EdTech
#статьи

Оставят ли нейросети репетиторов без работы?

Разбираемся в реальных рисках, основываясь на данных исследований, а также на мнениях представителей EdTech-компаний и самих репетиторов.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

С тем, что школьным учителям не грозят массовые увольнения из-за развития образовательных технологий на базе искусственного интеллекта, вроде бы уже всё ясно. Даже в странах, где в государственных школах внедряют ИИ-помощников (например, в ОАЭ и Сингапуре), технологии воспринимают не как замену учителей, а как их помощников.

Но что насчёт репетиторов — преподавателей, которые работают вне школьной системы и помогают детям и подросткам подтягивать знания по разным предметам, готовиться к экзаменам, а взрослым — осваивать иностранные языки? В последние пару лет на образовательных онлайн-платформах всё активнее развиваются так называемые ИИ-тьюторы или ИИ-репетиторы — цифровые помощники на основе искусственного интеллекта (генеративных нейросетей), способные подбирать для учащихся задания, проверять их, давать обратную связь и тренировать те или иные навыки. Подписка на такие ресурсы может обойтись пользователям существенно дешевле, чем занятия с репетиторами-людьми. А этот фактор сильно повышает доступность и привлекательность таких инструментов. Снизит ли это спрос на репетиторские услуги?

Какие технологии способны выполнять функции репетиторов

Речь идёт об образовательных платформах-тренажёрах с адаптивным обучением и возможностями персонализации обучения (когда учебный контент подстраивается под потребности конкретного пользователя), а также об «умных» чат-ботах на основе генеративных нейросетей, выполняющих роль помощников.

Суть адаптивных образовательных платформ в том, что они, опираясь на цифровые данные о пользователе (например, о том, каков его текущий уровень знаний, а также о том, какие задания вызывают у него затруднения, каков его темп обучения и так далее), подбирают для него задания. Допустим, если пользователь решил несколько задач подряд без ошибок, система предложит задания потруднее. Если решения неверны, программа предложит повторить пройденный материал или потренироваться на более простых задачах.

Цифровые помощники в виде чат-ботов могут как дополнять функциональность адаптивных платформ, так и быть самостоятельными продуктами. Пользователь вступает с таким ботом во взаимодействие, как с человеком — переписывается с ним или общается голосом. Эта функция может выглядеть как знакомое по разным онлайн-сервисам диалоговое окно для переписки, дополненное визуальным аватаром или без него, так и как реалистичный человеческий образ с голосом и мимикой, сгенерированный с помощью нейросетей.

Скриншот: Skyeng / Skillbox Media

Так выглядит Detroit Test — чат-бот Skyeng, способный определить уровень владения английским языком в устной речи пользователя.

Скриншот: Skyeng / Skillbox Media

А это чат-бот «Skysmart AI ЕГЭ Эксперт» — он предлагает задания из устной и письменной части ЕГЭ по английскому языку и сразу же проверяет ответы.

Скриншот: Skysmart / YouTube

Это диалоговый тренажёр на основе ИИ (американский игровой симулятор SkillGym), где с пользователем реалистично общается персонаж, созданный с помощью образа актёра и демонстрирующий те или иные реакции в зависимости от действий пользователя.

Бот на основе ИИ может как объяснять материал, так и давать учебные задания и проверять их. Такие боты сделали большой скачок в развитии в 2023 году — после появления ChatGPT и похожих сервисов на базе генеративных языковых моделей (например, Gemini от Google, YandexGPT), на основе которых можно создавать ботов.

Описанные выше инструменты называют ИИ-репетиторами или ИИ-тьюторами, ИИ-помощниками. Шире всего такие технологии сегодня распространены на платформах, специализирующихся на обучении детей математике и информатике, детей и взрослых — иностранным языкам. Иван Илларионов, директор по развитию образовательной вертикали «Самолётум» (входит в ГК «Самолёт»), так объясняет причину этой избирательности: алгоритмичные предметы — например, математика и информатика — «низко висящее яблоко» при реализации предметного ИИ-помощника, потому что по ним создать ИИ-помощника проще. А вот для более абстрактных дисциплин сделать это сложнее, хотя и нельзя сказать, что невозможно, — например, в «Самолётуме» разработали ИИ-тьютора по обществознанию.

Освоение иностранного языка тоже требует множества в каком-то смысле алгоритмичных действий — отработки использования грамматических правил и выполнения заданий на запоминание лексики.

Есть ли от ИИ-репетиторов реальная польза?

О том, насколько занятия с ИИ-репетиторами эффективны в сравнении с занятиями с репетиторами-людьми, серьёзных сравнительных научных исследований, похоже, пока нет. Но есть данные американского эксперимента, демонстрирующие, что совмещение групповых занятий школьников математикой с репетитором и индивидуальных занятий на адаптивной онлайн-платформе позволяет добиться неплохих результатов. Причём это выходит дешевле, чем использование лишь услуг репетитора.

В том американском эксперименте школьники занимались в группе, но при этом репетитор мог уделить каждому из них персонально больше внимания, чем обычно, благодаря тому, что часть заданий ребята выполняли без его помощи на адаптивной платформе (пока репетитор занимался с одними детьми, другие выполняли задания на платформе, потом они менялись местами).

Такой подход позволяет встречаться с репетитором реже, получая тот же полезный эффект. При этом подписка на адаптивную платформу плюс более редкие занятия с репетитором могут в сумме обойтись дешевле, чем частые занятия лишь с репетитором (тем более индивидуальные). А значит, благодаря такой схеме занятий потребность в услугах репетитора снизится.

Вопросом об эффективности образовательных помощников-ботов некоторое время назад задались учёные из Китая. Они проанализировали 24 исследования на эту тему и выяснили, что использование таких ботов действительно может благотворно влиять на учебные результаты. Правда, тогда исследователи отметили пару нюансов:

  • Со временем положительный эффект от использования ботов снижается.
  • Такие инструменты оказывают заметное положительное влияние только на взрослых учащихся, а среди школьников статистически значимых улучшений не выявлено.

Однако второе было, возможно, связано с тем, что дети не всегда могут достаточно внятно сформулировать письменные запросы к боту и до конца понять его ответы, особенно если для этого нужно использовать математическую терминологию (на это обратил внимание американский эксперт по математическому образованию Дэн Майер).

Но учитывая, что этот обзор опубликовали в мае 2023 года и проанализированные в нём исследования были ещё более ранними, они касались менее совершенных ботов, чем существующие уже сейчас, спустя год. Инструменты на основе генеративных нейросетей развиваются семимильными темпами. Теперь с умными ботами можно общаться голосом, что для детей гораздо удобнее, чем переписка. Упрощает ли это коммуникацию на занятиях математикой — пока вопрос, но вот для занятий иностранным языком это, очевидно, удобно.

«Уже сейчас есть боты-собеседники, которые поговорят со студентом, покажут ошибки, расскажут, как лучше сказать, объяснят грамматику, проверят правописание и так далее», — отмечает Антон Макаров, академический менеджер продукта онлайн-школы Skyeng.

Он добавляет, что пока у ИИ-продуктов есть трудности с построением индивидуальных программ для пользователей. Тем не менее спикер считает, что решение этих проблем — дело времени, так как находить слабые места каждого ученика и подстраивать контент под него ИИ-инструменты уже сейчас способны быстрее и дешевле, чем репетиторы-люди.

Иван Илларионов уверен, что ИИ-помощники способны предотвращать педагогическую запущенность, действуя на опережение. То есть быстро компенсировать пробелы в знаниях, которые возникают у учащихся, — например, подтянуть троечника до уровня хорошиста.

Получается, ИИ-репетиторы уже сейчас способны всерьёз конкурировать с живыми преподавателями, а перспективы у них вообще блестящие? Не всё так просто.

Недостатки ИИ-репетиторов в сравнении с репетиторами-людьми

Эксперты из Института Томаса Б. Фордхэма (США) основываясь на множестве источников, предположили, что пользу от учебных ИИ-сервисов получают только самые мотивированные ученики. Авторы сослались среди прочего на исследование, проведённое среди почти 6 тысяч пользователей Академии Хана (Khan Academy) — крупной американской платформы для занятий по школьным предметам. Оказалось, что лишь 11% готовы использовать платформу в соответствии с рекомендациями 30 минут в неделю, а остальные — нет. Эти 11% мотивированных оказались и более успешными в учёбе, чем остальные.

