6 февраля состоялся семинар Института образования НИУ ВШЭ о перспективах EdTech, где научный сотрудник института Дарья Томасова представила результаты разработки нового подхода к сегментированию российского EdTech-рынка (то есть к классификации его игроков). Ранее мы уже рассказывали, как проводили это исследование и какие сегменты предложили выделять специалисты, но в этот раз Дарья также отметила ряд крупных тенденций, которые удалось выявить на рынке в ходе исследования.
Какие тенденции EdTech-рынка заметили исследователи
Во-первых, Дарья заметила, что динамика роста выручки EdTech-компании не зависит от того, в каком кластере она работает (всего выделили девять кластеров, включая онлайн-библиотеки, онлайн-школы для изучения контента или проверки знаний, платформы, предоставляющие разного рода ПО, а также маркетплейсы). Так, в топ-10 лидеров по выручке попали представители семи разных кластеров, и в десять наиболее отстающих — тоже. Иными словами, нельзя сказать, что работа в каких-то конкретных кластерах гарантирует спрос и успех, а в каких-то — провал.
Во-вторых, динамика роста выручки не зависит от объёмов бизнеса — то есть и крупные, и небольшие игроки рынка могут как наращивать объёмы выручки, так и терять их. Однако у маленьких компаний наблюдается большая динамика. Дарья объяснила это тем, что крупные игроки могут справляться с трудностями за счёт уже имеющихся ресурсов, но в то же время небольшие компании более гибко реагируют на возникновение новых возможностей на рынке (то есть у них свои преимущества).
При этом средние компании «вымываются» с рынка, потому что им не хватает ресурсов, чтобы доводить свои технологические разработки до высокого уровня качества и продавать их по адекватной цене. В результате на рынке постепенно остаются либо большие компании (у них есть возможность разрабатывать сложные технологические решения), либо нишевые продукты.
Ещё один любопытный тренд, который удалось заметить: лидерство на рынке стало позиционироваться по-новому — если раньше основным критерием выступал объём выручки, то сейчас это клиентоориентированность. Проще говоря, компании теперь стремятся быть не самыми большими, а самыми клиентоориентированными.
Какие ниши кажутся самыми перспективными
В Институте образования заметили «миграцию» EdTech-компаний между сегментами B2B, B2C и B2G по трём паттернам:
- из B2G в B2C — когда, например, компании, изначально работавшие со школьным образованием, начинают создавать дополнительные продукты для родителей ради расширения аудитории;
- из B2C в B2B — это, как отметила Дарья Томасова, происходит из-за дефицита маркетинговых каналов на фоне ухода с российского рынка некоторых соцсетей;
- из B2C в B2G — когда платёжеспособность клиентов падает и компании включаются в федеральные программы с расчётом на то, что господдержка поможет удержаться на плаву.
Дарья также обозначила в своём выступлении ниши, «ожидающие второго роста», то есть перспективные. Это:
- профобучение гибким навыкам;
- профориентация для взрослых через погружение в рабочие процессы;
- работа с эмоциональным фоном во время обучения (например, включение поддержки со стороны психологов и коучей).
Что об этом всём думают игроки рынка
Присутствовавшие на семинаре представители EdTech-индустрии прокомментировали прозвучавшие тренды. Так, Людмила Кевдина, директор по внешним коммуникациям Maximum Education, член совета РАЦИО (Российской ассоциации цифровых инноваций в образовании), отметила, что хотя рост индустрии замедлился, но всё же нельзя сказать, что средним компаниям стало слишком сложно. Кроме того, она подчеркнула, что эти выводы могут зависеть от методологии исследования — необходимо уточнить, какие именно компании были обозначены в нём как средние. Ещё Людмила не согласилась с тем, что игроки рынка мигрируют между разными сегментами, — по её мнению, они просто расширяют свои возможности, увеличивая целевую аудиторию.
А Марина Гиря, заместитель GR-директора образовательной платформы «Нетология», отметила, что у EdTech-компаний тоже есть своё понимание сегментов рынка и того, как с ними можно работать, а также то, как тот или иной продукт в них реализуется. Например, важно понимать, о какой именно работе в сегменте B2G идёт речь. Это работа с льготными категориями населения через федеральные программы поддержки или в рамках проектов, которые преследуют какую-то определённую цель — например, закрыть кадровую потребность в тех или иных специалистах. То есть, по её словам, сегмент B2G частично охватывает B2B и B2C — если речь идёт об импортозамещении или развитии кадрового потенциала.
В то же время все представители EdTech отнеслись к исследованию с большим интересом и отметили важность сближения EdTech-индустрии с научным сообществом. «Мы и внутри компании, EdTech-сообщества много чего исследуем, проводим кастдевы, но посмотреть на это с другой точки зрения — научной — очень важно, и нам это даёт возможность посмотреть на себя под другим углом», — резюмировала Людмила Кевдина.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!