EdTech
#статьи

Онлайн-курсы, ориентированные на людей старшего возраста, — перспективная ниша?

Кажется, всерьёз этим вопросом никто не интересовался, потому что глубоких системных исследований нет. Зато мы собрали мнения экспертов.

Фото: Halfpoint Images / Getty Images

Старение населения — общемировой тренд, характерный почти для всех стран. По данным ООН, в 2022 году люди в возрасте от 65 лет составляли 10% от всего населения планеты, а к 2050 году этот показатель вырастет до 16%, но в разных странах свои соотношения разных возрастных когорт, и есть страны, где доля пожилых гораздо больше. По данным Росстата, в России она составляет 24% и будет продолжать расти. По прогнозу службы, к 2046 году она вырастет почти до 27%.

В связи с увеличением доли пожилых всё чаще можно услышать понятие «серебряная экономика» — так называют сегмент продуктов и услуг для представителей старшего поколения. Это касается и образовательных продуктов — аналитики венчурного фонда Brighteye Ventures и платформы для анализа стартапов и венчурного капитала Dealroom.co ещё в 2022-м назвали многообещающими перспективы EdTech-продуктов, ориентированных на пожилых. А в Китае уже заметили, что такие образовательные курсы набирают популярность. Аналогичный тренд, похоже, зарождается и в России — некоторые опросы показывают, что россияне старше 50 лет готовы осваивать IT-специальности (вот история человека, который это сделал в 60+ и нашёл работу по новому профилю). А в 2022-м в Москве онлайн-курсы стали пользоваться особой популярностью у пользователей в возрасте 60–75 лет.

Иными словами, интерес к обучению у старшего поколения вроде бы есть. При этом в профобучении людей старшего возраста существуют определённые особенности, что необходимо учитывать при методологической разработке образовательных продуктов для них. Это говорит о том, что если рассматривать эту целевую аудиторию как перспективную, то необходимо разрабатывать продукты специально для неё. Однако платёжеспособность этой потенциальной целевой аудитории не кажется достаточной, что сильно снижает интерес к ней со стороны EdTech-индустрии.

Возможно, именно с этим связано то, что пока в России не очень много студентов онлайн-курсов, принадлежащих к «серебряному поколению». Более того, даже студентов старше 45 лет заметно меньше, чем представителей более молодых возрастных групп. Из-за этого в маркетинговых исследованиях EdTech-компаний в качестве аудитории старшего возраста принято обозначать возрастную группу 45+, хотя этот возраст далёк даже от предпенсионного. То есть понятие «старший возраст» в данном случае очень условное.

Опрос, проведённый «Нетологией» в 2023 году, показал, что россияне старше 45 лет составляли 23% среди тех, кто учился онлайн. Но нужно брать во внимание, что в том опросе учитывались все сегменты онлайн-образования, включая курсы для развлечения и общего развития, а не только по обучению профессиям и профессиональным навыкам. Не исключено, что россияне из старших возрастных групп охотнее покупают недорогие программы развлекательной тематики, которые проходят в качестве хобби, чем курсы профессиональной подготовки и переподготовки — этот вопрос заслуживает отдельного изучения.

Фото: Pixel-Shot / Shutterstock

Мы постарались разобраться, сколько в онлайн-школах «возрастных» студентов, а главное — видят ли представители индустрии перспективы в производстве образовательных продуктов для сегмента старшего возраста.

Сколько в онлайн-школах студентов в возрасте 45+, 50+, 60+ и так далее

Среди студентов Skillbox на возрастную группу 45+ приходится только 10%. Из них:

  • 45–49 лет — 5,5%;
  • 50–54 — 2,8%;
  • 55–59 — 1,1%;
  • 60–64 — 0,4%;
  • 65–69 — 0,1%;
  • 70+ — 0,1%.

В каждой из этих групп самым популярным направлением стало программирование (то есть интерес к обучению в сфере IT у старшей возрастной группы действительно есть). Далее во всех них следуют управление, дизайн и маркетинг, но в разных возрастных сегментах они занимают разные места.

В «Нетологии» затруднились назвать точную долю студентов старше 45 лет, однако сообщили, что их число ежегодно растёт, и назвали самые популярные направления платформы среди представителей этой возрастной группы. Это велнес и преподавание, их выбирают 17,9% студентов. Вторыми по популярности стали IT-курсы, ими интересуются 14,7% учащихся старше 45 лет.

А вот в Skillfactory отметили, что у них общий процент студентов старше 45 лет был на пике в 2020 году и тогда составил 8%, а после этого наметился тренд на его снижение:

  • в 2021 году — 7,8% от общей численности учащихся;
  • в 2022-м — 7,8%;
  • в 2023-м — 4,7%;
  • в 2024-м — 4%.

По статистике Skillfactory, студенты старшей возрастной группы чаще всего выбирают программы Data Science (от числа всех студентов этого направления по данным за 2020–2023 годы их доля составляет 9,7%), а также разработки, администрирования и тестирования ПО (в лидерах по данному направлению курс «Системный администратор», на нём 10,4% студентов старше 45 лет). При этом значительно реже студенты старшего возраста интересуются программами по дизайну (они составляют 3,9% от числа всех студентов этого направления, по данным за 2020–2023 годы).

Кроме того, известно, что на магистерских программах Skillfactory студенты в возрасте 46–55 лет составляют 8% от общего числа. В отдельных случаях на эти программы приходят люди старше 56 лет. Судя по исследованию социально-демографического портрета студентов онлайн-магистратуры «Вышки Онлайн», среди них встречаются люди до 59 лет, но их доля невелика (точную цифру аналитики не называют, выделяя общую группу «старше 30»).

Не так давно агентство Smart Ranking составило общие соцдем-характеристики аудитории EdTech-платформ Skillbox, Skillfactory, «Яндекс Практикум», «Эльбрус Буткемп», SF Education, TutorPlace и City Business School и выяснило, что в среднем студентов старше 50 среди них 8%.

Фото: Halfpoint / Shutterstock

Евгения Шмелева, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, отмечает, что обучение профессиональным навыкам не является приоритетом или выраженным интересом у старшего поколения. Только 5% россиян в возрасте 65+ готовы повысить квалификацию для повышения доходов своей семьи и лишь 8% готовы получить образование по новой специальности (в 45–54 эти доли составляют 17% и 11% соответственно). Такие данные приводятся в мониторинге НИУ ВШЭ «Готовность к переменам» за 2023 год. В нём же говорится, что в случае утраты работы и возможностей устроиться на новую по той же специальности только 15% россиян старше 65 лет готовы пройти переобучение, чтобы устроиться по другой специальности (среди россиян в возрасте 45–54 таких вдвое больше).

Может ли аудитория старшего возраста быть платёжеспособной?

Все опрошенные Skillbox Media эксперты, представляющие EdTech-компании, считают, что в целом у старшего поколения есть возможности оплачивать учёбу. Притом что в России доходы зависят не столько от квалификации, сколько от возраста (с возрастом они снижаются), многое зависит от вида экономической деятельности, говорит Алексей Дворецкий, руководитель команды R&D и программный директор направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory. «Например, среди врачей, учёных и других работников умственного труда, особенно в экспертном сообществе, ситуация обратная: с возрастом зарплата увеличивается вместе с ростом уровня компетентности», — объясняет он.

Согласно внутренней статистике Skillfactory, основанной на анкетах студентов, у 34% учащихся старше 45 лет месячный доход составляет от 50 до 100 тысяч рублей, а у 18% — более 100 тысяч. Из этого Алексей делает вывод, что этот сегмент может быть платёжеспособным.

А Наталья Влодавская, руководитель клиентского опыта Skillbox, отмечает, что в 50–60 лет россияне ещё ведут активную профессиональную деятельность, и многие из них добирают недостающие компетенции. И хотя примеров профессиональной переподготовки в этом возрасте не очень много, они всё же имеются — например, кто-то хочет освоить более спокойную профессию или начать работать из дома. Есть и такие примеры, когда люди пытаются реализовать мечту молодости. Один из примеров (не единственный) в Skillbox — Нина Осмоловская, в прошлом хирург-онколог, которая в 69 лет, наконец, позволила себе вернуться к детскому хобби (она любила рисовать, ходила в изостудию) и начала осваивать скетчинг и коммерческую иллюстрацию.

Наталья добавляет, что если речь идёт о неработающих пенсионерах, то у них действительно невысокие доходы и меньше возможностей взять кредит. Но и длительное дорогостоящее обучение им, как правило, не нужно:

«Кажется, что многим достаточно отдельных курсов по интересующему предмету или хобби, на которые хватит пенсии или которые легко получить в подарок. А работающие пенсионеры точно легко могут себе это позволить», — поясняет она.

Результаты опроса, проведённого в 2023 году «Нетологией», показывают, что среди россиян в возрасте от 45 до 64 лет более 9% готовы тратить на обучение не более 50 тысяч рублей в год. При этом 21% может тратить не более 5 тысяч, а ещё 25% — не более 10 тысяч. И чаще всего опрошенных мотивировало к онлайн-учёбе именно желание повысить доход. Так ответили 28% из тех, кто уже учился на курсах.

