Общие инвестиции венчурного капитала рынка EdTech резко упали с пика почти в 21 миллиард долларов в 2021 году до прогнозируемых 5 миллиардов в 2024 году — это минимальный уровень за последние восемь лет. Надолго ли в отрасли задержится «венчурная зима», проанализировали эксперты из американского сообщества специалистов в сфере образовательных технологий EdTech Insiders.
В блоге сообщества отмечается, что на рынке ещё сохраняется некоторая активность инвесторов широкого профиля. Но она продолжает сокращаться, потому что EdTech-проекты не выглядят привлекательными для фондов, которые финансируют стартапы в разных сферах. В частности, инвесторов не устраивают относительно небольшой объём и выручка таких компаний.
Поэтому на американском рынке, который в основном приводят в пример эксперты, заметнее становится роль венчурных фондов со специализацией в сфере EdTech. Но в их деятельности тоже проявилось влияние «венчурной зимы»: инвесторы стали просить существенно более высокие доли в бизнесе стартапов, чем раньше. Если традиционная венчурная модель предполагает 20-процентную долю, то сегодня EdTech-фонды инвестируют в стартапы только при условии выкупа от 40 до 80%. То есть фактически за свои инвестиции они становятся владельцами-операторами этих компаний.
Вместе эти два тренда не позволяют надеяться на возвращение крупных инвестиций в EdTech. Это подтверждает и третий тренд, отмеченный аналитиками EdTech Insiders: основная стратегия венчурного капитала в EdTech сейчас — это, похоже, ожидание. На завершение раундов финансирования уходит значительно больше времени, чем прежде, повсеместно снизились и оценки компаний, и сами объёмы инвестиций (что и привело к рекордно низкому годовому показателю).
По оценке экспертов, такое затягивание процессов происходит из-за желания инвесторов обезопасить свои вложения — в том числе в свете развития ИИ. Дело в том, что выход новых моделей генеративного искусственного интеллекта может снизить актуальность различных EdTech-продуктов и обесценить инвестиции в них. Например, этой весной опасения за судьбу языковых школ возникли из-за выхода модели GPT-4o.
Как действуют в сложившейся ситуации руководители EdTech-стартапов? Эксперты отмечают, что компании стремятся получать гранты, призы и другие формы капитала, которые не будут снижать их долю в компании, и логичным образом всё меньше полагаются на труднодоступные инвестиции. Похоже, из «венчурной зимы» рынок EdTech выйдет сильно преображённым — но и сроки перемен, и будущие модели финансирования стартапов в области образовательных технологий пока неизвестны.
В России ещё в прошлом году наблюдалось снижение венчурного финансирования в EdTech, вызванное осторожностью инвесторов. Получить поддержку у российских фондов по-прежнему получалось у тех стартапов, которые генерируют выручку внутри страны. Но российские эксперты также советовали основателям искать дополнительные источники финансирования среди государственных мер поддержки, таких как гранты, займы и льготы.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!