«Наиболее эффективные ИИ-решения воспроизводят проверенные педагогические практики»
Венчурная компания, инвестирующая в EdTech-стартапы, систематизировала более 280 ИИ-инструментов и опубликовала полученные инсайты о состоянии рынка.
Иллюстрация: Аrmin Rimoldi / Gül Işık / Pexels / Phonlamai Photo / Shutterstock / Garetsvisual / Freepik / Annie для Skillbox Media
EdTech-решений на основе нейросетей становится так много, что сейчас многие эксперты принялись за их систематизацию. Так, американское сообщество специалистов в сфере образовательных технологий Edtech Insiders запустило базу данных ИИ-инструментов — копилку для тех, кто хочет быть в курсе новинок индустрии.
Венчурная компания Reach Capital, финансирующая EdTech-стартапы, провела своё исследование: проанализировала более 280 образовательных продуктов на базе генеративных нейросетей, чтобы выявить тренды и закономерности в этой сфере. По итогам анализа ИИ-решения разделили на ключевые категории, отражающие состояние рынка в 2023 году. А также сформулировали рекомендации для компаний, которые хотят на нём устойчиво развиваться. Руководитель платформы Reach Capital Тони Ван сформулировал основные результаты в статье, а мы предлагаем её пересказ.
Ключевые категории инструментов на основе ИИ
Инструменты на базе генеративного ИИ аналитики Reach Capital разделили на шесть основных категорий по задачам, которые они выполняют.
Персонализированное обучение и поддержка
Эти инструменты подстраивают процесс обучения и поддержку под индивидуальные потребности ученика, его уровень знаний или навыков, интересы и учебные цели. К ним, например, относятся ИИ-сервисы с учебными материалами и заданиями, тестами и флеш-карточками. Сюда же входят виртуальные тьюторы — чат-боты, способные отвечать на вопросы, объяснять материал и помогать в случае затруднений, а также боты для психологической поддержки.
Reach Capital отнесла в эту группу и «помощников учителя» — сервисы для автоматизации задач вроде планирования уроков, выставления оценок, отслеживания прогресса учащихся и так далее.
Примеры: Quizlet, Khan Academy, Chegg, Gradescope.
Профессиональное развитие и освоение навыков
Решения из этой группы помогают пользователям строить карьерную траекторию и формировать профессиональные навыки в соответствии с требованиями рынка труда и своим опытом. Они предназначены не только для индивидуальных пользователей — как правило, их можно эффективно встроить в корпоративные программы развития персонала.
Кроме того, к этой категории относятся инструменты для изучения иностранных языков и оттачивания коммуникативных навыков (в том числе, например, сервисы, помогающие составлять деловые письма).
Примеры: Stemuli, Quench.ai, Workera, Eightfold.ai, Duolingo.
Создание и улучшение учебного контента
В эту категорию попали всевозможные конструкторы и редакторы образовательного медиаконтента: текстов, иллюстраций, видео и целых учебных курсов. Инструменты для создания интерактивных и иммерсивных уроков тоже входят в эту группу — сервисы, которые превращают обычный текст в упражнение или викторину, позволяют создавать контент в виртуальной или дополненной реальности.
Примеры: Teachable, Nearpod, Atypical AI, Inworld, Curipod.
Управление эффективностью
Это сервисы и платформы, упрощающие организационные процессы. Их применяют в управлении образовательным учреждением, чтобы автоматизировать рутинные задачи, повысить эффективность работы и оптимизировать распределение ресурсов. Также в эту категорию попали инструменты для сбора и анализа данных.
Примеры: GoTeacher, Doowii, PowerSchool.
Исследовательская деятельность и доступ к информации
В первую очередь эту категорию представляют поисковые системы, способные отыскать в гигантском массиве данных (например, в базе научных публикаций) именно ту информацию, которую ищет пользователь. Также сюда включили инструменты, которые создают саммари объёмных текстов, и чат-боты, отвечающие на вопросы пользователя по содержанию документа.
Примеры: Google Scholar, Elicit, Consensus, Audemic Scholar.
Поддержка академической честности
И наконец, в шестой категории оказались инструменты для выявления академического мошенничества. Они распознают текст, созданный нейросетью, и определяют плагиат в работах учащихся.
Не все названные выше категории представлены на рынке одинаково. Как показал анализ Reach Capital, инвесторы больше всего вкладываются в ИИ-инструменты профессионального развития, персонализированного обучения и поддержки. По количеству разработанных продуктов лидируют инструменты для индивидуального обучения, платформы для освоения иностранных языков и сервисы-помощники учителя.
Как закрепиться на рынке образовательных ИИ-инструментов
Как отмечает Тони Ван, ландшафт ИИ-рынка в образовании продолжает видоизменяться, потому что нейросети сами по себе демократизируют создание новых ИИ-инструментов:
«Знания основ программирования и формулировки промптов значительно помогают создавать что-то полезное. Проще говоря, если какой-то продукт можно описать, то, вероятнее всего, его можно и разработать. В рамках нашего проекта мы встречали не только опытных инженеров, разработчиков и продуктовых дизайнеров, но также студентов и учителей, создающих образовательное ПО».
К тому же сам ИИ непрерывно эволюционирует, и существующие инструменты на основе нейросетей рискуют быстро устареть. Автор статьи называет несколько принципов, которые стоит учесть компаниям, желающим развиваться на рынке образовательных технологий.
Сделать исследования своим конкурентным преимуществом
Глубокое понимание того, как работают нейросети и большие языковые модели, как они развиваются, умение их настраивать и работать с промптами — одно из важных условий успеха. Поэтому компаниям стоит быть в курсе всех передовых исследований в этой области.
Собственные данные, на которых можно обучать нейросеть, также станут весомым преимуществом для EdTech-компаний, давно присутствующих на рынке. Однако, по словам руководителя платформы Reach Capital, новые стартапы вполне способны их догнать, предложив аудитории ценный пользовательский опыт — благодаря этому они смогут получить необходимый объём данных.
Применять эмпатию, чтобы удовлетворять запросы пользователей
Понимать, что именно нужно пользователям, какие задачи они решают ежедневно и каким образом им способен помочь искусственный интеллект — тоже крайне полезно. Поэтому неудивительно, отмечает Тони Ван, что одни из лучших ИИ-помощников учителя разработаны бывшими педагогами. Среди таких продуктов — планировщик уроков и генератор заданий MagicSchool.ai, а также инструмент для оценки письменных работ учеников enlightenAI.
Кроме того, разработчикам ИИ-инструментов стоит учитывать, каким образом их продукт интегрируется с технологиями, которые уже используются в школах, вузах или компаниях, обучающих сотрудников. Эти решения нередко устаревшие, но заменить их для организации оказывается слишком сложно или дорого.
Ставить педагогические принципы на первое место
«Лучшие EdTech-инструменты основаны на исследованиях в области образования, а наиболее эффективные ИИ-решения воспроизводят и масштабируют проверенные педагогические практики», — уверен Тони Ван. На ИИ-тьюторов возлагают большие надежды, и они вполне справляются с доставкой контента и учебных инструкций. Но насколько хорошо они мотивируют учащихся, способны ли учитывать особенности развивающегося мозга ребёнка или подростка? Об этом, считает автор статьи, стоит задуматься.
Учитывать ключевые бизнес-метрики
Когда ИИ-инструменты перестают быть горячей новинкой, удержание пользователей — хороший показатель того, популярен продукт только из-за «вау-эффекта» или имеет долгосрочную ценность. Технологии могут меняться, но основы бизнеса остаются стабильными. Поэтому удовлетворённость пользователей, сохранение уровня доходов, правильная юнит-экономика — важные факторы успеха.
Однако критерии результативности в новых условиях могут изменяться. Например, нормальным индексом LTV/CAC (это отношение пожизненной ценности клиента к затратам на его привлечение) считается 3:1 — то есть в среднем один клиент приносит компании в три раза больше денег, чем компания потратила на маркетинг и продажи с целью его привлечь. Однако применение ИИ снижает эти затраты, повышает производительность работы и ускоряет выход продукта на рынок. Так, по мнению специалистов Reach Capital, общепринятые критерии имеет смысл пересмотреть.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!