Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#подборки

20 главных педагогических практик

Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) и развития составила таксономию преподавания в школе.

Фото: Sunan Wongsa-nga / iStock

Организация экономического сотрудничества и развития систематизировала педагогические подходы, доказавшие свою эффективность. Для этого специалисты проанализировали более 500 научных исследований, в которых изучаются школьные практики, провели анкетирование среди представителей 150 школ, входящих в проект Schools+ и имеющих статус наблюдателей, а также консультации с 43 экспертами в сфере педагогики. Эту работу поэтапно выполнили с ноября 2022 года по апрель 2024-го.

Авторы отмечают, что, несмотря на соблазн сосредоточиться на применении новейших технологий в образовании, в первую очередь необходимо анализировать и совершенствовать традиционные методы. Предполагается, что это может решить проблему стагнации успеваемости, которая наблюдается в странах, участвующих в PISA.

В докладе рассматриваются пять основных задач учителей и 20 наиболее значимых практик, которые они используют для их достижения. Под практиками в данном случае имеются в виду конкретные действия и инструменты, которые применяют педагоги.

Задачи учителя в докладе обозначены следующие:

  • обеспечение когнитивной вовлечённости учеников;
  • создание качественного учебного контента;
  • оказание ученикам социально-эмоциональной поддержки;
  • развитие взаимодействия в классе;
  • использование формирующей оценки и обратной связи.

Далее расскажем подробнее про каждую из этих задач и про практики, которые помогают их решать. Спойлер: здесь нет ничего принципиально нового, просто ключевые составляющие эффективного преподавания собраны воедино. Все они хороши, и, пожалуй, единственный их недостаток в том, что в массовой школе у педагогов едва ли есть время и объективная возможность применять их на регулярной основе.

Обеспечение когнитивной вовлечённости

Под когнитивной вовлечённостью понимается то, что ученики должны прилагать регулярные и достаточные умственные усилия для понимания материала. Отмечается, что это напрямую связано не только с успеваемостью, но также с повышением интереса и мотивации к учёбе.

Стимулировать когнитивную вовлечённость помогают:

  • Обеспечение соответствующего уровня сложности материалов и заданий.

Это напрямую связано с возможностью для учащихся регулярно прилагать усилия, чтобы усвоить новый материал. Уровень сложности необходимо тщательно подбирать: если задание слишком лёгкое, то ученикам совсем не придётся прилагать усилий, чтобы выполнить его. К тому же им будет скучно делать это, а значит, речи о росте мотивации к учёбе в таком случае идти не может. А если задание окажется слишком сложным, то ученики не смогут его решить, несмотря на все старания. И это может их демотивировать.

  • Дополнение учебных материалов примерами из жизни.

Обучение становится более эффективным, если программа не оторвана от реального мира, и в неё включены примеры из жизни — понятные и значимые для школьников. Исследования, посвящённые использованию в учебных материалах нереальных примеров — вымышленных мест или событий, — могут ограничивать полезность получаемых учащимися знаний, а также их любопытство и исследовательский интерес.

Фото: IPGGutenbergUKLtd / iStock
  • Содействие получению личного опыта.

Личный опыт подразумевает, что ребёнок обучается, видя, чувствуя, моделируя и осмысляя явления, о которых идёт речь на уроке. В начальной школе для этого можно использовать так называемые «управляемые игры» (базирующиеся на чёткой учебной цели и гибкой поддержке учителя). А в средних и старших классах в уроки стоит включать, например, проведение экспериментов, опытов и мини-исследований.

  • Работа с разными подходами и идеями.

Ученики должны иметь возможность рассматривать концепции, опираясь на различные подходы, мнения и идеи, связанные с ними. Это помогает углубить понимание материала и способствует его усвоению. В каждом случае нужно проводить связь между рассматриваемыми идеями. Школьники должны не просто знакомиться с различными точками зрения, но и критически осмысливать их.

  • Метапознание.

Это способность осознавать, анализировать и управлять собственными познавательными процессами. Чтобы школьники могли это делать, их необходимо обучать различным метакогнитивным стратегиям и давать возможность попрактиковаться в их применении. Например, важно научить детей понимать свои сильные и слабые стороны, ставить цели обучения, формулировать планы по их достижению, контролировать ход выполнения задач и оценивать результаты.

Создание качественного учебного контента

Содержание предмета фокусируется на передаче явного знания — информации и фактов, выраженных в устной или письменной форме, — и неявного знания — например, способов решения задач.

Для повышения качества содержания предмета учителя могут использовать следующие методы:

  • Ученики сами формулируют объяснения и изложения.

Им нужно дать возможность на уроках порассуждать о более глубоких аспектах рассматриваемой темы и обсудить её связь с изученным ранее материалом. Это помогает более осмысленно применять конкретные идеи и концепции. Преподаватель может предлагать письменные или устные объяснения изучаемого материала или помогать ученикам давать объяснения.

  • Учебный контент должен быть ясным, точным и согласованным.

Учитель должен не только чётко объяснять темы, но и следить за тем, чтобы все предлагаемые им материалы и задания были логически связаны друг с другом. Также стоит предоставлять ученикам возможность попрактиковаться в извлечении (припоминании), использовании и адаптации своих знаний.

  • Нужно устанавливать связи между разными элементами учебного материала.

Учебные материалы должны предоставлять возможность находить и анализировать связи, существующие между изучаемыми темами и их частями. Эти связи должны быть ясными и подробно описанными.

  • Рассмотрение природы дисциплины.

Чтобы школьники лучше усваивали знания, важно объяснять им природу, суть и методы, которые применяются в рамках конкретной дисциплины.

Оказание социально-эмоциональной поддержки

Социально-эмоциональная поддержка направлена на создание условий для успешного развития учащихся в классе и за его пределами. Классы, в которых царит атмосфера социальной и эмоциональной поддержки, показывают более высокие учебные успехи.

Чтобы оказывать ученикам социально-эмоциональную поддержку, учителям стоит использовать такие подходы:

  • Создавать благоприятный климат в классе.

Атмосфера в классе формирует у учеников ощущение физической и психологической безопасности. В такой среде дети чувствуют себя комфортно и с большей вероятностью готовы совершать ошибки в процессе обучения, делиться своими мыслями и переживаниями. Школьникам нужно оказывать поддержку, чтобы они могли преодолевать трудности и вырабатывать образ мышления, ориентированный на рост. Правда, вопреки последнему совету экспертов ОЭСР стоит напомнить про свежий научный метаанализ, который показал, что развитие мышления роста на самом деле почти не влияет на успеваемость школьников. Так что больших надежд на него возлагать, похоже, не стоит.

  • Строить правильные отношения «учитель-ученик».

От отношений между учителем и учениками во многом зависят учебный успех и социально-эмоциональная адаптация к среде класса. Поэтому важно, чтобы педагог был заботливым, внимательным и отзывчивым и старался применять индивидуальный подход к каждому в классе.

  • Строить правильные отношения «ученик ученик».

Педагогу важно помогать своим ученикам строить уважительные отношения, чтобы в классе все были готовы общаться и сотрудничать.

  • Развивать социально-эмоциональные навыки.

Эти компетенции не являются врождёнными, и их можно развивать. Авторы доклада ссылаются на то, что многочисленные обзоры эффективных образовательных программ неизменно указывают: интеграция обучения этим навыкам — общая черта таких программ. Учитель должен прививать своим подопечным особые установки и модели поведения, а также обучать использовать их в жизни. Заметим, что социально-эмоциональное обучение (SEL) — очень популярная сейчас за рубежом концепция, зародившаяся ещё в 1960-х годах, однако причин для её критики тоже хватает.

Развитие взаимодействия в классе

Под взаимодействием в классе имеется в виду коммуникация учителя со всем коллективом учеников, а также взаимодействие детей как группы. И здесь цель педагога — стимулировать учеников активно и в равной степени участвовать в занятиях.

Для этого учителя могут использовать следующие практики:

  • Вопросы ученикам и ответы на те, которые возникают у них.

Этот инструмент одновременно обеспечивает и когнитивную вовлечённость, и стимулирует весь класс участвовать в занятии. Причём вопросы ученикам стоит задавать разного типа — как о сути изученной темы, так и требующие анализа, рассуждения и выдвижения гипотез. Это также позволяет оценить ход мыслей учеников и уровень их понимания материала. Кроме того, педагог может помогать ученикам задавать вопросы друг другу.

  • Работа в парах или мини-группах.

Хорошо структурированные задания, ориентированные на групповую работу, помогают развивать взаимодействие между детьми за счёт обсуждений, обмена идеями, совместного анализа заданий и стремления достичь общего результата. Стоит делать так, чтобы в ходе обсуждения по очереди участвовали все ученики в небольшой группе или оба ученика, работающие в паре.

  • Обсуждение всем классом.

Ученикам полезно делиться мыслями друг с другом и вместе рассуждать о рассматриваемой теме. Так они получают возможность взаимодействовать с идеями друг друга и развивать их.

Формирующая обратная связь

Формирующая обратная связь помогает ученикам оценивать их прогресс и двигаться дальше к желаемым результатам. В докладе подчёркивается, что исследования подтверждают благотворное влияние формирующего фидбэка на успеваемость школьников.

Для решения этой задачи учителя могут использовать следующие методы:

  • Формулирование целей обучения.

Это то, чего учащиеся должны достичь на уроке или серии уроков. Такие цели важно донести до класса устно или письменно. Это помогает детям отчётливо понимать, что именно они должны научиться делать.

  • Диагностика прогресса учеников.

Базой для формирующей обратной связи может быть анализ успехов каждого ученика. Для этого стоит использовать различные задания, оценивающие степень усвоения материала, умение рассуждать и другие навыки.

  • Регулярность обратной связи.

Ученикам проще достигать образовательных целей, если на каждом этапе обучения они получают фидбэк — от учителя или одноклассников. Также можно использовать методы самооценки — например, анкеты.

  • Адаптация к мышлению учащихся.

Информацию, полученную при помощи диагностики, учителю стоит использовать не только для формулирования обратной связи ученикам, но и для анализа того, как ученики рассуждают. Это поможет понять их ход мыслей и адаптировать учебные материалы соответствующим образом, чтобы они становились понятнее, и детям было бы легче их усваивать.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована