Ключевые тенденции в области образовательных технологий, ориентированных на детей до семи лет, в колонке в «РБК Трендах» перечислила руководитель сервисов для детей и родителей в «Яндексе» Татьяна Умряева.
Каковы ключевые тренды в сфере KidTech
Всего Татьяна назвала семь тенденций:
1. Решения должны соответствовать стандартам. По её словам, сегодняшним родителям важно, чтобы их дети не просто играли в игры, но и получали полезные знания. Разработчики, понимая это, всё чаще привлекают к созданию приложений, ресурсов и игр педагогов, психологов, методологов и прочих экспертов в сфере образования. Причём в идеале KidTech-решения должны соответствовать действующим образовательным стандартам. В пример Татьяна привела приложение Khan Academy Kids, которое разработали совместно с экспертами Стэнфордского университета. Оно помогает развивать самые разные навыки, а его программа учитывает принятые в США стандарты дошкольного образования. Она уточнила, что в России подобных решений пока немного.
2. Родители хотят, чтобы их дети развивали софт-скиллы. Помимо навыков вроде чтения и счёта, родители хотят развивать у дошкольников коммуникабельность, креативность, гибкость мышления и прочие компетенции, помогающие стать успешнее в обществе. Для этого создаются отдельные решения.
3. Приложения должны не просто давать знания, но и учить применять их. По словам руководителя сервисов для детей и родителей в «Яндексе», развивать функциональную грамотность (то есть умение применять компетенции на практике) важно ещё до школы. Это нужно, чтобы ребёнок мог активно включиться в образовательный процесс и коммуникацию со сверстниками. Поэтому разработчики создают игры, в которых нужно переносить полученные знания на разные задачи, в частности бытовые, — например, на приготовление еды.
4. Программирование — ещё один навык, который родители хотят дать своим детям. Поэтому, по словам Татьяны, в последнее время появляется всё больше приложений, которые направлены на развитие логики, а также критического и алгоритмического мышления и на изучение базовых принципов программирования.
5. Учебный трек должен быть персонализированным. Ещё один тренд, который назвала Татьяна, — персонализация. Она пояснила, что индивидуальный трек в идеале должен включать теорию и практику, учитывать скорость обучения, а также предоставлять возможность выбирать разные способы освоения знаний.
6. Разработчикам необходимо гарантировать безопасную среду. В интернете кроется множество потенциальных угроз — от кибербуллинга и нежелательного контента до мошенников. Поэтому разработчикам нужно создавать решения, которые могут оградить детей от всего этого.
7. В решения стоит включать искусственный интеллект. По словам Татьяны, в индустрии развивающих приложений давно стали использовать персонажей на базе искусственного интеллекта (ИИ), но сейчас у них появляется всё больше возможностей. Причём детям нравится взаимодействовать с ИИ — например, обсуждать с нейросетями разные темы, получать ответы на свои вопросы, играть и придумывать сказки. Кроме того, уже существуют приложения, которые, например, выполняют функцию репетиторов для малышей.
Какие перспективы у KidTech в России
По мнению представительницы «Яндекса», хотя цифровые технологии пока только начали проникать в дошкольное образование, в ближайшие годы появится больше продуктов как для развития детей дома, так и для детских садов.
Кстати, ранее Агентство инноваций Москвы провело исследование и выяснило, что за последние шесть лет выручка российских KidTech-компаний ежегодно росла в среднем на 49%. Но в России лишь менее 1% от общего объёма рынка дошкольного образования приходится на EdTech.
При этом дошкольники активно пользуются гаджетами, и известно, что 25% российских детей до семи лет занимаются на образовательных цифровых платформах. Авторы исследования считают, что в перспективе спрос на подобные программы может вырасти вдвое. Такое предположение сделано на основе того, что дополнительные занятия, по данным авторов исследования, посещают 62% российских дошкольников, то есть родители готовы платить за их обучение, а в последние годы у многих родителей появился собственный положительный опыт онлайн-обучения.
Ещё одна перспективная ниша рынка KidTech — цифровизация в детских садах. Пока она тоже мало распространена — лишь в трети из них пользуются современным софтом. При этом большинство садиков даже не отказались от бумажного документооборота и оплаты наличными как от единственного доступного варианта.
Авторы исследования выделили и основные трудности для роста этого сегмента EdTech:
- бюджетные ограничения и сложности закупки инновационных решений государственными детскими садами;
- консерватизм управленцев и отсутствие готовности использовать новые технологии;
- конкуренция с государственными информационными системами.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Учёные создали видеоигру, которая улучшает детские навыки чтения
- Исследование: какие типы интернет-ресурсов для допобразования детей наиболее популярны
- Образовательные приложения для детей могут быть не так полезны, как обещают разработчики
- Как оценить и повысить качество дополнительного детского онлайн-образования