6 EdTech-разработок на базе ИИ, которые упрощают жизнь преподавателей
Выбрали наиболее интересных, по оценке редакции, победителей и финалистов авторитетной премии The EdTech Awards 2024.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Премию The EdTech Awards учредили в 2010 году, и сейчас это один из крупнейших международных конкурсов в индустрии. Награду получают выдающиеся новаторы, руководители и трендсеттеры в области образовательных технологий. Участников оценивают по таким критериям, как эффективность и результаты, педагогическая работоспособность, качество клиентской поддержки, ясность образовательного контента, его ценность и потенциал. Всего в рамках премии в этом году было 78 номинаций.
Мы выбрали из всех победителей и финалистов проекты, которые помогают преподавателям решать разные задачи, за счёт чего у них высвобождается больше времени, которое они могут посвятить непосредственно обучению. И все эти разработки функционируют на базе искусственного интеллекта. Эти цифровые инструменты на российском рынке не представлены, однако они служат наглядными примерами того, как цифровизация может разгрузить педагогов.
Merlyn Origin — многофункциональный помощник учителя в классе
Во время урока педагогу нужно выполнять множество задач. Причём делать это нужно прямо в процессе объяснения темы — в том числе, запускать на доске показ презентации, переключать слайды и какие-то другие цифровые заготовки. Чтобы учителям не отвлекаться на эти мелочи, создан ИИ-помощник под названием Merlyn Origin.
Этот многофункциональный голосовой помощник на базе большой языковой модели, разработанной внутри компании группой исследователей из ведущих лабораторий, включая IBM Research, Amazon Alexa и Google Brain. По сути, аналог «Алисы» от «Яндекса» или «Маруси»» от VK, но для образованцев. Одновременно подключается к компьютеру и интерактивной доске. Учитель может давать разные команды, чтобы меньше отвлекаться от ведения урока.
Например, помощника можно попросить включить презентацию с определённым названием, которая сохранена на компьютере, найти что-то в интернете, ответить на вопрос, включить видео, опубликованное на YouTube, установить таймер и так далее. Управление происходит при помощи голоса и пульта. Merlyn Origin полезен и вне класса — он умеет генерировать планы уроков, формулировать критерии оценки работ и ставить отметки за них.
Компания-разработчик работает по модели B2S (business-to-school, бизнес — школе), которая широко представлена в США. Дело в том, что в штатах каждая школа и каждый образовательный округ могут самостоятельно решать, какие инструменты и софт использовать в рамках учебного процесса.
Cypher AI 360 — ИИ-конструктор курсов
Создать качественный авторский курс — непростая задача, которая требует большого количества времени и усилий. Конструктор курсов Cypher AI 360 облегчает этот процесс. Он работает на базе различных ИИ-технологий, включая ChatGPT.
Эта программа умеет не просто собрать курс из представленных материалов, но и сгенерировать его, исходя из целого ряда настроек, среди которых:
- уровень сложности;
- стиль языка;
- стиль изображений;
- озвучка;
- элементы геймификации и многое другое.
А ещё в конструкторе предусмотрена возможность проверить, не галлюцинирует ли нейросеть. Если программа находит несоответствия, то она предложит, что и как можно переформулировать.
По мнению разработчиков, программа берёт на себя около 80% рутинной работы, связанной с созданием курсов, а оставшиеся 20% — это проверка содержания курса. А его сборка программой займёт всего пять-десять минут.
Более того, конструктор поддерживает 50 языков, включая русский. Правда, пользователям из России вряд ли удастся оплатить его, поскольку это разработка американской компании, а значит, оплата российской картой невозможна.
Markr — инструмент для автоматизированного проставления оценок
Казалось бы, уже сложно кого-то удивить тем, что есть инструменты, которые могут, отталкиваясь от заданных критериев, оценивать работы учащихся и предоставлять обратную связь.
Но технологии не стоят на месте, и уже есть даже более продвинутые инструменты. Например, Markr — это ИИ-сервис, который генерирует фидбэк о проверенных работах, «понаблюдав» за тем, как это делает конкретный преподаватель, и научившись подражать ему. Программа учится формулировать обратную связь в том же стиле и с тем же уровнем строгости. Какие конкретно системы искусственного интеллекта помогают в этом, не уточняется.
Сервис можно использовать отдельно или интегрировать с LMS-платформами, которыми пользуются школы. А вот получить к нему доступ могут и отдельные педагоги — то есть чтобы пользоваться Markr, не нужно подключать целую образовательную организацию.
Как бонус — этот сервис можно использовать не только для проверки работ, но и для составления вопросов по учебному материалу для проверочных работ или экзаменов, а также для контроля, какие темы из плана уже пройдены на уроках.
Analytics & Insights — платформа для ведения аналитики по ученикам
В обычных школах численность классов немаленькая, а это значит, что учителям непросто уследить за образовательными потребностями каждого ученика, чтобы понимать, у кого какие пробелы в знаниях и по каким конкретно темам, какие задания нужны, чтобы подтянуть их по предмету, и так далее. А если учитель преподаёт сразу в нескольких классах (как обычно и бывает), то эта задача становится ещё более трудновыполнимой.
Компания PowerSchool разработала платформу Analytics & Insights, которая помогает отслеживать динамику по разным показателям и составляет аналитические дашборды и прогнозы, исходя из имеющихся данных.
Платформа анализирует успеваемость и посещаемость учеников, а также на основе этих данных составляет прогнозы о перспективах поступления в вуз или, наоборот, не окончить школу вовремя из-за плохих показателей.
Руководители учебных заведений тут могут увидеть информацию не только по отдельным классам, но также по всей образовательной организации и школьному округу. Помимо данных, доступных педагогам, администрация может получить прогноз о будущем числе первоклассников, а также анализировать потребность в кадрах.
А ещё разработчики обещают в скором времени добавить аналитику по профессиональному развитию для учителей. Платформа тоже работает по модели B2S (business-to-school, бизнес — школе).
AssessmentQ — инструмент для проведения и оценки экзаменов
Экзамены и тесты — порой настоящее испытание и для самих преподавателей, ведь их нужно не только принять и проверить, но ещё и составить задания для них. Все эти задачи можно делегировать нейросетям. С этой целью компания Televic разработала AssessmentQ — платформу для проведения и оценки тестов и экзаменов.
Сначала преподавателям предлагается собрать тест в конструкторе, в котором доступно более 20 типов заданий, включая:
- вопросы с несколькими вариантами ответов;
- открытые вопросы;
- вопросы по тексту;
- вопросы, основанные на изображениях;
- вопросы на сопоставление и сортировку.
Кроме того, в задания можно добавить изображения и видео. А ещё можно попросить ИИ помочь в составлении заданий. Помимо этого, в конструкторе предусмотрены дополнительные инструменты — например, можно ограничить время, выделяемое на выполнение заданий.
Когда тест готов, преподавателю остаётся только опубликовать его, и тогда он станет доступен учащимся, которым предстоит в них поучаствовать. Эти тесты также можно встраивать на сторонние платформы.
В ходе экзамена система отслеживает все действия учащихся, а затем составляет подробные отчёты — по самому испытанию, по каждому пользователю или по всем заданиям. И хотя система способна оценить задания, преподаватель может просмотреть все ответы, которые дали учащиеся, включая записи устных заданий.
Разработчики этой платформы предусмотрели разные тарифы — для частных пользователей и для целых образовательных учреждений.
Breakout Learning — помощник для оценки работы в малых группах
Одна из эффективных методик обучения — содержательные обсуждения в небольших группах. Однако такие занятия очень сложно реализовать в современных студенческих группах из-за их величины. А попытки давать на дом задания, которые учащиеся должны выполнять, разбившись на малые группы, тоже не всегда приносят плоды, так как преподаватели не могут наблюдать за этим процессом и точно знать, что все члены группы действительно участвовали в выполнении задания.
Эти проблемы решает проект Breakout Learning, команда которого переосмыслила подход к групповым заданиям. Сначала авторы компании с академическим бэкграундом составляют сценарии для учебных тем. После этого внутренняя команда по разработке учебных пособий и креативному повествованию создаёт цифровой контент, чтобы эти сценарии оживить. А после этого студенты получают подготовительные материалы по теме в виде подкастов (их также дублируют в формате PDF для тех, кому комфортнее читать, а не слушать).
После изучения материалов студенты могут пройти небольшой тест, чтобы проверить, насколько хорошо они усвоили тему. И затем учащиеся, распределённые на небольшие группы, подключаются к онлайн-классам. Сначала им показывают видеоролики по изученным материалам, предлагают пройти опросы или тесты, а после этого — приступить к дискуссии.
Платформа стенографирует всё сказанное на этих занятиях и параллельно оценивает высказывания участников в соответствии с серией критериев, которые разрабатывает автор кейса. Преподаватели могут войти на платформу и увидеть отчёт по каждому занятию — с подробной аналитикой по выступлению каждого студента. Эти оценки легко интегрируются с большинством LMS.
Изначально проект посвящён бизнес-образованию, но в будущем линейку дисциплин планируют значительно расширить, распространив на гуманитарные, естественно-научные и даже медицинские направления. Помимо этого, разработчики отмечают, что хотя в рамках Breakout Learning предусмотрена библиотека таких сценариев, они готовы создавать и кастомизированный контент.
Платформа продаёт доступы только образовательным учреждениям, а не отдельным преподавателям.