Подборка необычных педагогических магистратур
На педагогических направлениях сейчас готовят далеко не только будущих учителей. Или не совсем обычных учителей. Собрали 14 нестандартных программ.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
ВШЭ: стать исследователем, управленцем или психометриком в образовании
«Доказательное развитие образования»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Важная деталь: обучение на русском и английском языках, требование к знанию английского языка — не ниже Upper-Intermediate.
Образованию пора догонять медицину и переходить в доказательную плоскость, считает научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. То есть речь о том, чтобы применять только те педагогические подходы, эффективность которых научно доказана. Магистерская программа стала большим шагом в этом направлении: она готовит аналитиков и исследователей в сфере образования.
Программа включает три траектории (они же специализации):
- «Исследования образования» — для тех, кто хочет проводить исследования, а потом поступить в аспирантуру.
- «Образование, навыки и рынок труда» — для тех, кто хочет стать аналитиком в области развития навыков, систем послешкольного образования, связи образования и рынка труда.
- «Рынок EdTech и экономика образовательных продуктов» — здесь учат создавать образовательные продукты и управлять ими.
Конечно, не обойдётся без практики: студентам обещают работу над задачами разных образовательных организаций и 3–4 проекта для портфолио.
Подробнее о программе«Обучение и оценивание как наука»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Важная деталь: обучение преимущественно на английском языке.
Пожалуй, самые модные сейчас в образовании термины — цифровизация и персонализация, а значит, нужны специалисты, которые смогут оценивать эффективность образовательных программ и достижений конкретных учащихся с помощью специальных инструментов.
Именно их будут готовить в рамках нового направления ВШЭ. Оно открылось в 2021 году на базе магистратуры «Измерения в психологии и образовании».
Студентам обещают дать комплексное представление о психологии, нейронауке, вычислительной психометрике и других дисциплинах. Программа также подразумевает выполнение двух проектных работ и две научные стажировки, пройти которые можно в том числе в ФИПИ, ФИОКО, крупных консалтинговых и EdTech-компаниях.
Магистрантов будут учить создавать современные тесты и опросники, использовать большие данные и нейросети для аналитики обучения, разрабатывать, геймифицировать и адаптировать образовательные программы.
Подробнее о программеМПГУ: стать менеджером цифрового образования и разрабатывать образовательные продукты
«Менеджмент цифрового образования»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Магистерскую программу для управленцев подготовили в МПГУ — там ждут руководителей образовательных учреждений и их заместителей. Планируется, что по завершении обучения выпускники смогут эффективно организовывать электронное обучение и участвовать в цифровой трансформации образования.
Сообщается, что работать выпускники смогут в самых разных ролях, например, редакторами онлайн-уроков, контент-директорами образовательных платформ и разработчиками пользовательских интерфейсов. Практику магистранты будут проходить в московских государственных и частных школах, колледжах и техникумах.
Подробнее о программе«Разработка образовательных программ»
Город: Москва, но учёба возможна из любой географической точки, где есть интернет.
Форма: очная (онлайн).
Сроки: 2 года 5 месяцев.
Разработчик образовательных программ — специалист, который может создать программу обучения под конкретные задачи, с учётом особенностей и потребностей конкретной аудитории, выстраивать для учащихся разные образовательные траектории. И всё это — с помощью современных технологий, так, чтобы обучение было увлекательным. Такие специалисты нужны и в вузах, и в EdTech, и в корпоративных центрах обучения.
Программа рассчитана на освоение множества прикладных навыков: как выстраивать системы обучения под задачи заказчика, проектировать и продюсировать образовательные программы (в том числе онлайн-курсы), создавать обучающие материалы и карты компетенций обучающихся, оценивать их результаты.
Подробнее о программеСПбГУ: стать учителем для гениев или педагогом-технологом нового поколения
«Genius: педагог для талантливых школьников»
Город: Санкт-Петербург.
Форма: очно-заочная.
Срок: 2 года 3 месяца.
Помогать одарённым детям — задача не из простых, неслучайно есть понятие психологии одарённости. На этой программе Института педагогики СПбГУ учат, как выявлять и поддерживать талантливых ребят и как проектировать нетиповые образовательные программы под их нужды. Магистрантов знакомят с альтернативными и междисциплинарными подходами в обучении. Предполагается, что в процессе учёбы студенты с помощью тьютора разработают собственное педагогическое исследование или проект.
Практику обещают в Академической гимназии СПбГУ, АНО «Школьная лига», фонде «Талант и успех» и АНО «Платформа новой школы» («СберКласс»).
«Педагог для школы высоких технологий»
Город: Санкт-Петербург.
Форма: очно-заочная.
Срок: 2 года 3 месяца.
Пандемия сделала дистанционное школьное обучение новой нормой и заставила всех учителей волей-неволей осваивать цифровые технологии. А эта программа СПбГУ должна заинтересовать тех, кто хочет стать настоящим асом новых форматов.
По замыслу её разработчиков, полученные знания помогут выпускникам работать с гибридным форматом обучения и персонализировать его, создавать собственные образовательные программы с использованием цифровых решений и выпускать учебные пособия нового поколения.
Практика будет проходить в Академической гимназии СПбГУ, АНО «Школьная лига», фонде «Талант и успех» и АНО «Платформа новой школы» («СберКласс»)
Подробнее о программеМГПУ: стать тьютором или развивать интернет вещей
«Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Магистерская программа «Развитие личностного потенциала в образовании» — продолжение федеральной программы благотворительного фонда «Сбера» «Вклад в будущее». Предполагается, что магистранты овладеют навыками, которые позволят им выстраивать образовательный процесс по современным лекалам, и поймут, как меняет классно-урочная система, система оценивания, роль педагога и подходы к обучению.
Учить там планируют, например, персонализации, наставничеству, проектированию личностно-развивающей образовательной среды. Среди необычных инструментов, с которыми познакомят магистрантов, — коммуникативный сёрфинг, практики открытого педагогического образования и даже культура педагога в цифровой среде.
Подробнее о программе«Интернет вещей в образовании»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Магистерская программа для тех, кто всегда мечтал работать с новыми технологиями и детьми одновременно. МГПУ проводит её совместно с НИУ «Московский институт электронной техники» (МИЭТ): в вузе утверждают, что она пока единственная в России.
Планируется, что магистранты будут изучать умные устройства и облачные технологии, программирование и сенсорные системы и, конечно, педагогику — они узнают, как обучать детей технологиям интернета вещей. Выпускники программы смогут работать в кванториумах, технопарках и специализированных секциях: в общем, создавать прогресс вместе с начинающими изобретателями.
Магистратура для тьюторов
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Даже среди тех, кто работает в образовании, не все ещё разобрались, что же это за новая модная профессия такая — тьютор, а она становится всё более перспективной. Причём во всех сегментах образования — и в школьном, и в высшем, и в EdTech-проектах, и даже в центрах корпоративного обучения. И касается работа тьюторов далеко не только инклюзии и сопровождения обучения школьников и студентов с ограниченными возможностями, как часто думают.
Кстати, на самом деле профессия эта далеко не новая, просто именно в сегмент массового образования она стала входить недавно. Межрегиональная тьюторская ассоциация работает в России с 2007 года, а президент ассоциации Татьяна Ковалёва руководит магистратурой «Тьюторство в сфере образования».
Подробнее о программе«Бизнес-педагогика»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Актуальное сегодня направление — обучение взрослых, а тем более в корпоративной среде. Магистратура «Бизнес-педагогика» учит именно этому, проще говоря, готовит специалистов T&D и L&D. В программу входит изучение того, как создавать программы корпоративных и открытых бизнес-тренингов, оценивать результативность и эффективность бизнес-обучения, проводить диагностику потребностей.
Подробнее о программеМГТУ имени Г. И. Носова: стать специалистом по работе с ИИ в образовании
«Искусственный интеллект в образовании»
Город: Магнитогорск.
Форма: заочная.
Срок: 2 года и 4 месяца.
Искусственный интеллект — одна из самых актуальных и обсуждаемых сегодня тем в сфере образования, уже сейчас для работы с ним нужны специалисты. Освоить тонкости работы с ИИ можно с помощью магистратуры Магнитогорского государственного технического университета.
Там обещают научить, как проектировать адаптивное обучение, методики обучения ИИ в системе основного и дополнительного образования и как внедрять разные интеллектуальные системы в образовательный процесс. Планируется, что выпускники смогут работать аналитиками больших данных в образовании, менеджерами электронного обучения и разработчиками курсов.
Подробнее о программеЮФУ: стать STEM‑педагогом
«Теории и технологии STEM‑образования»
Город: Ростов-на-Дону.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
В России уже работает множество STEM-центров на базе школ, например, созданных компанией Intel, СИБУР проводил интенсивы для педагогов в рамках проекта «STEAM школа». При этом российские исследователи выяснили, что стране очень не хватает учителей такого профиля.
Магистрантов обещают научить тому, как применять STEM-модель в школах и кружках, развивать и углублять знания детей, а также методам, инструментам и этике STEM-обучения.
Подробнее о программеСамарский университет им. Королёва: стать педагогом-киберпсихологом
«Цифровая педагогика и киберпсихология»
Город: Самара.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Эта магистерская программа не только готовит продюсеров и создателей онлайн-курсов, тьюторов и педагогов, но и помогает профессионалам познакомиться с психолого-педагогическими основами цифрового обучения.
Предполагается, что выпускники смогут применять инструменты киберпсихологии в работе, оценивать и проектировать новые образовательные онлайн-программы. Партнёрами вуза в этом направлении стали вузы, колледжи и центры профессиональной ориентации молодёжи.
НГПУ: стать маркетологом в образовании
«Маркетинг в сфере образования»
Город: Новосибирск.
Форма: очная.
Сроки: 2 года.
Любому современному разработчику образовательных программ полезно быть «немножко» маркетологом — знать, как проводить исследования аудитории и конкурентов, уметь «упаковывать» и продвигать образовательные продукты, доносить до аудитории их ценность. Именно этому обещают научить на магистерской программе Новосибирского государственного педагогического университета «Маркетинг в сфере образования».
Среди 40 дисциплин, которые предстоит освоить магистрантам, есть вполне стандартные, вроде «Маркетинговых исследований» и «Интернет-маркетинга», и отраслевые — например, «Теоретические и прикладные аспекты конкурентоспособности образовательной организации», «Социальное партнёрство в сфере образования», «Управление репутацией образовательной организации». А практику будущим маркетологам предстоит пройти в Минобразования Новосибирской области, региональных школах, спортивных и культурных центрах.
Подробнее о программе