Дизайн
#статьи

Бесконечная прокрутка, пагинация и «‎Показать ещё». Что и когда лучше использовать

Рассказываем, для чего дизайнеры делят контент страницы и какой из способов лучше использовать для своего проекта.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Что это вообще такое и зачем нужно?

Если на одной странице расположить сразу 50 карточек с товарами или 2 тысячи новостных заметок, сайт или приложение будет грузиться очень долго. Чтобы этого избежать, дизайнеры делят контент на части и показывают их с помощью пагинации, бесконечной прокрутки или кнопки «Показать ещё».

Пагинация — распределение информации постранично, как в поисковиках Google и «Яндекс». Каждая страница пронумерована и на ней всегда фиксированное количество информации.

Бесконечная прокрутка — распределение всей информации на одной странице, как в социальных сетях Facebook**, Instagram*, Twitter. Во время прокрутки контент подгружается незаметно для пользователя, из-за чего страница кажется бесконечной.

«Показать ещё» — компромисс между пагинацией и бесконечной прокруткой. На странице отображается фиксированное количество контента, а новый появляется по нажатию кнопки «Показать ещё».

У каждого из этих видов есть и достоинства, и недостатки. Поэтому использовать одно и то же решение во всех проектах не выйдет.

Расскажите конкретнее про пагинацию. В чём её преимущества?

  • Ощущение контроля: разбивка на страницы позволяет заранее увидеть приблизительное количество информации на сайте.
  • Простой поиск: пользователям гораздо проще выбрать что-то из ограниченного количества информации.
Демонстрация работы пагинации. Пользователь переключается между страницами, на которых он видит фиксированное количество информации
Изображение: Анна Турос для Skillbox Media

Хорошо. Но у неё же наверняка есть недостатки?

  • Клик дорого стоит: чтобы переключить страницу, пользователю придётся принять решение, подготовиться к смене контента и последующей загрузке. Поэтому многие изучают только первую или несколько первых страниц.
  • Вынужденное ожидание: при медленном интернете загрузка нового контента может быть слишком долгой, из-за чего пользователь может отвлечься и потерять интерес к сайту.
  • Дискомфорт в мобильной версии: кнопки переключения между страницами могут оказаться очень мелкими, из-за чего попасть по ним пальцем бывает трудно.

А что за бесконечная прокрутка? В чём её особенности?

  • Отсутствие кликов: пользователю не нужно нажимать никаких кнопок, чтобы посмотреть весь контент страницы. Поэтому потенциальный посетитель будет больше времени проводить на сайте, так как при просмотре он тратит меньше энергии.
  • Комфорт в мобильной версии: в любом телефоне стандартные приложения, например записная книжка или настройки, уже имеют бесконечную прокрутку — поэтому пользователям кажется логичным, что всё в телефоне может работать так же.
  • Почти полное отсутствие задержек: вся информация появляется сразу по мере прокрутки. Благодаря этому пользователь не ждёт, пока прогрузится новая страница.
Демонстрация работы бесконечной прокрутки. Пользователь просто скроллит сайт, а новая информация подгружается автоматически
Изображение: Анна Турос для Skillbox Media

Ого, бесконечная прокрутка кажется гораздо лучше обычной пагинации! Но разве у такого способа нет недостатков?

Конечно есть:

  • Переизбыток выбора: исследования показывают, что слишком широкий ассортимент может привести к дополнительным сомнениям и пользователь будет дольше принимать решение о клике и покупке.
  • Сложный поиск: если пользователь знает, что именно он хочет, ему придётся потратить больше времени на прокрутку ненужных ему вариантов в ленте. Эту проблему можно решить поиском, но в выдаче может оказаться и 200 разных товаров или ссылок.
  • Практически невозможно запомнить местоположение нужной информации.
  • Отсутствие закладок: невозможно скопировать ссылку на страницу с определённым количеством товаров, чтобы вернуться к выбору позже.
  • Сложный доступ к «подвалу»: бесконечная прокрутка не даёт прокрутить сайт до конца, поэтому пользователь не сможет увидеть важные ссылки внизу сайта.
  • Не позволяет заранее оценить общее количество элементов.
  • Проблема привыкания: пользователям сложно перестать скроллить ленту. Доктор философии Мичиганского университета Даниэль Крюгер в своей статье пишет, что бесконечная прокрутка способна заставить человека просматривать всё больше и больше контента вне зависимости от его желания. Изобретатель бесконечного скролла Аза Раскин публично извинился за своё изобретение в Twitter, так как эта прокрутка заставляет пользователей бесконтрольно тратить время на социальные сети.

А что за кнопка «Показать ещё»? У неё есть преимущества?

  • Простой поиск: как и в пагинации, пользователю проще сконцентрироваться на чём-то конкретном, так как количество информации на странице ограничено.
  • Комфорт в мобильной версии: кнопку «Показать ещё» удобно нажимать как на компьютере, так и на телефоне.
  • Легко отследить вовлечённость: если пользователю интересно находиться на вашем сайте, он будет продолжать нажимать на «Показать ещё» — это легко отследить трекерами «Яндекса» и Google.
Демонстрация работы прокрутки с кнопкой «Показать ещё». Как только пользователь доходит до конца страницы, он нажимает на кнопку «Показать ещё», чтобы загрузить новый контент. Затем он повторяет действия, пока на странице не отобразится вся информация
Изображение: Анна Турос для Skillbox Media

Окей. Расскажите мне о недостатках этой самой кнопки «Показать ещё»

  • Не позволяет заранее оценить общее количество элементов.
  • Отсутствие закладок: невозможно скопировать ссылку на страницу с определённым количеством товаров, чтобы вернуться к выбору позже.

А что в итоге стоит брать?

Это зависит от задачи. Вам могут пригодиться все варианты, но в разных проектах.

  • Страницу с обычной пагинацией можно легко сохранить в закладки, а выбрать что-то конкретное проще, если количество товаров на странице ограничено. Поэтому такой способ хорошо сработает в дизайне интернет‑магазина. Обычная пагинация есть, например, на сайтах Farfetch, Wildberries и Lamoda.
  • Бесконечная прокрутка позволяет показать большое количество контента и не требует от пользователя дополнительных усилий. Поэтому такой способ подходит, если вы хотите задержать пользователя на сайте. Бесконечная прокрутка используется во всех популярных социальных сетях и большинстве мобильных приложений: от фитнес-трекеров до календарей.
  • «Показать ещё» помогает отслеживать вовлечённость пользователей и упрощает поиск чего-то конкретного. Этот способ подойдёт для дизайна интернет-магазинов, новостных сайтов. Например, «Показать ещё» используется в редакциях Skillbox Media или на сайте ТАСС.

Все эти варианты можно комбинировать. Например, у поисковика Google в версии для компьютеров используют пагинацию, а в мобильной версии — кнопку «Показать ещё».

Что бы вы ни выбрали — тестируйте. Только с помощью обратной связи от пользователей вы сможете определить, правильно ли организовали навигацию и насколько комфортно её использовать.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована