Дизайн
#Мнения

Южнокорейский дизайн: особенности, имена, проекты

Историк искусства Мария Савостьянова рассказывает о мастерах китча и экспериментаторах.

Иллюстрация: saejungoh.com / Полина Честнова для Skillbox Media

Южная Корея — страна, которая благодаря открытости, мощной экономике, умению адаптировать и генерировать новые технологии, стала территорией передового современного дизайна. Дизайн воспринимается как часть современной культуры, которая оригинальна, невероятно продуктивна и разнообразна. Корейцы — мастера китча, они не стремятся к чистоте канона и не боятся смешивать всё со всем.

Южнокорейские художники завоевали западный рынок с конца 1960-х. Дизайнеры пришли позже. Часть делают карьеры в Европе и в США, часть — учатся и работают в своей стране. Южнокорейские дизайнеры регулярно выступают на международных фестивалях — например, на Миланской неделе дизайна или на музейных площадках с групповыми выставками. Только что завершилась большая выставка в Музее Виктории и Альберта Hallyu! The Korean Wave.

Среди мест, где за корейцами следят особенно внимательно и дают возможность заявить о себе, лидируют Лондон и Милан. В Париже и Нью-Йорке любят корейское современное искусство, но отношение к дизайнерам скорее зависит от того, насколько артистичны их изделия. Дома поддержку дизайнерам оказывает Институт продвижения дизайна и ремёсел Кореи.

Промдизайнеры в этой стране чувствуют себя востребованными — благодаря развитым технологиям. Однако здесь чтут и традиции: например, костюм «ханбок», дом «ханок». Проектировщики развивают и трансформируют традиционные техники — лак, гончарное дело, плетение, работу с деревом, металлом, рогом (хвагак — раскрашенный рог).

В этой колонке я расскажу о южнокорейских дизайнерах, добившихся известности.

Чой Бенхун

Choi Byung-hoon

1952

Его называют патриархом корейского дизайна. Формально Бенхун — мастер по работе с деревом и камнем, но очевидно, что именно камни — его идея фикс. Ими заполнен дом Бенхуна в Паджу: они поддерживают столешницы, книжные полки, лежат на полу. Ещё дизайнер славится тем, что задники больших скамей из алюминия покрывает масляной живописью. Пример: Afterimage from the beginning of the world — вещь, сделанная в 1993 году из натурального камня, жезальквы (местная порода дерева) и с алюминиевым листом, покрытым масляной живописью.

Фото: Choi Byung-hoon / Sun Gallery

На Чой Бенхуна повлияла культура корейских учёных-конфуцианцев (сонби), считавших сдержанность добродетелью, а также идеи бездействия (увэй) Лао-цзы, учившего принимать природу такой, какая она есть. На столе в мастерской дизайнера стоит табличка с изречением Лао-цзы: «Выдающееся мастерство кажется неуклюжим; великая мудрость кажется глупостью».

Пространство мастерской Чой Бенхуна как бы принадлежит одновременно и скульптору, и каллиграфу, и учёному, и плотнику. Живёт он в Паджу, почти у самой «Линии перемирия», то есть близко к Северной Корее. В городе периодически слышна пропаганда, доносящаяся из громкоговорителей с территории Северной Кореи. Но именно Паджу кажется мастеру правильным местом, местом идеального соединения фэншуй с современной географией.

Самая известная вещь, созданная Чой Бенхуном, — гигантская скамья из чёрного базальта в форме обрезанного кабеля.

Фото: Choi Byung Hoon / Friedman Benda

Джей Сэ Чонъо

Jay Sae Jung Oh

1982

Родилась в Сеуле, живёт в Сиэтле. Суперзвезда, укоренённая на американском рынке — её представляет нью-йоркская галерея Salon 94 и Johnson Trading. После учёбы в сеульском Университете Кукмин уехала в США и продолжила образование в Академии Крэнбрук, главная специализация — 3D-печать. Сама считает себя ученицей постмодерниста Гаетано Пеше.

Именно в Крэнбруке её начал интересовать мусор. На территории академии всегда стоял самосвал, полный прототипов. Джей Сэ Чонъо соединяла обломки в прочную конструкцию — так она давала им новую жизнь. В ход шло всё подряд: велосипедная рама, сломанный стул, разбитая лошадка-качалка. Сначала она обматывала конструкции джутом, потом место джута заняла кожа.

Самая эффектная её серия — Savage Chair, бытовые предметы из пластика, вручную обёрнутые кожей. Например, диван собран из остатков пластиковой мебели массмаркета, обмотан тонкими ремнями из воловьей кожи по всей доступной площади поверхности. Мебель делается вручную, и вещи выглядят невероятно люксово.

Фото: Jay Sae Jung Oh

Юн Хонли

Jung Hoon Lee

1989

Дизайнер-мебельщик. Его концепция: преобразовать древнюю корейскую архитектуру, традиционные украшения и одежду — в мебель.

Heritage Gwol Юн Хон Ли — серия мебели, в которой черты классической корейской архитектуры — традиционного жилья ханоку — трансформированы в современный люкс. У дизайнера вкус к контрастным материалам: он элегантно сочетает нержавеющую сталь, ореховое дерево и гранит.

Heritage Gwol Console Table
Изображение: @leejunghoon_igi / «Инстаграм»*

Коллекция включает в себя столы, стулья, полки, предметы для хранения, а также скульптурные элементы. В каждом предмете отпечатан образ старинного жилья. Например, в мебели среди элементов — гива (giwa), традиционная корейская черепица, которой покрывают крыши ханоков. Серия «Наследие» пытается запечатлеть красоту различных типов гивы, а также красоту конструкции, поддерживающей крышу.

Ли Кванхо

Lee Kwangho

1981

Ли Кванхо родился и живёт в Сеуле. Он прославился благодаря предметам, сделанным вручную из повседневных материалов.

Самые узнаваемые работы Ли на сегодняшний день — стулья и лампы, сплетённые из кожи, трубок ПВХ, садовых шлангов и даже электрических кабелей. Ли Кванхо любит экспериментировать с формой: в разных сериях он работал с эмалированными медными изделиями и 3D-печатью.

NylonRope Archmair 2022
Фото: Lee Kwangho / Salon 94 Design
Фото: Lee Kwangho / ONE AND J. GALLERY
Фото: Lee Kwangho / ONE AND J. GALLERY

Дизайнер также проектировал интерьеры, например, сеульского чайного дома Osulloc, а также сотрудничал с люксовыми брендами, например Fendi, Bottega Veneta и Swarovski.

Фото: Amorepacific x Kwangho Lee / Studio Selo

В 2011 году Министерство культуры Кореи назвало Ли Кванхо художником года. Он был номинирован на премию «Выбор дизайнера будущего» жюри Design Miami/Basel в 2009 году. Работы проектировщика демонстрировались в галереях Johnson Trading Gallery, Victor Hunt, Karena Schuessler, Clear Gallery & Edition, Gallery Seomi, на групповых проектах и международных выставках, таких как Design Miami/Basel и Design Days Dubai. Работы Ли Кванхо включены в постоянную коллекцию Монреальского музея изящных искусств и Музея современного искусства Сан-Франциско.

Тео Янг

Teo Yang

1981

Преуспевающий интерьерщик, который проектирует мебель под собственным именем. Соотечественникам и американским декораторам он предлагает столы, кресла, стулья, шкафы, диваны, светильники и даже ширмы. Это приличная, дорогая мебель в стиле ар-деко с лёгким дальневосточным привкусом. Его сеульская студия реализует престижные проекты, например здание и интерьер международной галереи Тадеуша Ропака в Сеуле.

В портфолио студии Тео Яна также есть реконструкция галереи Корейского национального музея Кёнджу, проект Корейского культурного центра в Китае, караоке-зала в Лос-Анджелесе для крупного K-pop-лейбла SM Entertainment.

Национальный музей Кёнджу
Фото: Teo Yang Studio
Проект Корейского культурного центра в Китае
Фото: Teo Yang Studio

Тео Ян сотрудничал с домом обоев de Gournay, Fendi, швейцарской часовой компанией Vacheron Constantin. Недавно стало известно, что проектировщик запустил собственную линию по уходу за кожей EATH Library — так корейский дизайн встретился с K-Beauty.

Ян Союнджин

Yang Seungjin

1986

Ян Союнджин — почти деревенский парень, он родился в горном районе на Востоке Южной Кореи. Учился в Университете Хонг-Ик, специализация — работа с металлом. Однако основным источником вдохновения для Союнджина стали, как ни странно, воздушные шары. Дизайнера заинтриговало множество форм, которые они могут принимать.

Его серии «Дующие» (Blowing Series) включают табуреты, стулья и даже светильники. Воздушные шары как материал конструкции кажется полным нонсенсом, но дизайнер делает их прочными, выносливыми и долговечными, покрывая поверхность эпоксидной смолой. Уникальная техника позволяет мебели выдерживать значительный вес. Каждый предмет делается вручную.

Фото: Seungjinyang
Фото: Seungjinyang

Эффектные разноцветные предметы Ян Союнджина выставлялись на групповых выставках в Миланском музее культур, в Сеульском музее искусств, а также на международных проектах — XXl Triennale di Milano и Design Days Dubai.

Ким Джинсик

Kim Jinsik

1983

Ким Джинсик занимается скульптурой, дизайном, ремесленными практиками, инсталляциями, планировочным дизайном. Его любимый жанр — функциональные скульптуры, предметы мебели, которые выглядят как произведения искусства.

Коллекция Ким Джинсика Weight построена на визуализированном контрасте каменных глыб и металлических решётчатых структур. В коллекции «Волна» (Wave) посередине каменных столешниц лежит барьер в виде бегущей волны. Несколько столов этой коллекции были настолько поэтичны, что Ким Джинсик составил из них инсталляцию Playful Wave для g.gallery. В коллекции HalfHalf, которую можно назвать «напополам», главный принцип — сочетание металла или бетона с камнем. В каждой вещи металлическая часть и каменная «встречаются» и взаимодействуют.

Фото: Jinsik Kim
Фото: Jinsik Kim

Талантливого корейца не могли не заметить международные бренды: Ким Джинсик сотрудничал с Hermès, Baccarat и LG.

Ким Джиюн

Kim Jiyoun

1984

Живёт и работает в Сеуле. В основном занимается промдизайном, убеждённый минималист. Проектирует не только товары, но и бренды. Среди примеров — 52 Degree Collection, серия стульев с ножками, расположенными под углом 52 градуса, или, например, электрические вентиляторы Conbox. Последние сконструированы так, чтобы их можно было складывать, когда они не используются. У Ким Джиюна также есть серия скульптур Head Collage из керамики и металла тиражом в четыре экземпляра, которая по стилю немного напоминает фигуры испанца Хайме Айона.

Фото: Jiyoun Kim Studio™ / Behance
Фото: Jiyoun Kim Studio™ / Behance

Образование получил на родине, в сеульском Университете Хонг-Ик. В 2009-м создал консталтинговое агентство Jiyoun Kim Studio и работал над проектами звуковых систем, медицинского оборудования и других высокотехнологичных устройств. С 2009 года сотрудничал с отечественными и зарубежными компаниями — KT&G, Amorepacific, LG Electronics и LG Household & Health Care.

Ким Санхун

Kim Sang Hoon

1979

Дизайнер с мировым реноме. Получил образование в США — в Академии искусств Крэнбрука, Мичиган. Конёк Ким Санхуна — мебель из пенопласта. Мастер работает в компании, которой управляли три поколения его семьи. Его работы из пенопласта — кубовидные с пористой поверхностью — кажутся неземными, даже инопланетными.

Фото: Sang Hoon Kim / Side Gallery

Прежде чем дизайнер начал создавать мебель из пенопласта, он строил биоморфные табуреты и ширмы из стопок полированного ясеня, берёзы и орехового дерева. Он их аккуратно резал с помощью станка с ЧПУ, чтобы имитировать катящиеся волны или порывы ветра.

Чеон Чихо

Cheon Chiho

1996

Дизайнер продуктов Чеон Чихо — восходящая звезда. Его конёк — не просто эффектные идеи и изобретательные техники. Почти у всего, что он делает, есть социальный фокус.

Например, серия «Критерии» была вдохновлена жизнью бездомных, за которыми он пристально наблюдал на вокзале Сеула. Изделия коллекции выполнены из смеси гофрированного картона и бетона, отличаются грубыми текстурными деталями и тональными вариациями. Для Чеона Чихо сам выбор материалов — демонстрация разного уровня жизни в обществе. «Люди бетона» — сеульское благополучие, «люди картона» — сеульская обездоленность.

Фото: @ectodii / «Инстаграм»*
Фото: @ectodii / «Инстаграм»*

Ок Ким

Ok Kim

1983

Художник и дизайнер. Фактически она мастер одной техники: так или иначе во всех её работах использован традиционный корейский лак «отчил». Сегодня мало кто работает в этой трудоёмкой технике — многократного наслаивания и шлифования.

Ок Ким училась мебельному дизайну и работе с деревом в Пусанском национальном университете и в Университете Хонг-Ик. Три года изучала технику «отчил» у мастера Сона Дэхёна.​

Серия Merge (коллекция столов и табуретов) — самая известная работа Ок Ким. Она вдохновлена буддийским храмом Тхонгдоса, расположенном на южном склоне горы Йончхуксан в городе Янсан провинции Кёнсан-Намдо. В этом живописном месте идеально наблюдать смену времён года, поэтому краски четырёх сезонов легли в основу образов коллекции.

Фото: Ok Kim Studio
Фото: Ok Kim Studio

После коллекции Merge Series Ким расширила жанры и начала делать большие панно, скульптуры и инсталляции.

* * *

Корейские дизайнеры, безусловно, заслуживают внимания и восхищения. Вопрос только один: они на пике популярности или это только начало их глобального триумфа?

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Дизайнер интерьеров Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована