Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
EdTech
#статьи

Книжная новинка об истории Byju’s: «Ловушка обучения», Прадип Саха

Вышло большое журналистское расследование о наделавшем шуму падении индийского EdTech-гиганта.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Ловушка обучения. История взлёта и падения индийского эдтех-гиганта Byju’s».

Оригинальное название: The Learning Trap: How Byju’s Took Indian Edtech for a Ride.

Издательство: Fortis Press.

Год выпуска: 2025.

В 2011 году успешный индийский репетитор, инженер по образованию Байджу Равиндран вместе с женой Дивьей Гокулнат основал EdTech-стартап, названный в свою честь — Byju. Сначала компания разработала образовательную онлайн-платформу для школьников, а в 2015-м выпустила мобильное приложение Byju’s с курсами для самостоятельного обучения по школьной программе.

С помощью этого приложения компания достигла невиданных высот. В 2018 году она стала первым EdTech-единорогом в Индии — стартапом с рыночной оценкой стоимости, превышающей 1 миллиард долларов. В 2021 году число зарегистрированных в Byju’s пользователей превысило 100 миллионов (из них больше 6 миллионов оплачивали подписки), а рыночная стоимость компании достигла 21 миллиарда долларов.

Однако вскоре после этого оглушительного успеха, а именно — с 2022 года у компании начались серьёзные проблемы с кредиторами и инвесторами, а также с индийскими властями из-за задержек с финансовой отчётностью и агрессивных маркетинговых стратегий. Коротко об этих событиях можно прочесть в нашей статье. За время кризиса Byju’s уволила тысячи сотрудников, а осенью 2024 года Байджу Равиндран сообщил, что стоимость компании упала до нуля.

О том, как Byju’s завоевала многомилионную аудиторию в Индии и на западных рынках, а также о причинах её провала, журналист Прадип Саха написал книгу «Ловушка обучения. История взлёта и падения индийского эдтех-гиганта Byju’s». Автор несколько лет освещал в СМИ ситуацию вокруг Byju’s, а для книги провёл целое расследование — побеседовал со многими причастными лицами, включая самого Равиндрана, изучил финансовые документы компании. Подробно исследуя этот кейс, Прадип Саха демонстрирует, к чему может привести одержимость ростом любом ценой — как в сфере EdTech, так и в любом другом бизнесе.

Фото: PRASANNAPIX / Shutterstock

В основе стартапа лежала, на первый взгляд, благая идея: сделать образование доступнее для детей и подростков из провинции. И это в каком-то смысле удалось: по данным 2019 года, 60% пользователей Byju’s проживали за пределами крупных городов. Однако на деле эта идея, как пишет автор книги, обернулась манипуляциями с уязвимыми слоями населения.

Представители Byju’s буквально ходили по домам потенциальных пользователей, предлагая купить курсы. К покупке нередко склоняли малообеспеченные семьи, оформляя на родителей кредиты без учёта того, смогут ли заёмщики их выплатить. При этом получить возврат за оплаченный авансом курс было очень сложно. В 2022-м на такие подходы к продажам обратила внимание индийская Национальная комиссия по защите прав ребёнка, после чего Byju’s сменила стратегии на менее агрессивные.

Показательна и история с поглощением более десятка других образовательных стартапов, чтобы охватить новые сегменты рынка. Byju’s продолжала совершать приобретения и после того, как инвестиционных средств на это перестало хватать, взяв кредиты на сумму 1,2 миллиарда долларов. Позднее это решение, вкупе с другими управленческими промахами, обернулось судебными исками со стороны инвесторов и кредиторов.

По мере прочтения книги становится ясно, что и фантастический взлёт Byju’s, предшествующий падению, отчасти был обманом. Равиндран объявлял о масштабных инвестициях, которых не существовало на самом деле, а его менеджеры по продажам нередко сами покупали курсы и подписки, оформляли возвраты и платили снова — чтобы формально добиться нужных показателей роста.

Помимо конкретной истории Byju’s, Прадип Саха охватывает в книге прошлое и настоящее онлайн-образования в Индии: рассказывает о его развитии и проблемах, политических, социальных и экономических факторах, которые на него влияют. А в подготовке русскоязычного издания участвовали российские эксперты из EdTech-сферы и инвестиционной отрасли, дополнив его своими комментариями.

Кому будет полезно: основателям и руководителям EdTech-проектов, а также всем, кто интересуется рынком онлайн-образования.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована