Речь идёт о компании 2U. В 2021 году она купила платформу edX, которая когда-то была одним из примеров MOOC-революции и демократизации университетских знаний. Об этом сообщает Times Higher Education.
С какими проблемами столкнулась компания
Как отмечает издание, во время пандемии 2U заявила, что вынужденный переход к онлайн-обучению помог ей стать крупнейшим в США поставщиком онлайн-курсов. Однако сейчас компания переживает кризис: одного из соучредителей, Чипа Паучека, уволили с поста исполнительного директора, а также сократили всех сотрудников, работавших на удалёнке, и расторгли соглашения с некоторыми крупными вузами. Отмечается, что на момент увольнения Паучека стоимость акций 2U упала примерно на 80% с начала года. Сейчас она оценивается примерно в 80 млн долларов. Для сравнения: в 2018 году этот показатель составил 5 млрд.
Что касается модели сотрудничества 2U с вузами, то с начала своего существования она помогала образовательным организациям запускать и поддерживать онлайн-программы высшего образования в обмен на долю доходов от них. То есть компания брала на себя всю переупаковку программы бакалавриата или магистратуры в онлайн-формат. И хотя сейчас платформа предлагает разные курсы, она по-прежнему заключает такие соглашения о долевом обучении (англ. tuition-sharing).
Эксперт по политике в области высшего образования из аналитического центра Century Foundation Эмбер Вильялобос, мнение которой приводит Times Higher Education, считает, что накопившиеся проблемы могут свидетельствовать о недостатках в управлении 2U. Но, по её мнению, это прежде всего говорит о следующем: американские вузы осознали, что им не нужны услуги компании, поскольку они могут и сами справиться с введением онлайн-программ. Вильялобос пояснила, что сейчас среди образовательных учреждений популярна модель, когда они находят подрядчиков только для части задач, связанных с такими запусками. То есть они перестают передавать на аутсорс весь процесс по созданию онлайн-программы.
Причём некоторые политики в США в целом критикуют модель, в рамках которой частные компании занимаются запуском вузовских онлайн-программ. Они считают, что платформы, реализующие такие курсы, ведут слишком агрессивный набор. В частности, они вводят студентов в заблуждение нереалистичными обещаниями будущих высоких доходов. Чтобы покрыть стоимость обучения, учащиеся вынуждены брать кредиты. Но в итоге они получают некачественное образование — бывшие студенты даже подавали в суд на 2U и один из вузов-партнёров компании из-за несоответствия обещанного качества обучения фактическому. Выпускники таких онлайн-программ зачастую остаются на низкооплачиваемой работе и в долгах. Поэтому предлагается вообще запретить такое сотрудничество для учебных заведений, получающих от властей субсидии.
При этом сами образовательные компании часто обращают внимание на то, что механизм долевого обучения снижает для учебных заведений финансовые риски, связанные с запуском онлайн-программ. Об этом заявляет и 2U.
Как обстоят дела с такими онлайн-программами на других платформах
В то же время другой EdTech-гигант — Coursera, — наоборот, делает большую ставку именно на программы высшего образования.
И хотя онлайн-программы высшего образования начали терять популярность ещё в 2022 году, в начале 2023-го Coursera объявила о планах увеличить их количество, при этом на тот момент доходы от них продолжали падать. Уже в августе стало известно о том, что это направление во втором квартале принесло 12,5 млн долларов дохода, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда же финансовый директор Coursera Кен Хан объяснил, что это направление приносит чистую прибыль, поскольку не требует дополнительных затрат на создание контента. А по итогам третьего квартала 2023-го выручка этого сегмента составила 11,7 млн (прирост — 13% за год). Это связано с увеличением количества студентов: за год их число увеличилось на 15% и теперь составляет более 20,4 тысячи человек.
Правда, судя по всему, Coursera использует другой механизм сотрудничества с вузами, ведь оплата обучения происходит именно на платформе. Так что, вероятно, проблема 2U связана именно с используемой моделью создания онлайн-программ высшего образования.
Кстати, ранее мы рассказывали о другой популярной в США модели высшего образования онлайн — обучении в онлайн-колледжах. Они предлагают в основном асинхронные курсы и сталкиваются с типичной для онлайн-платформ проблемой — низкой доходимостью до конца обучения.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!