Проще говоря, эффект от любых цифровых ресурсов для занятий (в том числе от ИИ-репетиторов), похоже, извлекают дети и подростки, которые и из обычного учебника способны получить максимум пользы — просто потому, что они настроены усердно его штудировать и обладают достаточно высокой самоорганизацией. Но таких детей, будем честны, меньшинство.

«У детей недостаточно навыков самоорганизации, чтобы учиться с помощью автоматизированных систем. Нужен обязательно контроль взрослого. Да и не всякий взрослый тоже способен учиться самостоятельно», — говорит Ольга Ребко, репетитор по английскому языку.

С этим аргументом согласен и Антон Макаров. По его мнению, даже когда нейросети научатся ещё лучше вовлекать учащихся в образовательный процесс с помощью геймификации, адаптивности и персонализированного фидбэка, они вряд ли смогут полностью заменить человеческую способность мотивировать, вдохновлять и поддерживать.

«Поэтому нельзя сказать, что репетиторы исчезнут, скорее изменится их роль. Хард-скиллы и роль „носителя знаний“ будут менее важны, а эмпатия, „мотиваторство“ и подстройка под ученика, а также цифровая грамотность, которая разблокирует возможности пользоваться ИИ, станут важнейшими», — считает академический менеджер продукта онлайн-школы Skyeng.

Мария Косберг, руководитель команды образовательного контента платформы интерактивных домашних заданий для учителей российских школ «Skysmart Класс», тоже считает, что, хотя уже сегодня существуют продукты, которые позволяют эффективно обучать детей без участия преподавателя, полная замена репетиторов пока невозможна. Прежде всего потому, что нейросети не обладают эмпатией, которая играет важную роль в учебном процессе (хотя они и умеют уже распознавать эмоции пользователя, но реалистично проявить эмоции со своей стороны, конечно, неспособны). Проблему отсутствия у нейросетей эмпатии и эмоционального интеллекта также отметил Иван Илларионов.

Мы опросили нескольких репетиторов, видят ли они угрозу для своей профессии в развитии ИИ-помощников, — и оказалось, что нет. Главная причина как раз в том, что даже самая продвинутая нейросеть неспособна оказать на ученика такое воздействие, как человек, ведь работа репетитора — это не только передача знаний и тренировки навыков, но и определённое влияние. И чем менее ученик мотивирован и самоорганизован, чем меньше он верит в свои способности, тем больше ему требуется такое влияние. Кроме того, почти все репетиторы убеждены, что для учеников большое значение имеет личность преподавателя, — а её не сымитировать.

Репетитор по английскому языку Анастасия Кичкирева разложила свою работу на отдельные функции, чтобы посмотреть, какие из них может выполнить ИИ-помощник. Получилось, что он способен лишь подобрать персонализированные материалы, оценить письменную работу ученика и то, насколько правильно тот говорит, уместно ли применяет лексику. Но функций, которые искусственному интеллекту недоступны, по её мнению, гораздо больше:

  • перформанс-коучинг, то есть способность поддержать ученика перед экзаменом, подбодрить перед интервью, «контейнировать» негативные эмоции;
  • передача жизненного опыта (способов справиться с теми или иными жизненными задачами, используя изучаемый язык);
  • помощь в преодолении травмы от предыдущих неудачных опытов — например, от занятий со слишком строгим преподавателем;
  • организация времени занятий (по наблюдениям Анастасии, многих людей мотивирует знание того, что в определённое время их ждёт преподаватель, а значит, нельзя просто так отменить занятие — тогда как отказ от занятия с ИИ-репетитором вряд ли вызовет чувство неловкости);
  • передача преподавателем его способа мышления (как он анализирует, какие связи замечает и как он учит других это делать).

А репетитор по немецкому языку Александра Плотникова говорит, что ей сложно представить, каким образом ИИ-помощник справится с такими типичными для неё задачами, как:

  • перенастройка урока в зависимости от настроения и степени усталости ученика. О настроении и усталости часто свидетельствуют невербальные сигналы, тогда как на словах ученик может сообщить, что у него всё в порядке (эту незаменимую практику — считывать эмоциональное состояние ученика и настраивать под него содержание урока — упомянули почти все опрошенные преподаватели);
  • объяснение нюансов разговорной речи в тех случаях, когда речь идёт об очень специфических или локальных особенностях.

Фатима Рамазанова, преподаватель французского языка и русского языка для иностранцев, напоминает, что в изучении иностранного языка бывает ещё такое явление, как психологический блок на общение на изучаемом языке с иностранцами.

«Учась на педагога в университете, мы в том числе проходили несколько предметов, связанных с психологией. Это помогает адаптировать методику преподавания в соответствии с запросами ученика — например, если есть языковой блок, — говорит она. — ИИ хорош для автоматизации и заучивания, но мне сложно представить, как он справится с такой моей типичной задачей, как помощь в преодолении языкового блока», — говорит она.

Репетиторы не верят, что ИИ-помощник сможет дать учащемуся впечатление живого общения, эмоций, эмпатии. «Даже если он как-то пытается реагировать и подражать, копировать эмоции, поведение людей, экспрессивность, всё равно люди будут понимать, что это не живой человек. И я считаю, что это будет скорее демотивировать, чем мотивировать», — предполагает Маргарита Филатова, репетитор по английскому языку.

Кроме того, если говорить о детях и подростках, то по наблюдениям Маргариты, подавляющее большинство из них занимаются просто потому, что от них требуют этого родители. «Да, у них может быть какой-то интерес, мотивация, но всё это носит плавающий характер. Очень сложно поддерживать мотивацию в ребёнке постоянно», — поясняет она.

Поэтому, когда ученики перестают делать домашние задания или начинают выполнять их кое-как, один из действенных способов воздействия — привлечь на помощь родителей. Маргарита уверена: родители в этом случае принимают меры и настраивают детей на занятия не только потому, что заплатили за уроки деньги и хотят, чтобы от этого был толк, но и потому, что «срабатывает чувство стыда: родителям становится неловко за то, что их дети начинают „косячить“».

«Я, честно говоря, не представляю такой ситуации, если бы на моём месте был какой-нибудь ИИ-репетитор. Ну окей, робот, допустим, тоже передаст родителю, что ребёнок плохо занимается. Но это не вызовет такого эмоционального отклика. Родитель, скорее, так отреагирует: „Ребёнок не сделал, ну и ладно, сделает в следующий раз“. То есть не будет этой эмоциональной связи, не будет чувства ответственности и стыда, на котором очень часто держится мотивация и успех детей», — рассуждает она.

Ещё одним недостатком ИИ-репетиторов преподаватели назвали ограниченность методов обучения, которые они могут применить. Так, педагог, в отличие от ИИ-тьютора, способен не только выбрать одну преднастроенную методику из множества разных, но и творчески объединить несколько и соединить персонализированные материалы в связную программу.

Даже в преподавании математики, несмотря на её алгоритмичность, не всё поддаётся цифровизации, потому что это не только тренировки решений по шаблону. Репетитор по математике Катерина Гордеева объясняет, что преподаватель по этому предмету в первую очередь учит размышлять, выходить за границы, строить логические цепочки, а не просто решать задачи по схеме. Помимо этого, ученикам часто нужно по многу раз объяснять одно и то же разными способами.

«В математике очень важно понимание каждого действия, которое совершаешь, а не просто запоминание решений типовых заданий. Я часто прошу своих учеников после каждого действия отвечать на вопрос: „Почему именно так?“ И каждая задача может иметь несколько способов решения. Поэтому тут скорее важно помочь ученику самостоятельно найти свой путь к решению, направляя и подсказывая, а не предлагать „готовое решение“. Мне сложно представить, что ИИ справится с этой задачей», — отмечает она.

По её наблюдениям, ИИ пока с трудом справляется с решением многих математических задач, но она считает, что в будущем он станет незаменимым инструментом для преподавателей математики и их учеников.

Кстати, даже в части простых методик и приёмов ИИ-репетиторы тоже порой удостаиваются критики, но это уже вопрос настроек конкретных платформ и сервисов. Уже упоминавшийся выше эксперт по математическому образованию Дэн Майер критиковал чат-бота Khanmigo на основе GPT-4, помогающего пользователям образовательной платформы Khan Academy, за то, что тот не даёт положительную обратную связь — не отмечает успехи ученика, хотя это педагогически важный приём.

А эксперт по обучению иностранным языкам Аркадий Зильберман, CEO компании Language Bridge Technology, утверждал, что простое исправление ошибок пользователя в грамматике и произношении, которое обычно проводят диалоговые цифровые помощники на языковых платформах, на самом деле не помогает запоминанию материала (хотя, возможно, верность этого тезиса нуждается в проверке исследованиями).

Руководитель команды образовательного контента платформы интерактивных домашних заданий для учителей российских школ «Skysmart Класс» Мария Косберг и директор по развитию в «Самолётуме» Иван Илларионов называют ещё одну причину, по которой нейросети пока проигрывают конкуренцию живым репетиторам: дело в том, что искусственный интеллект нужно постоянно обучать. Иван отмечает, что по этой причине для развития ИИ-технологий в образовании нужны «волевые решения, связанные с датацентричной культурой управления в целом и интенсификацией сбора цифрового следа образования в частности». А Мария поясняет, что для постоянного обучения нейросетей нужны базы данных, которые обновляются ежедневно, а в настоящее время таких возможностей у образовательных компаний мало.

В целом и сами педагоги, и создатели ИИ-репетиторов смотрят на эти технологические решения как на помощников преподавателей, а не как на их конкурентов. Многие опрошенные преподаватели сообщили, что изучают ИИ-инструменты и применяют их.

Кого ИИ-репетиторы всё-таки могут потеснить

Анастасия Кичкирева, которая признаёт, что ИИ способен выполнить некоторую часть её рабочих функций, хотя большинство ему недоступно, считает, что в некоторых случаях такие инструменты всё же могут составить конкуренцию людям — «на коротких дистанциях и для узких быстрых задач».

А Илья Хистрактор, репетитор по истории и обществознанию, создатель двух онлайн-курсов по подготовке к ЕГЭ и преподаватель в онлайн-школе, считает, что постепенное внедрение ИИ и замена рутинных операций в перспективе всё-таки сможет вытеснить преподавателей — но таких, которые работают как «безликая сила».

«В итоге, я уверен, рынок репетиторства распределится так, что недорогие продукты будут иметь ИИ-преподавание в основе, а премиальные продукты всё равно будут использовать работу живых преподавателей и позиционировать это как фишку процесса обучения», — прогнозирует он.

Похожую точку зрения высказал Алексей Богданов — он преподаёт информатику и сам экспериментирует с созданием образовательной ИИ-платформы. По его мнению, платформы, учитывающие модель ученика и модель дисциплины, в перспективе заменят не просто некоторых, а большинство репетиторов. «Мне сложно представить, с какой задачей ИИ не справится. На горизонте до 2030 года многие задачи кажутся разрешимыми», — прогнозирует он.

Более того, Алексей уверен, что уже сейчас онлайн-школы с хорошими платформами «ощутимо откусили пирог у репетиторов» и рынок быстро сокращается. Источниками знания и инструментами формирования навыков становятся платформы, а живое репетиторство будет дорогим и мало кому доступным, оно трансформируется в коучинг и менторство. При этом он полностью согласен с тем, что человеку всё-таки нужен человек, поэтому всегда останутся родители, которые будут искать своему ребёнку именно живого репетитора.

Вполне возможно, что в конечном счёте ответ на вопрос о том, удастся ли ИИ-репетиторам потеснить большинство «конкурентов»-людей, зависит не от того, насколько технологии способны освоить «чисто человеческие» функции, а от того, захотят ли люди этими технологиями массово пользоваться, будет ли к ним доверие, особенно если это касается обучения детей.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована