Образование
#статьи

3 мифа о профессии учителя, которые раздражают самих педагогов

Действительно ли учителя работают полдня и отдыхают всё лето? И правда ли, что учитель — это призвание, а не профессия?

Фото: Kuz Production / Shutterstock

C профессией педагога связаны устоявшиеся убеждения, которые не только не соответствуют действительности, но и в каком-то смысле даже вредят тем, кто работает в образовании. Мы опросили подписчиков нашего телеграм-канала «Образование 4.0» и одноимённого сообщества «ВКонтакте», какие стереотипы о своей профессии педагоги замечают и какие из них сильнее всего их раздражают. А ещё попросили педагогов развеять эти мифы — рассказать, как обстоят дела на самом деле.

Миф 1


У учителей короткий рабочий день, и они отдыхают все каникулы

Многие всерьёз думают: «Хорошо учителям — проведут уроки, и к обеду домой. А потом вообще отдыхают всё лето, с конца мая до 1 сентября! И ещё несколько каникул!»

Звучит слишком замечательно, чтобы быть правдой — и к реальности это отношения не имеет. Рабочий график учителя, к сожалению, вовсе не похож на режим учёбы и отдыха самих школьников.

С одной стороны, у педагогов действительно есть особые, по сравнению с другими категориями работников, гарантии по закону (ст. 333 ТК РФ и постановление Правительства РФ от 03.04.24 №415):

  • для них устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (у обычных работников нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю);
  • им полагается удлинённый оплачиваемый ежегодный отпуск в 56 дней (обычным работникам — 28 дней).

Но сколько часов на самом деле работают учителя в течение недели, знают только сами учителя (точно так же, как у многих офисных сотрудников реальная рабочая нагрузка превышает установленный законом предел в 40 часов).

Учитель математики первой квалификационной категории из петербургской общеобразовательной школы Галина Колосова, работающая по профессии уже около 40 лет, объясняет: рабочий график у разных учителей выстраивается по-разному — в зависимости от объёма учебной нагрузки (то есть непосредственной преподавательской работы в классе), наличия или отсутствия классного руководства, режима работы школы (пятидневного или шестидневного) и других факторов. В пример она приводит собственный распорядок:

«Как правило, у меня по шесть уроков в день, с 8 до 15 часов. Подготовка к урокам, с учётом накопленного материала — это ещё около полутора часов. Но сейчас в 10–11-х классах новая программа, а учебников новых нет. Поэтому приходится самой искать материал и перерабатывать его — соответственно, на подготовку уходит больше времени. Ну а проверка тетрадей — это „любимое“. У шестиклассников (у меня два класса по 30 человек) проверяю домашние задания каждые 2–3 дня, и это занимает ещё до двух часов. Чтобы сэкономить время, устраиваю предварительное исправление ошибок прямо в классе — ученики отмечают их зелёными ручками, и я потом справляюсь с проверкой быстрее. Ещё час уходит на проверку заданий старших классов, им часто даю самостоятельные работы, иначе не будут учиться».

Что касается отпуска, то да, это, пожалуй, главный «бонус» выбора учительской профессии. Но даже 56 дней — это всё-таки не лето целиком, а около двух месяцев (8 недель). Если учесть, что многие школы (а значит, и учителя) работают по шестидневному графику, это может быть не так уж и много для отдыха. Июнь же у многих школьных учителей — жаркий в смысле количества работы. Да и отпуск далеко не все проводят в состоянии расслабленности.

Фото: YanLev Alexey / Shutterstock

«Июнь — это отдельная „песня“, — говорит Галина Колосова. — Отчёты за год, консультации по экзаменам, сопровождение на экзамены, работа на самом экзамене, написание программ на следующий год. Их требуют в июне, но я в последнее время не делаю — всё равно в августе приходится переделывать, как правило. Некоторые учителя в летние месяцы работают в пришкольных лагерях, тогда у них может быть разделённый отпуск. Все остальные (кроме администрации) дружно уходят в отпуск в июле на 56 календарных дней. А с середины августа снова работа по полной: программы, программы, программы, совещания, педсоветы, конференции, подготовка кабинетов».

На зимних каникулах учителя отдыхают, как и вся страна, потому что они совпадают с праздниками. Ну а про обычные осенние и весенние каникулы можно сказать, перефразируя известное всем выражение «Звонок — для учителя» в «Каникулы — для учеников». Учителя в эти дни работают — в соответствии с установленной в трудовом договоре учебной нагрузкой. Чем же они занимаются, когда в классах нет детей?

В эти дни учителя посещают заседания школьного методического объединения и совещания педагогического коллектива, пишут отчёты по успеваемости, а классные руководители — ещё и по воспитательной работе. Также это время для методической подготовки к следующей четверти и для повышения квалификации на очных или онлайн-курсах.

Статистика тоже опровергает миф о том, что педагоги много отдыхают: учителя из года в год попадают в топ профессий с самыми заметными переработками. Например, в 2024 году в опросе сервиса по поиску работы SuperJob только 26% учителей ответили, что не работают сверхурочно. По этому показателю они находятся наравне с врачами и водителями, а чаще них сообщают о переработках только медсёстры и курьеры. Те педагоги, кому привычны переработки, в среднем трудятся на 36% дольше, чем положено по нормам рабочего времени.

Также следует учесть, что учителя нередко совмещают работу в школе с репетиторской подработкой — по данным исследования 2021 года, опубликованным образовательной компанией Maximum Education, индивидуальные уроки дают около 60% педагогов. И судя по уровню зарплат учителей, они это делают вовсе не от избытка свободного времени, а из необходимости повысить доход.

Репетиторство, разумеется, тоже требует времени. Например, Галина Колосова делит своё время так: по вечерам после школы даёт частные уроки, а тетради учеников проверяет по утрам. В результате получается занятость с утра до вечера.

Кстати, даже если репетиторство у педагога — основной вид занятости (то есть человек не совмещает его с работой в школе, а даёт лишь частные уроки), он всё равно довольно трудозатратный. Как заметила Ирина Архарова, преподаватель и автор онлайн-курсов по финскому языку, «то, что ученики видят на уроке — это только верхушка айсберга»:

«За каждым занятием скрыта огромная подготовительная работа. Чтобы выйти на урок к ученику, нужно составить план, подобрать материалы, подготовить домашнее задание. Я преподаю финский язык, и у нас, преподавателей, нет изобилия учебников для каждого уровня и возраста. Особенно сложно найти качественные учебно-методические материалы для подростков — те, которые не просто обучали бы языку, но и были бы актуальны в их жизни. Такие ресурсы приходится разрабатывать самостоятельно, подстраивая под интересы и реальный контекст жизни учеников. Для меня лично подготовка к одному уроку может занимать от 30 минут до 2 часов».

По словам Ирины, за годы преподавания у педагога, конечно, собирается большая база собственных материалов, к тому же в свободном доступе сейчас можно найти разработки коллег, а современные онлайн-инструменты значительно ускоряют создание упражнений. Однако любые материалы всё равно приходится адаптировать под ученика — под его темп освоения, интересы, цели и уровень знаний. Кроме того, репетиторам тоже нужно проверять у учеников домашки — словом, даже если у вас всего два ученика в день, это занятость далеко не на пару часов.

Миф 2


Учитель — женская профессия

Это, пожалуй, самый сложный из всех мифов. С одной стороны, статистически это вовсе не миф — женщин среди учителей, да и вообще в сфере образования, подавляющее большинство. Как показывают данные статистического сборника «Образование в цифрах: 2023», в дошкольном и начальном образовании мужчин практически нет — точнее, их там менее 1%, а в среднем общем образовании учителей мужского пола всего 16%. Даже среди вузовских преподавателей женщин больше, чем мужчин, хотя уже и не с такой громадной диспропорцией, как в школе, — 59 и 41% соответственно.

И это не уникальная российская особенность — похожая ситуация, как показывает статистика ЮНЕСКО, наблюдается по всему миру, в том числе в таких странах, как Великобритания, Германия, США, Канада (разве что среди преподавателей вузов там мужчин и женщин чаще всего поровну или мужчины несколько преобладают).

Но с другой стороны, причина этой диспропорции вовсе не в том, что учительская профессия по своему содержанию «чисто женская» и якобы не подходит мужчинам. Причина банальная и грустная — труд учителей недооценён с точки зрения соотношения нагрузки и зарплаты. А в тех профессиональных отраслях, где есть недооценённость (к ним, кстати, относится ещё и здравоохранение), женщины традиционно преобладают — как в России, так и в мире в целом.

Если для сравнения посмотреть на кадровый состав частных школ, где ситуация с зарплатами, конечно, иная, чем в государственных, то там нет такого критичного дисбаланса. Например, в школе «Летово» женщин и мужчин среди педагогов практически поровну: 52 и 48% соответственно.

Учитель географии школы «Летово» Кирилл Шенюк объясняет происхождение представления про «женскую профессию» так:

«Стереотип, что учитель — это женская профессия, взялся не из ниоткуда, а из личного опыта людей, которые сами учились в школе. В самом деле, в школах больше женщин, а связано это, в свою очередь, не с предубеждением, а с суровой реальностью. В российском обществе мужчину принято считать кормильцем семьи, а зарплаты учителей, увы, не позволяют „кормильцам“ работать на этой должности. Поэтому многие молодые люди, которые хотят качественно жить, обеспечивать себя, семью, родителей, даже не рассматривают работу учителем».

Если же взглянуть на профессию с точки зрения традиций, то раньше она вовсе не была «чисто женской», в том числе и в дореволюционной России. Григорий Камчатнов, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания Павловской гимназии, поясняет: «В Российской империи профессия учителя была по большей части мужской — учитель был государственным служащим, носил форму, имел приличный индексируемый оклад и имел некоторое преимущество перед женщинами в силу того, что женское высшее образование не было массовым».

Должности учителей-предметников в гимназиях считались престижными, уважаемыми и хорошо оплачивались. Их занимали мужчины. Женщины же работали преимущественно учительницами начальной школы, чаще всего в народных училищах — сельских школах с тяжёлыми условиями труда, очень низким жалованьем и отсутствием карьерных перспектив. В 1880 году женщины составляли 20% народных учителей, к 1911 году — уже 53,8%.

Кстати, сам Григорий Камчатнов, имеющий 15 лет педагогического стажа, не ощущает негативного влияния стереотипа о «женской профессии». Даже наоборот, этот стереотип отчасти поспособствовал развитию его карьеры — поскольку мужчин в профессии мало, их охотнее берут на работу и «берегут в коллективе». В целом же школе нужны учителя обоих полов, уверен Григорий:

«На мой взгляд, во всём необходим баланс. Как и семья для ребёнка предпочтительнее полная, так и школа должна демонстрировать как женские, так и мужские методы воспитания и образования. Школа, имеющая в своём штате хотя бы треть мужчин, создаёт для учащихся гораздо более здоровую атмосферу обучения, чем школа, где работают только женщины».

С этим согласна и HR-директор Павловской гимназии Ирина Малюкова. В гимназии 85% учительниц и 15% учителей, но поддержанию гендерного баланса во взаимодействии с учениками, по словам Ирины, уделяется много внимания: например, среди классных руководителей — 30% мужчин. Она замечает: «Коллеги-мужчины выступают для детей ролевой моделью, показывая примеры поведения (придержать дверь и пропустить девочку вперёд, уступить место), и способствуют продвижению „мягких“ примеров мужественности. Кроме того, зачастую учителя-женщины и учителя-мужчины имеют разный взгляд на одну и ту же проблему, что привносит большую вариативность в воспитательный процесс».

Миф 3


Учитель — это не профессия, а призвание

Может быть, это для многих действительно призвание, но проблема в том, что учителя считывают за высокопарными фразами о призвании, служении и великой просветительской миссии учителей оправдание их низких зарплат.

«Постоянно слышу: „Учитель — это не услуга, не специальность, это миссия, служение“. Мнимое противопоставление, призванное оправдать низкие зарплаты в образовании, прикрывающее корыстное стремление чиновников сэкономить, культивирующее бедность и зависимость учителя. Если „учитель математики“ не специальность, педвузы можно закрывать? Профессию „учитель“ отменили? Ведь профессия — категория оплачиваемая. А вот категории „служение“ и „призвание“ — действительно неоплачиваемые. Они идеальные, вытекающие из глубокого нравственного содержания нашей профессии. Но они не отменяют требования прежде всего стать профессионалом своего дела», — замечает Александр Чернышов, преподаватель истории в вузе.

Александр больше 30 лет работает в образовании, в том числе преподавал и в школе. Профессиональный выбор он сделал, когда ещё сам был школьником, при этом постоянно слыша от окружающих, что заработать в образовании не получится, что «учителям никогда не платили, но не в деньгах счастье». В итоге, поступая на исторический факультет, Александр выбрал университет, а не педагогический институт — чтобы в дипломе было написано «историк», а не «учитель истории».

Фото: Dmytro Zinkevych / Shutterstock

Есть и результат опроса 2023 года, показывающий, что почти 35% педагогов мечтали об этой профессии с детства, а 28% следовали вдохновляющему примеру своего учителя. При этом, по данным другого опроса, лишь 51% педагогов доволен этим выбором, и свою роль в этом могут играть как проблема низких зарплат (особенно актуальна она для молодых учителей), так и загрузка «бумажной» работой и эмоциональное выгорание. Кстати, престиж своей профессии педагоги склонны оценивать «на троечку», что тоже говорит о том, как сами учителя относятся к представлениям о высокой миссии и призвании.

Кстати, Александр Чернышов приводит в пример любопытное историческое свидетельство, которое обнаружил в «Отчёте о состоянии Церковных школ Пермской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1910/1911 учебный год»:

«Увеличение жалования учащим в церковно-приходских школах епархии имело, помимо сокращения бесправных учителей, в других отношениях благодетельное для школы значение. Оно подняло энергию учащих, увеличило продуктивность их труда, крепче привязало их к своим школам и дало возможность церковно-школьному начальству делать более строгий выбор кандидатов при назначении на учительские места и предъявлять к учащим более серьёзные требования, чем это было прежде».

Как замечает педагог, даже служителям веры больше века назад было очевидно, что от достойной оплаты учительского труда в итоге выигрывают все.

Учитель начальных классов и методист Антон Гин (он ведёт свой телеграм-канал «Заметки столичного учителя», который мы упоминали в нашей подборке), как и Александр Чернышов, считает, что противопоставление призвания и профессии — ложное. По его мнению, педагогика — это одновременно и то и другое. Призвание — потому что не каждый человек готов в работе с детьми проявлять стойкость, доброту и терпение, неоднократно повторяя одно и то же, пробираясь через непонимание. А профессия — потому что это требует определённой подготовки и постоянного роста квалификации, знания психологии, педагогики и методик преподавания.

Антон тоже отмечает, что профессия подразумевает достойный заработок, позволяющий «жить, а не выживать», и достойное отношение к педагогу родителей, руководства и детей. Учителю грустно видеть, как понятия призвания и профессии подменяются и искажаются:

«„Зачем тебе деньги? Питайся солнцем, прикрывайся лопухом. Ты же не за деньгами в этой профессии. Это же призвание! Ой, у тебя плохое настроение? Ну нельзя тебе, значит, с детьми работать. Где улыбка, где задор? Эх, не в тебе искры, призвания нет!“ — можно продолжать практически бесконечно», — иронизирует Антон.

Нельзя отделять одно от другого (призвание от профессии), подчёркивает он. И, конечно, не стоит всё сводить к деньгам, но и сводить к фанатизму — тоже неправильно: «Давайте держать меру и не подменять понятия».

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована