EdTech
#статьи

Что не так с EdTech-продуктами для университетов

Своим видением поделились сами же вузы. Правда — иностранные, но кое-какие претензии к EdTech кажутся универсальными, не зависящими от страны.

Фото: Hill Street Studios / Getty Images

Казалось бы, уже существует множество полезных цифровых решений для самых разных задач, которые могли бы существенно упростить и ускорить работу университетов. Но на деле очень немногие вузы можно назвать по-настоящему технологичными и современными. В чём причина? Только ли в нехватке денег на внедрение крутых новинок?

Похоже, проблема глубже: есть много недопонимания между EdTech-компаниями, создающими ПО и прочие технологические решения для вузов, и самими вузами. На деле получается так, что разработчики и провайдеры недостаточно погружены в нюансы работы университетов, а предлагаемые продукты не всегда соответствуют тому, что действительно нужно.

Речь об этом идёт в отчёте, составленном по итогу работы проекта «Университеты и „единороги“». Он проводился в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2023-го и спонсировался Советом по экономическим и социальным исследованиям (входит в Управление исследований и инноваций Великобритании). Отчёт подготовили специалисты из вузов Великобритании, Австралии и Канады.

Они исследовали взаимодействие сектора высшего образования с поставщиками электронных технологий. Исследовался в первую очередь британский рынок, однако с выводами полезно ознакомиться и российским разработчикам EdTech-решений для вузов. Некоторые выводы о проблемах кажутся довольно универсальными независимо от привязки к конкретной стране, и о них стоит задуматься, если компания хочет предлагать свои продукты университетам.

Кроме того, этот отчёт полезен для понимания, почему реально качественный скачок в цифровизации работы вузов в ближайшие годы вряд ли возможен (спойлер: слишком много препятствий).

Аналитический отчёт составлен по итогам шести фокус-групп, в которых приняли участие 19 человек из 17 университетов Великобритании, а также восьми тематических исследований, половина из которых базируется на анализе данных из различных документов, собранных в вузах, а остальные, помимо таких данных, основываются на интервью с сотрудниками. Всего исследователи проанализировали 243 документа, собранных в вузах, и провели 14 глубинных интервью в четырёх университетах Великобритании. На основе всех этих данных они сделали целый ряд важных выводов.

Почему EdTech-компаниям трудно заходить в сегмент высшего образования

EdTech-компаниям трудно предлагать свои продукты на рынке высшего образования из-за того, что уровень цифровой зрелости у вузов слишком разный. Какие-то университеты пользуются устаревшим софтом, а какие-то — продуктами бигтехов (то есть больших корпораций вроде Microsoft). В результате EdTech-компаниям сложно выходить в этот сегмент — место зачастую либо уже занято более крупным конкурентом и туда не пробиться, либо это место ещё вообще не возникло из-за того, что применение в университете устаревшего ПО сильно затрудняет установку современных IT-разработок.

Фото: Studio Romantic / Shutterstock

В результате EdTech-компании предпочитают ориентироваться на рынок В2C, школ или корпоративного обучения (В2В), а не на вузы.

Тем не менее в университетах признают, что рост EdTech-индустрии, ускоренный пандемией, оказывает влияние на сектор высшего образования — цифровизация там всё-таки идёт, но медленно.

К качеству EdTech-решений есть вопросы

Исследование показало, что на рынке представлено не так уж много действительно качественных и продвинутых EdTech-решений для вузов, польза и эффективность которых соответствуют заявлениям их разработчиков и провайдеров. То есть многие из ключевых обещаний EdTech-индустрии для вузов ещё только предстоит реализовать.

Есть и ещё один нюанс — многие преподаватели предвзято относятся к цифровизации рабочих процессов и пока не доверяют инновационным решениям (заметим, что в России с этим ситуация аналогичная). Можно предположить, что это тоже связано с нереализованными обещаниями компаний.

Но отсутствие действительно качественных EdTech-решений в сегменте высшего образования означает и то, что это поле до сих пор остаётся довольно свободным от конкуренции (даже при условии тех ограничений, которые были упомянуты выше).

Получается, если кто-то из EdTech-разработчиков сможет предложить вузам действительно качественные инструменты, причём именно те, в которых у университетов есть потребность, то он будет в выигрыше.

Вузы не видят ценности учебной аналитики, основанной на пользовательских данных

Продвинутые EdTech-решения строятся на сборе и анализе данных об учебных и административных процессах в вузах, а также об учебном поведении студентов. Однако сбор, обработка и анализ данных требуют значительных ресурсов — человеческих, технологических и финансовых. При этом университеты, как показали исследования, не готовы платить больше за продукты, основанные на данных. Из-за этого многие EdTech-компании испытывают сложности с монетизацией своих продуктов.

Кроме того, в секторе высшего образования в целом реже проводят анализ пользовательских данных, чем на EdTech-рынке. В большинстве исследованных вузов вообще скептически относятся к учебной аналитике — попросту не верят, что она действительно обладает теми преимуществами, которые обещают EdTech-компании.

А ещё авторы отчёта отмечают, что у вузов недостаточно сотрудников, у которых хватает компетенций, чтобы правильно интерпретировать учебную аналитику и принимать эффективные решения на её основе. А расширение штата также требует дополнительных вложений. Отметим, что аналогичную проблему называли в 2023 году аналитики исследовательской компании HolonIQ, когда изучали вопрос о том, почему вузы не так уж активно пользуются возможностями ИИ.

Цифра не сокращает, а увеличивает расходы вузов

Часто одним из главных аргументов в пользу цифровизации вузов становится то, что она должна сократить их расходы. Однако на деле их траты зачастую, наоборот, растут, потому что им требуется не только оплатить продукты и услуги провайдеров (стоимость которых только растёт), но и расширить штат (например, становятся нужны специалисты по обработке данных, менеджеры поставщиков, облачные инженеры) и провести повышение квалификации действующих сотрудников.

Фото: Centre for Ageing Better / Unsplash

Из-за этого даже те вузы, которые хотели бы внедрять EdTech-решения, стараются экспериментировать с новыми продуктами и услугами лишь в пилотных проектах, доступ к которым обычно предоставляют либо бесплатно, либо за небольшую плату.

EdTech-компании иногда выглядят с точки зрения вузов «злодеями»

Хотя многие сотрудники вузов всё же считают образовательные технологии полезными, они называют два случая, когда деятельность EdTech-компаний вызывает у них недовольство или скептицизм.

Во-первых, это происходит при эксплуатации данных, накопленных вузами. То есть если компания использует эти данные для создания продукта, но не предоставляет к нему бесплатный доступ университету, чьи данные послужили базой.

Во-вторых, негативное отношение вызывают те EdTech-решения, которые бросают вызов самим университетам — например, теоретически способные заменить людей-преподавателей (боты-тьюторы/репетиторы), а также те случаи, когда есть сомнения в достоверности слов об эффективности предлагаемых решений.

EdTech-компании и вузы расходятся в представлении ключевых целей этих компаний

Под ключевыми целями внедрения технологий в образование обычно понимаются персонализация, автоматизация, повышение вовлечённости студентов и институциональной эффективности. Однако университеты и EdTech-компании по-разному понимают эти цели и то, как их достичь. Поэтому каждая из этих целей нуждается в уточнении, чтобы стороны понимали под ней одно и то же.

Между EdTech-компаниями и университетами существуют разногласия и в отношении того, как технологии влияют на будущее высшего образования.

Что, по мнению вузов, должно измениться

Участники исследования считают, что университеты должны занимать центральное место в дискуссиях о будущем сектора высшего образования и роли технологий в формировании этого будущего. Другими словами, вузы должны разработать собственное видение цифровизации будущего высшего образования. Респонденты обозначили три ключевые темы, требующие дальнейшего обсуждения:

  • Первая тема касается непосредственно сотрудничества вузов с EdTech-компаниями.

Так, по мнению опрошенных, технологические продукты для вузов должны разрабатывать компании, специализирующиеся именно на сегменте высшего образования (то есть они должны хорошо разбираться в специфике этого сегмента).

Ещё респонденты считают, что вузы должны сообща определить потребности сектора высшего образования, определяющие развитие EdTech-продуктов для него, а также единые критерии, на основании которых стоит принимать решения о внедрении технологий, чтобы это действительно шло университетам на пользу.

Кроме того, предполагается, что EdTech-компании должны сотрудничать с университетами при разработке новых цифровых решений для них, чтобы заменить устаревшие платформы.

Кроме того, участники исследования считают, что нужно следить за тем, как технологии влияют на сектор — на внутренние процессы, преподавателей и студентов.

Наконец, важно, чтобы у сотрудников вузов и студентов хватало цифровых навыков для взаимодействия с новым ПО.

При этом респонденты хотят, чтобы EdTech-разработчики фокусировались на ценности работы преподавателя, а не на повышении эффективности. Они также заявили, что EdTech должен отвечать потребностям университетов, а не собственным представлениям о том, что необходимо в этом секторе. И это, пожалуй, ключевые замечания.

  • Вторая тема связана с данными и управлением ими.

Представители вузов отметили, что в этой сфере на сегодняшний день отсутствует прозрачность, но она очень нужна. Это значит, что университеты должны информировать студентов о том, как собираются и используются данные о них. Более того, вузы и EdTech-платформы должны собирать только те данные, которые им действительно нужны, обосновывая это чёткими целями (а сейчас получается наоборот — стремятся собирать как можно больше всевозможных данных для ещё не опредёленных целей). Участники сектора также должны учитывать этику в области искусственного интеллекта и машинного обучения.

  • Третья тема связана с недопустимостью монополистических тенденций среди EdTech-провайдеров.

Опрошенные указали, что на каждую функцию, для выполнения которой вузам можно было бы привлечь технологии, на рынке зачастую представлено совсем мало сервисов — и все от технологических гигантов. Проще говоря, нет широкого выбора, а значит, и нет условий для борьбы разработчиков за качество. Поэтому многие вузы пользуются одними и теми же продуктами и не могут сменить провайдера, даже если бы захотели.

А ещё респонденты рассказали, каких технологий им не хватает. Во-первых, они часто упоминали про необходимость интеграции разных продуктов, чтобы у пользователей в конечном счёте был единый удобный интерфейс, дающий доступ к возможностям всех нужных платформ, приложений и сервисов.

Фото: Rawpixel.com / Shutterstock

Заметим, что это одновременно мечта и боль не только вузов, но и заказчиков из корпоративного обучения. Дело в том, что в обеих сферах у каждой организации за годы накопился «зоопарк» разнообразных не связанных друг с другом цифровых решений, и непонятно, как это всё «разгрести» и объединить в одну удобную экосистему. Можно ли придумать для этого относительно простой, а главное, не слишком дорогой способ — большой вопрос. Но если кто-то сможет это сделать, он совершит прорыв.

Во-вторых, как ни странно, при кажущемся многообразии предложений на рынке оказалось, что вузам до сих пор не хватает технологий, качественно поддерживающих онлайн-формат как для обучения, так и для проведения разных мероприятий. Например, речь о таких сервисах, которые помогали бы делать асинхронные занятия более увлекательными, проводить гибридные занятия, масштабировать онлайн-курсы или поддерживать виртуальные сообщества. Правда, чего именно в подобных сервисах не хватает вузам, в отчёте, к сожалению, не раскрывается.

В-третьих, сотрудники вузов хотели бы, чтобы проводился автоматизированный анализ данных для составления административной отчётности, которую им сейчас приходится вести.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована