Ящик познания: знакомство с камерой-обскурой
Как эта маленькая коробочка повлияла на искусство и фотографию.


Фото: Ben McCanna / Portland Portland Press Herald / Getty Images
Камера-обскура — это не просто предшественник современного фотоаппарата, а настоящая дверь в мир психологии восприятия и визуального искусства.
Устройство, представляющее собой тёмную коробку с крошечным отверстием, стало ключом к пониманию того, как мы видим окружающий мир. Его история насчитывает тысячи лет, и на протяжении веков этот оптический феномен вдохновлял учёных, художников и изобретателей.
Разбираемся, как работает камера-обскура, как она повлияла на развитие науки и искусства и почему интерес к ней не угасает даже в цифровую эпоху.

Что это вообще такое?
Камера-обскура — это светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стене, который позволяет получать оптическое изображение объектов. При этом лучи света, проходящие через маленькое отверстие с линзой, передают изображение на экране перевёрнутым, но сохраняющим правильные пропорции и перспективу.
Камера-обскура не только простое устройство, но и очень древнее — первые упоминания о ней можно увидеть в трактате философа из Китая Мо-Цзы, написанном в V веке до нашей эры:
«Свет падает на человека — стрелами.
Свет от человека попадает в отверстие, формируя его картину.
Свет от головы человека — в нижней части картины.
Свет от ног человека — в верхней части картины.
Всё потому, что свет переворачивается в отверстии».
Также описание камеры-обскуры дал Аристотель. А в XI веке арабский учёный Ибн аль-Хайсам (Альхазен) из Басры, наблюдая за затмением солнца с помощью этого устройства, вывел основной принцип его работы. Также благодаря таким наблюдениям он понял, что свет распространяется линейно.

Как работает камера-обскура?
С точки зрения физики, камера-обскура работает на основе прямолинейного распространения света — одного из основных принципов оптики. Отверстие в камере-обскуре действует как простейшая линза — по сути, как точечный проектор.
Чем меньше отверстие, тем более резким получится изображение, но при этом оно будет тусклее, потому что проходит меньше света. Чем больше отверстие — тем ярче картинка, но теряется чёткость, потому что лучей становится слишком много, и они перекрывают друг друга.
Это работает так, потому что свет всегда движется по прямой линии. Когда он попадает на какой-то предмет, часть света поглощается, а часть отражается — именно отражённый свет мы и видим.
Причём отражённый свет сохраняет «информацию» о цвете и яркости поверхности предмета. В камере-обскуре через маленькое отверстие проходят только те лучи, которые идут по прямым линиям от разных точек предметов снаружи. И именно эти лучи, пройдя через отверстие, «рисуют» перевёрнутое изображение на противоположной стенке коробки.

В классической камере-обскуре нет ни линз, ни зеркал — она работает только за счёт отверстия и света. Но в более поздних версиях добавляли линзу, чтобы собрать больше света и сделать изображение чётче, и зеркало, чтобы перевернуть картинку обратно — такую спроектировал в 1686 году немецкий учёный и философ Иоганн Цан.
Бумагу на ней можно было положить на стеклянное окно в стенке горизонтально, и изображение-проекция на ней не было перевёрнуто, поэтому обводить по контуру его было ещё легче.
Как использовали камеру-обскуру?
В XIII веке английский философ Роджер Бэкон и французский астроном Гильом де Сен-Клу наблюдали с помощью камеры-обскуры за солнечными затмениями. Архиепископ Джон Пенхам в середине XIII века предположил, что она поможет отследить все движения Солнца, а астрономы XIV века Леви бен Гершом и Ибн аш-Шатир смогли измерить угловой диаметр Солнца и ближайших планет.
Кроме того, считается, что камере-обскуре в некоторой степени человечество должно быть благодарно за картины Ренессанса: Леонардо да Винчи описал устройство в своём трактате о живописи и вообще очень интересовался этим явлением.
Всего в своих блокнотах он начертил около 270 схем камеры-обскуры. Он систематически экспериментировал с различными формами и размерами отверстий и с несколькими отверстиями и даже сравнивал работу глаза с работой камеры-обскуры.
Больше всего его интересовала её способность демонстрировать основные принципы оптики: инверсию изображений через отверстие или зрачок и отсутствие изменения изображений.

Читайте также:
Считается, что художники эпохи Возрождения использовали устройство, чтобы проецировать изображения и писать картины с неискажённой перспективой и пропорциями. Особенно это помогало, когда надо было изобразить архитектуру.
В частности, использование камеры-обскуры приписывается художнику Яну ван Эйку — считается, что одним из доказательств этой теории служит его работа «Портрет четы Арнольфини» 1434 года: исследователи отмечают, что стоит присмотреться к зеркалу, изображённому на картине, и рассмотреть канделябр, который художник написал с большой детализацией. Также считается, что камерой-обскурой в своей работе пользовался и Ян Вермеер.

Изображение: Лондонская национальная галерея

Читайте также:
Камеру-обскуру ценили не только художники и физики, которые с её помощью объясняли принципы работы света, — она вызывала интерес и у видных философов. Так, Рене Декарт считал её моделью не только глаза, но и разума, а Джон Локк использовал её в качестве метафоры человеческого понимания как такового.
Камера-обскура как предок фотоаппарата
Конечно, эволюционный путь от чёрной коробки до камеры в вашем смартфоне примерно такой же, как от одноклеточного до котиков, но именно понимание, как свет переносит информацию об объекте и формирует изображение, легло в основу технологии современных фотоаппаратов.
Сначала камеру-обскуру использовали художники, которые вручную копировали полученное изображение.
Потом устройство усложнилось и с линзой и зеркалом внутри стало напоминать видоискатель фотоаппарата.
А настоящий прорыв случился в XIX веке, когда учёные начали экспериментировать с химическими веществами, чувствительными к свету.
Француз Жозеф Нисефор Ньепс в 1826 году смог зафиксировать изображение, проецируемое камерой-обскурой, на покрытую битумом пластину. Это считается первой фотографией в истории.
После этого Луи Дагер разработал дагеротипию — первую массовую технологию фотофиксации. По сути, она представляла собой камеру-обскуру с фотоматериалом внутри. Так камера-обскура превратилась в фотоаппарат.

Читайте также:
Камера-обскура сейчас
Камера-обскура до сих пор используется в современном искусстве — например, для создания инсталляций.
С ней работают современные художники Джеймс Таррелл, Абелардо Морелл, Вера Люттер и даже Минни Вайс, младшая сестра актрисы Рейчел Вайс, — она адаптирует технику, чтобы превратить целые комнаты в камеры по всей Европе и описывает себя как «архитектурного детектива».

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!