктом, этот набор навыков вообще не ограничен по секторам применения. Навыки работы с соцсетями тоже встречаются в самых разных сферах.

И даже навыки из наиболее технологичной области ИИ и машинного обучения всё чаще входят в требования к профессиям вне IT. Например, их включают более 25% объявлений о позициях финансовых аналитиков, а также более 5% вакансий исследователей в социальных науках, экономистов и менеджеров продукта.

В итоге аналитики выбрали эти четыре группы, как наиболее яркие примеры одновременного быстрого роста и распространения на различные отрасли (то есть они выходят за пределы IT-индустрии). Но стоит отметить, что есть и другие навыки, которые, по данным отчёта, демонстрируют оба этих показателя. Например, анализ данных по широте распространения обгоняет социальные сети, а по скорости роста немного опережает управление продуктом.

Что распространение этих навыков значит для рынка труда

Почему распространение в текстах вакансий определённых групп навыков вообще беспокоит экспертов? В отчёте названы несколько фактов, которые делают влияние этих четырёх групп разрушительным — да-да, именно разрушительным.

Во-первых, перемены по-настоящему масштабные. Из топ-20 навыков, требуемых в вакансиях в США в 2016-м, к 2022 году сменились 37%. Это средний показатель: в наиболее затронутых профессиях изменились 76% требований. И новые навыки из быстрорастущих групп не дополняют стандартные требования: они полностью их трансформируют. Фактически после включения в требования к специалисту новых навыков речь идёт уже о другой профессии.

Авторы приводят пример актуариев — специалистов по страховым расчётам. В традиционном объявлении о такой вакансии указано, что специалист должен быть компетентен в сфере финансов, статистики, экономики, а из специализированных цифровых навыков упоминается только знание SQL. Но в большинстве объявлений о поиске актуариев с навыками в сфере машинного обучения традиционные экономические и финансовые знания вообще не упоминаются, а вместо этого появляются языки программирования R и Python.

Во-вторых, навыки из быстрорастущих групп цифровые по происхождению, но распространяются в сферы, далёкие от IT. Речь именно о том, что в компаниях и отраслях, которые раньше почти не имели дела с цифровыми технологиями, теперь тоже требуются специалисты с компетенциями в сферах машинного обучения, облачных вычислений, управления продуктом и социальных сетей. Рост числа таких вакансий не связан с ростом IT-сектора: за исследованные годы он переживал взлёты и падения, а выделенные группы навыков росли постоянно.

В-третьих, параллельно с усилением роли одних навыков снижается потребность в других — и людям, которые делали на них ставку, нужно переучиваться. Автоматизация оказывает разное влияние на разные профессии. Например, распространение технологий глубокого обучения нейронных сетей не оставило без работы дата-инженеров — напротив, требуется всё больше специалистов с продвинутыми знаниями в области машинного обучения.

Фото: Roman Samborskyi / Shutterstock

А вот автоматизация в сфере веб-дизайна — распространение сервисов, которые позволяют без навыков программирования создавать и поддерживать сайты, — сокращает потребность в веб-разработчиках. Как минимум в том сегменте рынка, где клиентам не требуются сложные решения, работы для них стало значительно меньше.

В-четвёртых, аналитики прогнозируют, что эти группы навыков будут актуальны в течение десятилетия или даже дольше — до 20 лет. Сейчас они довольно быстро развиваются, и в каждой группе регулярно появляются новые навыки (особенно это характерно для самых технологичных групп — ИИ и облачных вычислений). Но в том, что эти области сохранят своё значение, авторы отчёта не сомневаются.

Что с этим делать работодателям и университетам

Как отмечают аналитики, большинство профессий, в которых требуются навыки из четырёх исследованных групп, позволяют занимать высокооплачиваемые позиции со сравнительно небольшим опытом работы. Но, как показывают 40 миллионов исследованных авторами карьерных историй, люди, которым удалось занять требующие новых навыков позиции, всё же имеют профильное высшее образование — как правило, бакалаврскую степень.

Где учились специалисты с ключевыми навыками

ИИ / машинное обучениеОблачные вычисленияУправление продуктомСоциальные сети
Компьютерные наукиКомпьютерные наукиДеловое администрирование и менеджментМаркетинг
ИнженерияДеловое администрирование и менеджментИнженерияРечевая коммуникация и риторика
СтатистикаИнженерияКомпьютерные наукиДеловое администрирование и менеджмент
Деловое администрирование и менеджментБизнес и коммерцияБизнес и коммерцияМассовая коммуникация и медиаисследования

Источник: отчёт How Skills Are Disrupting Work: The Transformational Power of Fast Growing, In-Demand Skills

Однако обучение новым навыкам в высшем образовании, убеждены авторы, нельзя ограничивать только узким набором профильных программ. Напротив, аналитики рекомендуют вузам делать курсы соответствующих направлений доступными всем студентам, независимо от базовой специальности. Их можно внедрять в обучение как майноры или короткие курсы с сертификатами (микростепени). В России похожую цель преследует программа «Цифровые кафедры».

Кроме того, поскольку набор на программы высшего образования постепенно снижается (это данные США), авторы отчёта предлагают уделять больше внимания программам переобучения взрослых людей, в том числе по заказам компаний. Например, не создавать сразу новую бакалаврскую или магистерскую программу по Data Science, а вложиться в более короткий курс переподготовки для операционных аналитиков.

Важно не забывать о базовых навыках. К ним авторы относят как софт-скиллы — критическое мышление, креативность, навыки коммуникации и работы в команде, — так и фундаментальные цифровые навыки, в том числе знания в области анализа данных и программирования.

Фото: fizkes / Shutterstock

Базовые навыки важны как минимум потому, что создают основу для перехода между профессиями и отраслями. И скорее всего, сегодняшним студентам они пригодятся на протяжении всей карьеры. Например, на первом месте в списке самых долговечных навыков, упоминаемых в объявлениях о вакансиях годами, — менеджмент, навыки устной и письменной коммуникации, соблюдение сроков работы. Некоторые из фундаментальных навыков становятся более востребованными. Например, в 2012 году требования только к 12 профессиям регулярно включали креативность, а в 2022-м таких ролей стало 55. В их числе и такие технические профессии, как системный инженер. В общем, в любой образовательной программе должно быть место для основ.

Ключевая рекомендация авторов отчёта для бизнеса заключается в том, что стоит создавать возможности для развития собственных сотрудников, а не рассчитывать на то, что в нужный момент удастся привлечь готовых специалистов с внешнего рынка. Эффективными в работе по оценке существующих навыков и развитию недостающих будут, считают аналитики, партнёрства с вузами и другими образовательными учреждениями.

Кроме работы по восполнению недостающих навыков, компании уже сталкиваются — и в дальнейшем будут сталкиваться чаще — с полной невостребованностью отдельных ролей. Аналитики предлагают решать две проблемы разом: переобучать сотрудников с устаревающей специализацией на профессии, требующие новых навыков.

Для этого придётся заранее определить, насколько отличаются наборы компетенций на старых и новых ролях, и разработать адресные курсы для перехода. Например, веб-разработчика будет проще переучить на сетевого инженера, чем веб-дизайнера.

Авторы так описывают ключевые шаги в переквалификации:

  • определить базовые требования к навыкам на текущей позиции (с помощью информации о рынке труда из открытых текстов вакансий);
  • найти более перспективные и высокооплачиваемые профессии с близким набором навыков и сопоставимыми требованиями к образованию;
  • определить разницу в навыках между имеющейся и целевыми профессиями;
  • выбрать ключевые навыки из списка и организовать обучение по ним.

Вузам тоже полезно сопоставлять профессии с падающей востребованностью с наиболее трендовыми. Это позволит им предлагать компаниям и индивидуальным клиентам более адресное переобучение — а значит, сохранять собственную актуальность.

Ещё один важный совет — следить, какие компетенции обычно сопровождают в вакансиях и резюме навыки из четырёх ключевых групп. Это могут быть и технические, и фундаментальные навыки из совершенно других областей.

Например, от профессионалов в сфере облачных вычислений часто ожидают, что они готовы работать с большими данными, криптографией и обеспечением цифровой безопасности. А навыки в сфере ИИ и машинного обучения зачастую требуют, помимо нескольких языков программирования, владения подходом к разработке ПО через тестирование и умения строить дорожные карты развития технологий. Для успешной работы на новой позиции сотруднику понадобится полный набор навыков — самыми быстрорастущими ограничиваться не стоит.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована