22 июля состоялось первое заседание рабочей группы Госдумы по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы. Участие в нём приняли представители Госдумы, профильных ведомств, а также сообщества блогеров и инфобизнесменов. Мероприятие транслировали на сайте Думы.
Напомним, о создании этой рабочей группы стало известно в феврале.
Какие предложения озвучили на заседании
Предполагается, что из-за отсутствия регулирования в сфере инфобизнеса на рынке представлено множество некачественных псевдообразовательных продуктов, на которых наживаются мошенники. Чтобы уменьшить число потребителей, которые страдают из-за этого, по мнению депутатов, участвующих в рабочей группе, необходимы новые правила для сферы.
Депутаты, участвовавшие в заседании, неоднократно подчеркнули, что у властей нет цели тотально зарегулировать сферу инфобизнеса, потому что это не принесёт никакой пользы. Однако необходимо ввести единые правила, чтобы защитить население от недобросовестных блогеров и обеспечить развитие индустрии. Как отметила Яна Лантратова, избранная сопредседателем рабочей группы, цель в том, чтобы прибегать к недобросовестной практике было невыгодно, а блогеры знали, что работать по закону безопаснее и перспективнее.
Говоря о деятельности блогеров, она отметила, что неясно, какая она ― информационно-консультационная или образовательная. При желании все инфопродукты можно считать образовательными. При этом ИП в сфере образования имеют право на льготное налогообложение, и многие инфобизнесмены пользуются этим, уходя от уплаты налогов, хотя по сути их продукты совсем не образовательные. Кроме того, ИП и самозанятые в сфере образования не проходят процедуру лицензирования, что тоже создаёт дополнительные лазейки для некачественных продуктов. По мнению Яны Лантратовой, это нужно исправить.
Чтобы справиться с этими сложностями, рабочая группа предлагает ввести обязательное лицензирование для предоставления образовательных услуг ИП и самозанятыми. Предполагается, что это позволит юридически развести понятия «образование» и «информационные услуги». Образованием будут заниматься профессионалы, получившие лицензию, а остальные будут оказывать информационные услуги. Причём конкретно это изменение в случае принятия затронет и репетиторов ― большинство из них работает без лицензии, однако качество их услуг должно быть гарантировано.
Кроме того, добросовестных блогеров планируется продвигать и поддерживать ― для них хотят внедрить государственную награду и запустить систему грантов.
Перечисленные инициативы планируется проработать более детально и внести в Госдуму. Помимо этих предложений, участники мероприятия обсудили необходимость ввести определение деятельности блогеров и разработку ОКВЭД для этой профессии.
Как планируется проводить лицензирование
Как будет проходить сама процедура лицензирования, пока неясно. По мнению депутатов, инфобизнесмены должны сами разработать систему регулирования своей индустрии. Авторы инициативы считают, что инфобизнесмены должны создать саморегулируемую организацию, разработать «кодекс добросовестных практик», самостоятельно вести реестр инфомошенников и передавать информацию в МВД и Роскомнадзор. То есть следить за исполнением этого кодекса государство должно совместно с профессиональным сообществом.
Причём пока неясно, указанная саморегулируемая организация будет создана на базе какого-то из существующих объединений или это будет абсолютно новая структура. Дело в том, что на сегодняшний день уже существует несколько отраслевых объединений. Это Ассоциация содействия онлайн-образованию (ранее ― Ассоциация информационного бизнеса) и Ассоциация развития онлайн-образования. А на заседании Евгений Коган, инвестиционный банкир, блогер и профессор НИУ ВШЭ, предложил создать ассоциацию гильдий блогеров в разных областях, чтобы признанные профессионалы участвовали в регулировании сферы.
В чём разница между образованием и информационными услугами
Анатолий Вассерман, депутат фракции «Справедливая Россия ― за правду», который участвовал в заседании, отметил, что на данный момент авторы инициативы предлагают определять информационно-консультационные услуги как услуги, оказываемые на возмездной основе. Однако он считает эту формулировку некорректной, потому что довольно часто консультации дают бесплатно, но это не значит, что консультанты работают бескорыстно.
По его мнению, нужно ориентироваться не на возмездность, а на наличие обратной связи и её форму. По словам Вассермана, образовательные услуги ― это всё, что предусматривает обратную связь для проверки степени усвоения материала. А консультационные услуги ― то, что даёт консультант, основываясь на изучении запросов и потребностей пользователя и групп пользователей. А всё остальное ― это просто информационная деятельность, просветительство.
С предложенными депутатом определениями согласился генеральный директор GetCourse Сергей Михайлов. А вот создание саморегулируемой организации для отрасли он не поддержал. Он объяснил, что такая организация должна на что-то жить ― то есть её участники должны вносить взносы. Это значит, что инфобизнесмены, которые хотят получить лицензию, будут платить деньги организации, которая принимает соответствующие решения. По мнению Михайлова, это создаст конфликт интересов.
Как считает Сергей Михайлов, эффективнее всего было бы внедрить регулирование на уровне рекламы. Он напомнил, что рекламные площадки (в отличие от гипотетической саморегулируемой организации) ― независимые участники рынка, которые получают доход не только от онлайн-школ. При этом за рекламу блогеры платят 30% от доходов, в то время как организации инфобизнесменов, предположил гендиректор GetCourse, удастся собирать с участников не более 2% от их доходов, а государство получает в среднем 6% от их заработка в виде налогов. Он считает, что озвученные проблемы, в частности с недовольством потребителей услугами инфобизнесменов, может решить запрет на указание в рекламе инфопродуктов гарантии результата.
Блогер Юлия Галыгина, которая представляла на заседании Ассоциацию содействия онлайн-образованию, заявила, что эта организация выступает против обязательного лицензирования инфопродуктов, но поддерживает введение системы саморегулирования. Там отмечают, что далеко не все инфопродукты являются образовательными, а лицензии могут распространяться на программы только с таким статусом. В ассоциации считают, что образовательные программы отличают объём, содержание, планируемые результаты и проведение итоговой аттестации и выдача дипломов.
В связи с этим в ассоциации считают обязательным использование дисклеймеров, предупреждающих, что продукт не является образовательным, а автор курсов не гарантирует каких-либо результатов. Члены ассоциации уже используют такие дисклеймеры на своих сайтах и в договорах оферты. Кроме того, Юлия Галыгина напомнила, что у ассоциации уже есть система аккредитации для её участников. Она считает, что наличие такого «знака качества» будет мотивировать блогеров проходить аккредитацию, открывать ИП или регистрировать самозанятость и становиться налогоплательщиками, выходя в «белое» поле.
Кстати, ранее Рособрнадзор поддержал предложение по запрету на использование в названиях юридических лиц, которые ведут образовательную деятельность, слов «академия», «университет» и «институт», если у них нет соответствующей лицензии.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Дело Аяза Шабутдинова и «Like Центра»: что о нём известно
- Где водораздел между EdTech и инфобизнесом? И всегда ли инфобизнес — инфомошенничество?
- «Инфобизнес — это способ массово увеличить степень образованности людей»
- Цитата недели: «Необходимо очертить границы инфорынка и отделить его от образовательного»