«Это говорит о том, что многие люди в возрасте всё равно стремятся к улучшению своего финансового положения, не боятся осваивать новые профессии и выбирать для этого формат онлайн-обучения», — считает Татьяна Смирнова, экс-руководитель образовательного продукта​​ «Нетологии».

Кстати, статистика Skillfactory показывает, что 35,5% студентов старшего возраста выбирают программы, направленные на получение новой профессии, а повышают квалификацию 19,2%.

Фото: Julia Zavalishina / Shutterstock

Ещё 16,6% в качестве мотивации указали желание самореализоваться, 7,4% — систематизировать имеющиеся знания и навыки, а 2% — перейти на руководящую должность.

Позволяют ли цифровые навыки старшего поколения учиться онлайн?

Может ли онлайн-образование стать востребованным у людей старше 50 и 60 лет, зависит не только от их интереса к образованию вообще и от платёжеспособности, но и ещё от одного фактора — насколько онлайн для них комфортная среда для обучения. А это зависит от того, являются ли они опытными пользователями цифровых ресурсов. На этот счёт мнения экспертов расходятся.

Так, Наталья Влодавская отмечает, что у тех, кому сейчас лет 50–60, активный период жизни пришёлся на бум технологий — проще говоря, это уже не те люди, которые не знают, с какой стороны подойти к компьютеру или смартфону, они вполне способны учиться онлайн и в чём-то у них для этого даже больше возможностей, чем у молодых:

«Они точно так же умеют работать в интернете, как молодёжь, и при этом способны поглощать большие объёмы информации, не страдая клиповым мышлением. У людей старшего возраста чаще больше свободного времени, нет маленьких детей и карьерной гонки, они могут учиться с большим вниманием и удовольствием».

С этим соглашается Анастасия Капуза, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Она отмечает, что сайт «Одноклассники» стал популярен в группе 40+ около десяти лет назад, а значит, мы вступаем в эру, когда многие люди возраста, традиционно считающегося старшим — то есть те, кому более 60 лет, — скорее всего, уже привыкли пользоваться интернетом и цифровыми решениями для самых разных задач. «Возможно, не сейчас и не через год, но онлайн-курсы и циклы лекций в интернете могут заменить передачи по телевизору. Важный вопрос — их стоимость», — подчёркивает она.

Однако, как отмечает коллега Анастасии из Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Евгения Шмелева, имеющиеся данные не подтверждают того, что мобильные устройства и интернет — дело уже привычное. Она напоминает, что, по данным опроса ВЦИОМ, у более чем трети пожилых россиян старше 60 лет даже нет смартфона. По данным исследования НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств» за 2023 год, около половины россиян старше 65 лет не пользуются интернетом.

Кроме того, Исследование цифрового неравенства в России и его влияния на цифровизацию экономики и общества, проведённое Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2022 году, показало, что даже активное использование интернета ещё не говорит о цифровой грамотности. Проще говоря, если человек регулярно заходит в социальные сети и пользуется мессенджерами, это ещё не значит, что учиться онлайн и тем более осваивать цифровые профессии ему будет легко.

Перспективы онлайн-курсов для аудитории старшего возраста

Наталья Влодавская полагает, что сегмент онлайн-обучения для серебряного поколения в России может стать перспективным направлением — но если этому будет содействовать государство.

Фото: SeventyFour / Shutterstock

А Алексей Дворецкий из Skillfactory считает, что ниша образовательных продуктов для людей предпенсионного, пенсионного и «серебряного» возраста вряд ли будет достаточно большой, чтобы имело смысл запускать продукты, ориентированные именно на эту целевую аудиторию. По его мнению, достаточно программ с широким позиционированием (то есть без фокуса на конкретной возрастной группе), которые будут востребованы в том числе и среди аудитории старшего возраста, и среди молодых.

Татьяна Смирнова тоже думает, что в ближайшей перспективе курсы для людей серебряного возраста — то есть ориентированные на группу 60+ — вряд ли будут приносить большую прибыль. По её словам, это связано с несколькими факторами:

  • уровень дохода в этом возрастном сегменте ниже, чем у представителей других групп;
  • у людей в этом возрасте меньше сформирована привычка постоянно учиться и платить за обучение;
  • прогнозируемая продолжительность жизни этой возрастной группы ниже, чем у более молодых россиян.

А вот если рассматривать возрастную группу 45–59 лет, то вырисовывается иная картина: у её представителей выше и доходы, и ожидаемая продолжительность жизни. Кроме того, россияне этого возраста сталкиваются с повышением пенсионного возраста и изменениями требований на рынке труда. Это значит, что им нужно повышать свои компетенции и осваивать новые навыки. Поэтому в будущем направление курсов для людей старшего возраста будет развиваться, считает Татьяна.

Это подтверждают и данные опроса, который ВЦИОМ провёл в 2024 году. Участников попросили рассказать, проходили ли они обучение (курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, мастер-классы, тренинги) в течение предыдущих пяти лет. Оказалось, что доли тех, кто проходил обучение в промежутке от трёх до пяти лет до опроса, в возрастных группах от 45 до 59 лет и от 60 лет примерно одинаковы. А вот доли тех, кто проходил обучение за последние два года — год, в этих двух возрастных сегментах различаются заметно:

  • в течение последнего года проходили обучение 7% респондентов от 60 лет и 30% респондентов 45–59 лет;
  • в течение последних двух лет проходили обучение 2% респондентов от 60 лет и 9% респондентов 45–59 лет.

Это говорит о том, что у представителей группы 45–59 лет действительно лучше сформирована привычка учиться и, похоже, в последние годы им приходится учиться всё чаще и чаще.

Кстати, ранее в колонке для «РБК Трендов» Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech-кластера информационных технологий фонда «Сколково», отметила, что на фоне увеличения срока жизни в России наблюдается снижение рождаемости. Это значит, что молодых специалистов становится всё меньше. В связи с этим она ожидает появления EdTech-проектов с фокусом на обучении «возрастных» студентов:

«40-летний человек уже не воспринимает собственный возраст как предпенсионный. У него впереди ещё 20 лет для продолжения развития карьеры. Уже накоплен опыт, контакты. Это уникальный специалист! Предрекаю, что очень скоро тренд „не брать на работу 40-летних“ совсем уйдёт в прошлое и сменится на ажиотаж вокруг них: начнут появляться EdTech-проекты с фокусом на обучении „возрастных“ студентов».

Что ещё важно учитывать при запуске курсов для пожилых

Эксперты назвали и основные ограничения, с которыми сталкиваются студенты старшего возраста. По мнению Алексея Дворецкого, это недоверие к онлайн-формату и сложности в адаптации к новому формату учёбы.

Фото: Maria Symchych / Shutterstock

То же подтверждает и Татьяна Смирнова: статистика «Нетологии» показывает, что студентам 44,8% студентов в возрасте 45+ не всегда хватает личного контакта с преподавателями, а у 36,8% возникают технические трудности. Ещё 25,3% таких учащихся в качестве сложностей называют слабый контакт с сокурсниками, 18,2% — низкую самодисциплину и мотивацию, а 12,4% — большое количество незнакомых для них терминов. Наконец, некоторым студентам не удаётся завершить обучение из-за проблем со здоровьем — например, из-за плохого зрения или больной спины.

По мнению Татьяны, действительно перспективным направление курсов, ориентированных на людей старшего возраста, может стать, если:

  • увеличатся доходы россиян, входящих в эту группу;
  • у них сформируется понимание ценности обучения;
  • эти программы будут учитывать особенности обучения людей старшего возраста.

«Как нам кажется, обучение людей старшего возраста должно закрывать не только потребности в формировании знаний и навыков, но и потребности в общении, собственной ценности. Получение отдачи от новых знаний возможно не только в росте дохода, но и в социальной значимости, признании. EdTech не только может, но и должен способствовать тому, чтобы стереотипы об эффективности людей старшего возраста уходили в прошлое, и формировать новый образ „серебряного“ возраста как возраста продуктивного и успешного», — резюмирует она.

Анастасия Капуза, в свою очередь, объясняет, что в контексте вовлечённости традиционно рассматривают три её компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Однако порой важно учитывать и четвёртый компонент — социальный. Именно он может оказаться особенно важным для учащихся старше 60 лет — многие в этом возрасте могут чувствовать себя одиноко и искать в обучении прежде всего сообщество и общение.

А Евгения Шмелева назвала потенциально перспективные направления курсов для пожилых:

  • повышения цифровой и финансовой грамотности (как сберечь, приумножить средства);
  • досуговые практики (совместные с другими людьми);
  • обучение как способ борьбы с ментальными заболеваниями;
  • приобретение навыков для волонтёрской деятельности (для развития навыков, необходимых для помощи другим людям).

Говоря об обучении как о способе борьбы с болезнями, она отметила, что видит в этом направлении особый потенциал, поскольку такие программы можно проводить совместно с медицинскими центрами, что к тому же позволило бы глубже исследовать позитивный эффект обучения на снижение риска деменции и других подобных заболеваний.

А последний пункт она объяснила тем, что волонтёрство помогает преодолевать жизненные трудности и формировать сообщества, что особенно важно в старшем возрасте.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована